Учетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 13:17, реферат

Описание

В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности. Эта самостоятельность реализуется путем формирования учетной политики. Она является одним из главных элементов документооборота любой организации, и при грамотном подходе к ведению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА 4
1.1 Общие требования к формированию учетной политики 4
1.2 Формирование учетной политики 6
1.3 Допущения и требования при формировании учетной политики 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
Список используемой литературы 11

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 32.25 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА 4

1.1 Общие требования к формированию учетной политики 4

1.2 Формирование учетной политики 6

1.3 Допущения и требования при формировании учетной политики 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

Список используемой литературы 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Переход к рыночным отношениям в экономике  повлёк за собой глубокие изменения  по организации и ведению бухгалтерского учёта на предприятиях различных  отраслей народного хозяйства. Эти  изменения в значительной  степени  обусловлены быстрым развитием  и налаживанием экономических связей субъектов Российской Федерации  с иностранными фирмами и компаниями. В связи с реформированием  системы бухгалтерского учета, целью  которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в  соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами  финансовой отчетности, хозяйствующим  субъектам предоставляется все  больше самостоятельности в организации  бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской  отчетности. Эта самостоятельность  реализуется путем формирования учетной политики. Она является одним  из главных элементов документооборота любой организации, и при грамотном  подходе к ведению учетной  политики  можно добиться  весьма существенного повышения  эффективности производственной  или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить  функциональные обязанности  между структурными подразделениями и исполнителями организации.  

 

1.УЧЕТНАЯ  ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ  ФИНАНСОВОГО УЧЕТА

    1. Общие требования к формированию учетной политики
 

     Из  п. 1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления  учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов — формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики.

     Первый  этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано только для кредитных  организаций, находящихся на территории Российской Федерации (которые могут  формировать учетную политику, исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности). Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам  либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых устанавливается законодательно.

     Учетная политика организации – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

  • первичного наблюдения;
  • стоимостного измерения;
  • текущей группировки;
  • итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

     К способам ведения бухгалтерского учета (в соответствие с п. 3 ПБУ1/98) относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости  активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

     Еще один перечень способов ведения бухгалтерского учета приведен в п. 12 ПБУ 1/98. Разница между ними состоит в том, что перечень, изложенный в п. 3 применяется при формировании учетной политики, т.е. оформление соответствующего распорядительного документа, а перечень приведенный в п. 12, обязателен на этапе обеспечения гласности учетной политики, то есть доведения ее до заинтересованных пользователей.

     В соответствии с п. 9 ПБУ 1/98 принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. Так как вид организационно-распорядительного  документа жестко не определен, наиболее целесообразным представляется оформления принятия учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены её основные элементы, а те элементы, которые требуют подробной разработки и занимают сравнительно большой объем, следует помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить:

    • формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм;
    • структура и состав структурного подразделения организации, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;
    • график документооборота и т.п.

     Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа (п. 10 ПБУ 1/98). Это значит, что приказ (или распоряжение), утверждающий при пятне учетной политики, должен быть подписан руководителе организации не позднее 31 декабря года, предшествующего тому в котором данная учетная политика будет применяться.

     Данное  требование может показаться невыполнимым, если  вспомнить, что некоторые документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности утверждаются «задним числом». Однако ПБУ 1/98 предусмотрена возможность внесения изменений в учетную политику в течение отчетного года – в случае если появляются  новые нормативные документы. Этим правом можно воспользоваться и тогда, когда опубликование вновь утвержденного документа не позволяет учесть его требования при разработке учетной политики на очередной год.

     Вновь созданная организация оформляет  избранную учетную политику в  соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией ученая политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) (п.10 ПБУ 1/98).

     В соответствие с ПБУ 1/98 учетная политика основной организации применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. А Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112, допускают использование различных учетных политик головной и дочерней организаций: "Если при составлении бухгалтерской отчетности какого-либо  дочернего общества использована учетная политика, отличная от используемой  для составления  сводной бухгалтерской отчетности, то до объединения такой бухгалтерской отчетности с бухгалтерской отчетностью головной организации других дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность  она приводится в соответствии  с учетной политикой, используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности”.

     Иначе говоря, в первом случае речь идет о  структурных  подразделениях одного юридического лица, а во втором — о разных юридических лицах. 

    1. Формирование  учетной политики
 

     Учетная политика организации, начиная с 1999 года,  формируется главным и  бухгалтером (бухгалтером) организации  на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем  организации.

     При этом утверждается:

     рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

     формы первичных учетных  документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности – в соответствии с Порядком поэтапного введения  в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории  Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным совместным постановлением Госкомстата  России по согласовании  с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти  по следующим разделам учета:

  • сельскохозяйственной продукции и сырья;
  • труда и его оплаты;
  • основных средств и нематериальных активов;
  • материалов;
  • малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  • работ в капитальном строительстве;
  • работы промышленных машин и механизмов;
  • работ в автомобильном транспорте;
  • результатов инвентаризации;
  • кассовых операций;
  • торговых операций.

           порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Общие требования к  порядку и срокам проведения инвентаризации определены ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и п. 26 – 28 Положения по ведению бухгалтерского учета. Детализация требований  осуществлена в Методических указаниях № 49

     В соответствии с перечисленными документами  целью инвентаризации является обеспечение  доверенности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации.

     В ходе инвентаризации имущества и  обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации  определяются  руководителем организации. За исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

     Следовательно, указывать в учетной политике организации обязательность проведения инвентаризации в перечисленных  случаях (кроме проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности) необязательно. Однако в учетной политике должен быть определен список материально ответственных лиц, при смене которых инвентаризация обязательна. Кроме того, в учетной политике на каждый год должен определяться состав инвентаризационных комиссий по видам инвентаризаций (по видам инвентаризируемого имущества). 

     Инвентаризацию  отдельных видов имущества и обязательств проводится в разные сроки, например основных средств - не ранее 1 ноября отчетного года (1 января  1999 года допускается проведение инвентаризации объектов  основных средств один раз в три года, а библиотечных фондов один раз в пять лет); капитальных вложений – не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 декабря отчетного года и т.д. В настоящее время не существует нормативного документа, который бы директивно определял сроки начала и окончания инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств.

     методы  оценки активов и  обязательств – основные принципы оценки активов и обязательств приведены в ст. 11 Закона о бухгалтерском учете. В нем говорится, что оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности в денежном выражении;  оценка приобретенного за плату имущества осуществляется суммированием фактически произведенных расходов на его покупку.

     правила оценки статей бухгалтерской  отчетности

правила документооборота и  технология обработки  учетной

информации;

     порядок контроля за хозяйственными операциями;

     другие  решения, необходимые  для организации  бухгалтерского

Информация о работе Учетная политика