Биологические и медицинские труды Авиценны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 04:57, курсовая работа

Описание

Ибн Сина или Авиценна - знаменитый ученый средневекового Востока, образ которого стал мифическим. Его называют «Аристотелем средневекового Востока», подчеркивая то, что он систематизировал и синтезировал все научные знания, которые были накоплены к тому времени. Действительно, труды Авиценны - вершина развития научной мысли эпохи средневековья. Образ, да и сама жизнь, этого человека противоречивы. Он сумел не только обобщить имеющиеся научные достижения, но и дал мощный импульс дальнейшему развитию знания, однако в те времена фундамент религии был незыблем, а человек был всего лишь песчинкой, потому импульс этот оказался слабым, и со временем многие великие научные открытия Авиценны затерялись во времени и пространстве.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Факторы, повлиявшие на формирование научных взглядов Авиценны. Жизнь и творчество Авиценны 4
Глава 2. Биологические и медицинские труды Авиценны 12
Заключение 26
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Авиценна.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

      Третья  книга «Канона» самая большая  из пяти книг. Состоит из 22х частей, посвящена отдельным органам и системам человеческого организма. В каждой части даются описания анатомии и физиологии соответствующего органа и системы. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим введением. Затем разбирается патология этого органа, описываются причины и симптомы болезней. После этого излагаются методы лечения соответствующего заболевания. В основе классификации заболеваний лежит локалистический принцип. Таким образом, эта книга может называться полным учебником по частной патологии и терапии.

      Четвертая книга состоит из 7 частей. В ней разбираются некоторые важные вопросы из практической медицины. В основном она посвящена лихорадкам, опухолям, травматологии, токсикологии. Так, первая часть - своеобразный раздел, посвященный инфекционным заболеваниям. Во второй части описываются течения болезней, под влиянием факторов извне, и возможный их исход. Третья часть посвящена различным воспалительным опухолям. Подробно описываются признаки и лечение рака и проказы. В параграфе, посвященном злокачественным опухолям, Авиценна придерживается мнения о необходимости оперативного вмешательства, подчеркивая особую опасность заболевания. Ибн Сина высказал мнение о паразитическом происхождении Ришты (дракункулёза) — болезни, чрезвычайно распространенной в Средней Азии вплоть до ХХ века. Четвертая часть посвящена вопросам травматологии - ранам, ушибам, ожогам, кровотечениям. Авиценна провел их подробную классификацию и изложил методы лечения, здесь же есть описание вопросов по лекарственной терапии. Пятая часть посвящен вывихам и переломам. Здесь Ибн Сина подробно описал признаки вывихов суставов и методы вправления суставов, он разгадал механизм вывихов костей: «Некоторые люди предрасположены к вывихам в суставах, ибо ямки в костях суставов у них не глубокие, так что входящие в них головки держатся неплотно, а лежащие между суставами связки не крепкие, а слабые и тонкие от природы или влажные, легко поддающиеся растяжению, или к ним изливаются вязкие, способствующие скольжению жидкости, или обламываются края костей суставов, в которые входят головки, и ямки оказываются заполненными щербатыми осколками» [1, 301]. Его травматология действительно уникальна способы вправления костей действительны и сейчас и носят название «способ Авиценны». Ибн Сина одним из первых классифицировал переломы на открытые и закрытые. Для лечения переломов ученый применил тугую повязку и компрессию при помощи специальных приспособлений. Шестая часть посвящена токсикологии, то есть ядам и противоядиям, Авиценна разбирает природу и влияние их на организм. Седьмая часть посвящена косметике. Рассматриваются всегда актуальные вопросы ухода за волосами, кожей, ногтями. Авиценна упоминает о татуировке и о способах ее удаления. Также в этой части рассматриваются вопросы кожных заболеваний : лишая, чесотки, бородавок и т.д.

      Пятая книга  - это, по сути, исчерпывающее  для своего времени руководство  по фармакопее. В ней подробно излагаются способы изготовления и применения различных форм лекарств сложного состава. До тридцати семи веществ могут входить  в них. «Это лекарство применял Гален, – часто пишет Ибн Сина, – это известное индийское лекарство, а это – открыто мной» [1, 352]. Книга состоит из двух глав. В первой описываются лекарственные формы, их приготовление и хранение, во второй излагаются способы применения лекарственных средств при различных заболеваниях. Любопытно, что в «Каноне врачебной науки» содержатся указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении. В конце книги даны единицы мер весов. .

      Этим, однако, не исчерпывается богатейшее содержание работы: в «Каноне» Ибн  Сина уделяет внимание и проблемам  психологии. Психические расстройства интересовали его не только с чисто врачебных позиций, но и как объект психологического исследования. Ученые и врачи, читая книги «Канона», переписанные Джузджани, а потом размноженные переписчиками, поражались. Новое, неведомое раньше науке встречалось в этих книгах на каждой странице: Ибн Сина первый проанализировал причины, симптомы и способы лечения таких страшных болезней, как менингит и люэс, плеврит и язва желудка. Он первый отделил чуму от холеры, описал проказу, желтуху, описал и отделил от других болезней сибирскую язву. Ибн Сина не знал, что пройдет больше восьмисот лет, и только тогда Пастер подтвердит его гипотезу о вирусах – о невидимых возбудителях болезней, которые живут и в воде, и в воздухе.

      Огромное  внимание в «Каноне» Ибн Сины уделено  и, казалось бы далеким от лечения болезни вещам — в трактате содержится много тонких наблюдений над детьми и разумных советов по всестороннему их воспитанию. Авиценна заботился не только о физическом, но и о духовном здоровье,о том, чтобы из ребенка вырос добрый, умный, умелый человек.

Большое внимание Авиценна уделял и физическим упражнениям, называя их «самым главным условием» сохранения здоровья. На следующее место он ставил режим питания и режим сна.

      Еще одной необычной для того времени  стороной «Канона врачебной науки» является точное описание клинической картины болезней, тонкости диагностики. Описания ряда клинических явлений, их объяснения говорят о необычайной наблюдательности Ибн Сины, его таланте и опыте. В диагностике же Ибн Сина пользовался определением влажности или сухости кожи, осмотром мочи и испражнений, ощупыванием и наблюдением за пульсом. Ибн Сина создал такое учение о пульсе, к которому с тех пор трудно что-нибудь добавить.

      Ибн Сина не знал, что его «Канон»  скоро станет медицинской энциклопедией  во всех странах мира. В Европе будут учить по нему врачей.

      Каждая  работа Авиценны содержит бесценные  сведения биологического и медицинского характера. Например, в работе «О пульсе»  подробно и всесторонне описаны  разновидности пульса. Ибн Сина по пульсу определял многие заболевания. Но он указывал на зависимость пульса не только от различных заболеваний, но и различных эмоциональных состояний (радость, страх), пола, возраста, приема пищи, времени суток (утро, вечер) и т.д.

      Гениальные  идеи Авиценны со временем были подтверждены и описаны различными учеными мира. Ибн Сина первым указал на роль нервной системы в патогенезе бронхиальной астмы: «она возникает от повреждения начальных мест органов дыхания - то есть нервов спинного и головного мозга». К такому выводу пришла и современная медицина. Ибн Сина первый в истории медицины описал картину, лечение и причину болезни, считавшейся в Европе самой загадочной - бешенство, и указал, что лучшее лекарство - в современном понятии — прививка.

      Ибн Сина первый в истории медицины отделил  оспу от кори, выделил ветряную оспу в самостоятельное заболевание. Он первым применил при лечении сифилиса ртуть. Ибн Сина указывал на важность проблемы диабета и выпадения сахара в моче больных. Он указал на причину болезни - нарушение функций печени, механическая и паренхиматозная желтухи. Современным врачам почти не пришлось ничего добавлять в описания болезней, данные Авиценной. Ибн Сина первый в истории медицины указал на заболевание инфаркта миокарда: «иногда в сосудах сердца происходят закупорки, которые вредят действиям его» [1, 278]. Ученый указал на связи заболевания сердца с болезнями других органов -  современная медицина определила это только в ХХ веке. Авиценна первым в истории медицины высказал предположение о заразности чумы, а также верно указал на переносчиков возбудителя заболевания - крыс. Указал он и на «вредоносного комара» - возбудителя кожного лейшманиоза. Ибн Сина первым применил пальпацию печени и перкуссию при установлении диагноза. Он придумал различные вспомогательные хирургические инструменты. Свой вклад ученый внес практически во все области медицины: в гинекологии он  установил, что выкидыши зависят «от матки, от чрезмерной ширины ее устья, и малого сжатия ее» [1, 179] - этот факт будет установлен современной медициной лишь в 1948 году. Им описаны многие уникальные хирургические операции. Я остановлюсь только на упоминании о так называемом Ибн Синой новом щадящем способе пришивания кожи к краям разреза при вскрытии дыхательной трубки во время удушья.  Ценны мысли Ибн Сины и для биоритмологии - он говорит о наличии биологических ритмов в тканях, органах, теле и, что они тесно связаны с окружающей ритмикой среды. Общепризнанным считается приоритет Ибн Сины и вопросе локализации отдельных участков мозга, как причин тех или иных физиологических функций и психологических процессов. Впоследствии это получит экспериментальное и клиническое подтверждение и станет основой наук таких как нейрохирургия, неврология, психология, психиатрия и др. Реализация идей Ибн Сины прослеживается и в современной практической жизни - всем известен, например, «детектор лжи». Никто из предшественников Ибн Сины не разбирал научные основы психиатрии. Авиценна тонко отличал психопатологическое расстройство от психических и неврологических состояний. Он понимал необратимость течения психических заболеваний. Его описание психических отклонений по всей шкале от маний до меланхолии дали основу науки о депрессивных состояниях. Ценно утверждение о переходе меланхолии в шизофрению. Кроме того, Ибн Сину можно считать основоположником геронтологической психиатрии. Он также дал описание эпилепсии. Авиценна четко представлял картину нервной системы и ее регуляторных механизмов (в современной медицине это соматическая и вегетативная часть нервной системы). Ученый внес большой вклад в глазную хирургию. Удивительные способности Авиценны к диагностике и сейчас поражают: он умел различать 15 видов боли, 48 видов пульса с десятью параметров каждый, 26 видов дыхания, 9 вкусовых признаков лекарств, 22 цвета мочи (на современном этапе развития медицины выделяют только 12-15). Ибн Сина открыл очищенную (дистиллированную) воду. Многие лекарственные препараты, изобретенные и введенные Авиценной используют в медицине и по сей день. Ибн Сина высказал гениальную догадку о патогенных микробах, попавших в рану  и вызывающих ее загноение. Вместе с тем, ученый всегда подчеркивал необходимость строгой индивидуализации каждого случая заболевания, обращая внимание на изучения больного организма в целом с учетом условий жизни и быта.

      Таким образом, бесспорно, «Канон медицины», «Книга исцелений» и другие медицинские трактаты Авиценны не были лишь суммой прошлого врачебного и научного опыта, наряду с изложением и комментированием античных авторов, эти работы содержали оригинальные данные и мысли в области медицины и биологии. Труды Авиценны знаменуют высшую точку развития арабской медицины.  

      Оригинальный  и необычный труд Авиценны — Урджуза (Ал урджуза фи-т-тибб) — поэма  о медицине. Это произведение стоит  на втором месте после «Канона  врачебной науки» по содержанию и охвату материала. Поэма эта особенная. Ее героем была медицина, все медицинские знания. «Она составлена в простом изложении, понятными стихами, так, чтобы было нетрудно ее читать», – написал сам Ибн Сина в предисловии. По этой поэме даже школьник мог изучать медицину. Поэма написана красивыми, образными стихами. В прозе начало ее звучит примерно так: «Поэты – принцы вселенной; врачи руководят телом. Красноречие упомянутых выше радует душу; преданность последних исцеляет болезни. Эта поэма содержит всю теоретическую и практическую медицину. И я в ней излагаю в стихах все мои знания этой науки… Медицина – это охрана здоровья и лечение болезней...»  Поэма была переведена на латинский язык еще в XII веке Герардом Кремонским (1114—1187), с XV по XVII вв. она печаталась на латыни. Позже эта книга переводилась и издавалась на других европейских языках.600 лет изучали поэму во многих медицинских школах.

Симптомы  общие определить есть средство

Одно  – исследовать мозг, печень, сердце.

Из благородных  органов они

Важнейшие – и важность их цени.

                                                  Авиценна. Из книги «Поэма о медицине» [2, 48].

      Ибн Сина был опытным врачом и выдающимся теоретиком в области биологии и  медицины. Он значительно обогатил клинику новыми способами диагностики и лечения болезней. Ибн Сина до конца своей жизни продолжал научную деятельность и оставил научное наследие по различным вопросам естествознания, философии, биологии, медицины и других наук.  Большая часть работ Ибн Сины была утеряна, а некоторые произведения восстановлены учеными средневековья уже слишком поздно и, конечно, ряд вопросов они освещали со своей точки зрения. Поэтому в документах можно встретить разночтения. Однако, даже не смотря на это, работы Авиценны получили высокую оценку и были необычайно популярны не только на Востоке, но и в Европе. Доказательством может служить тот факт, что после изобретения книгопечатания в XV веке, в числе первых изданий, сразу же после Библии, были напечатаны пять томов «Канона врачебной науки» Авиценны.

      До 18 века центральные университеты Франции, Испании, Италии, Англии, Германии изучали  «Канон» как основу медицины в  течение 600 лет. Первый перевод этого  выдающегося труда с арабского  на латынь сделал Герард из Креманы  в 12 в. (по приказу Фридриха Барбароссы). Первое печатное издание «Канона» вышло в 1473 году. В 1476 - 1479  «Канон» издавался в Падуе, в 1482- 1500  - в Венеции. В 1543 в Риме работа вышла в типографии Медичи, на арабском, а в 1593 — на французском языках. Всего к 17 веку этот труд выдержал около 40 полных изданий. С этим могла соперничать только Библия. Киев, Новгород, Москва познакомились с «Овсиньевой мудростью» в 15 веке. Исключительно важный из медицинских трактатов «Канон врачебной науки» - это величайшее творение в 1954 - 1960 годах было переведено и издано на русском и узбекском языках.  Однако на протяжении дальнейшего времени оценки трудов Авиценны в Европе не были столь однозначно высокими: интересны отношения и высказывания в адрес Авиценны различных европейских мыслителей. Так Авензоар и другие противники — современники Ибн Сины говорили о нем: «еретик, продавший душу дьяволу», «бумагомаратель». Совсем иначе оценивает ученого великий деятель эпохи Возрождения Микеланджело (16в.): «Лучше быть неправым, поддерживая Авиценну, чем правым, поддерживая других». В эпоху Просвещения всех ученых средневековья подвергали критике, вот и об Авиценне немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (19в.) отзывается пренебрежительно: «Переписчик чужих книг ... простой комментатор Аристотеля». Е.Э. Бертельс (20в.) - выдающийся исследователь Востока назвал Ибн Сину «незримым очагом подземного огня, питающим цельную цепь огнедышащих вершин» [Цит. по 3, 190].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      «Я  утверждаю: медицина – наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено».

Авиценна. Из книги «Канон врачебной науки» [1,18] 

      Ибн Сина был учёным, одержимым исследовательским  духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли. Абу Али ибн Сина  в период арабского Возрождения продолжал традиции Аристотеля и неоплатоников, оставил потомкам около 50 трудов по медицине, 20 из которых дошли до наших дней. Среди них «Канон врачебной науки», вплоть до XVII века бывший для европейских врачей главным медицинским пособием. А потом Авиценна на долгие века был забыт. Вернее, имя осталось, но из врачебного арсенала рецепты Авиценны исчезли.

Информация о работе Биологические и медицинские труды Авиценны