Биологические и медицинские труды Авиценны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 04:57, курсовая работа

Описание

Ибн Сина или Авиценна - знаменитый ученый средневекового Востока, образ которого стал мифическим. Его называют «Аристотелем средневекового Востока», подчеркивая то, что он систематизировал и синтезировал все научные знания, которые были накоплены к тому времени. Действительно, труды Авиценны - вершина развития научной мысли эпохи средневековья. Образ, да и сама жизнь, этого человека противоречивы. Он сумел не только обобщить имеющиеся научные достижения, но и дал мощный импульс дальнейшему развитию знания, однако в те времена фундамент религии был незыблем, а человек был всего лишь песчинкой, потому импульс этот оказался слабым, и со временем многие великие научные открытия Авиценны затерялись во времени и пространстве.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Факторы, повлиявшие на формирование научных взглядов Авиценны. Жизнь и творчество Авиценны 4
Глава 2. Биологические и медицинские труды Авиценны 12
Заключение 26
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Авиценна.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

      Весть об Ибн Сине дошла до правителя  Горгана Кабуса, у которого болел  племянник. Ученый был приглашен  во дворец и вылечил больного. По преданию племянник Кабуса страдал любовной меланхолией и, отказавшись от еды и лишившись сна, дошел до крайнего истощения. О причине своего страдания никому не говорил, т.к. девушка, которую он любил была дочерью простого ремесленника, ни один врач не мог установить истинную причину болезни, а следовательно вылечить. Ибн Сина, осмотрев больного, не нашел каких либо изменений в его органах, хотя состояние было крайне тяжелым, и предположил что молодой человек страдает любовной меланхолией. Ибн Сина попросил привести человека знающего все улицы и дома города. Старец называл улицы, а ученый прощупывал пульс больного, когда была названа одна улица, пульс заметно участился, Ибн Сина попросил называть имена владельцев домов на этой улице, при названии одного из них пульс стал биться сильнее, больной начал проявлять беспокойство. А услышав имя дочери владельца дома больной упал в обморок. Ибн Сина посоветовал женить молодого человека на этой девушке. В благодарность правитель разрешил Ибн Сине жить в Горгане и заниматься лечением больных. Ибн Сине часто приходилось решать вот такие, казалось бы неразрешимые задачи, связанные с психическими нарушениями.

      Пользуясь покровительством Кабуса, Ибн Сина развернул широкую научную и  практическую деятельность: за короткий срок им было написано много философских и медицинских трактатов, подготовлено большое количество учеников. Но вскоре в Горгане совершается дворцовый переворот, Кабус был убит, а правителем города стал его сын, который не был покровителем Ибн Сины. Он предложил ученому уйти из города, в противном случае обещал выдать Махмуду Газневи. Начались новые странствия Ибн Сины по миру. Прожив некоторое время в городе Мазандаран, Ибн Сина переехал в Рей - один из административных, ремесленных и торговых центров, в котором жили многие ученые, философы, поэты, медики. Авиценна был принят в число дворцовых служителей. Из Рея переехал в Хамадан, а так как Ибн Сина был знатоком правовых наук и государственного устройства, правитель города Шамс ад-Давл приблизил ученого ко двору. В 1015—1024 гг. Авиценна жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визиря, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

      Находясь  на государственной службе, Ибн Сина не оставлял занятий наукой. С рассвета читал и писал, затем выполнял свои государственные обязанности, вечером принимал учеников, до поздней  ночи изучал новые материалы, писал свои труды.

      После смерти Шамс ад-Давла Ибн Сина уходит с поста визиря и всецело отдается научным занятиям. По некоторым источникам, Ибн Сина именно здесь закончил свой знаменитый «Канон врачебной науки» и трактат «Книга исцеления». В  «Книге исцеления» ученый разворачивает картины перехода друг в друга трех состояний мира: мира камней в мир растений, мира растений - в мир животных, мира животных - в мир человека. Ибн Сина показал, что все стадии космо — и биогенеза - единый процесс различных состояний четырех основных первоначал материи: огня, воздуха, праха, воды. Они своими качественными взаимопереходами и скачками и порождают все то великое многообразие и единство, которое есть мир. Ибн Сина так и пишет: «От одного качества к другому качеству можно перейти одним толчком и можно переходить постепенно».

      Однако  вскоре и в Хамадане для Ибн  Сины складывается очень неблагоприятная  обстановка: новый правитель Тадж-ад-Давл стал преследовать ученого. За попытку  перейти на службу к правителю  Исфахана Авиценна на четыре месяца был заточен в крепость, где пишет такие произведения, как трактат «Живой сын бодрствующего» и книгу «О коликах».

      Вскоре  Хамадан был завоеван правителем Исфахана Ал ад Давлом, который освободил  Ибн Сину. Ученый переехал в Исфахан и занял пост визиря. Однако Ибн Сина не мог спокойно продолжать свою научную деятельность, так как все время должен был сопровождать Ала ад-Давла в его бесконечных военных походах. Постоянные переезды, преследования и тревоги подорвали здоровье Ибн Сины и он скончался в городе Хамадане в 1037 году в возрасте 57 лет. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

      Но  даже смерть великого ученого и врача  была окутана легендами: по преданию, почувствовав близкий конец, Ибн Сина решил дать бой смерти. Он приготовил 40 снадобий, которые надлежало последовательно применить в случае его смерти, и продиктовал правила их использования своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки. Оставалось последнее лекарство, которое нужно было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину земли и через несколько минут перед учеником лежало дряхлое тело учителя [5].

 

Глава 2. Биологические  и медицинские  труды Авиценны 

      За  свою жизнь Ибн Сина создал более 450 трудов. Причем многие из них стали  в своей области энциклопедиями эпохи. Не менее 50 из них были посвящены  биологии и медицине. Полностью или  частично до нас дошло 20 трудов по этой тематике.

Основные  медицинские произведения Ибн Сины: 

 «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца. Пневму — летучую субстанцию, зарождающуюся из четырех парообразных соков организма, Авценна считал субстратом любых жизненных и психических явлений. Пневма, пот мнению ученого, может быть носителем различных, в том числе и душевных сил, но они не присущи ей изначально. Развивая эту точку зрения Авиценна допускал смертность души.

«Удаление вреда от разных манипуляций посредством  исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон  ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.

«Поэма  о медицине» («Урджаза фит-тиб»).

«Трактат  о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

«Мероприятия  для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

«Трактат  о сексуальной силе» («Рисола  фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных  нарушений.

«Трактат  о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и  лечебное применение различных по составу  смесей уксуса и мёда.

«О сердечных  средствах»,

«О гигиене»

«Трактат  о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

«Кровеносные  сосуды для кровопускания» («Рисола  фил-урук ал-мафсуда»).

«Рисола-йи жудия» — описываются лечение  заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме  этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

      Из  других медицинских трудов известны такие как «Правила использования  лекарства», «Лихорадки и опухоли», «Нервные болезни и параличи», «Афоризмы  о медицине» и «Медицинские указания», «О сохранении здоровья», «О мероприятиях по устранению вредных воздействий внешних факторов»,

      Одно  центральных мест в трудах Авиценны Ибн Сины занимает «Книга исцеления» («Китаб аш-шифа»). Это многотомник  ( книга состоит из 18 томов), который  включает в себя сведения из множества наук - все достижения научной мысли того времени хотел внести в книгу Авиценна: геологию, геофизику, метеорологию, физику и оптику, химию, ботанику, зоологию. К основным философским трудам ученого относятся также «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» («Даниш-намэ»).

      Выдающееся  сочинение, посвященное биологии и  медицине — «Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — объемом 14 томов —  сочинение энциклопедического характера, в котором предписания  античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. «Канон» - не только обобщение медицинской науки за предшествующий период, но и личный опытный практический итог. «Канон» - новый этап в развитии научной медицины.  В этом труде Авиценна обобщил и опыт прошлого и свой личный опыт, свои наблюдения. Предположительно работа над «Каноном» была начата в 1012 и завершена в 1020 - 1024 годах. Трактат состоит из 5 книг, каждая из которых посвящена определенным разделам медицины.

      Первая книга «Канона» посвящена теоретическим вопросам медицины и представляет труд, состоящий из 4х частей, 14 отделов, 11 глав, 256 параграфов. В ней дается определение медицины, раскрываются задачи этой науки.

      В первой части приводится учение о  соках и натуре (темпераменте), дается сжатый анатомический очерк так называемых “простых” органов человеческого тела. Описываются кости, суставы, связки, мускулы, сухожилия, кровеносные сосуды и другие органы. Кровеносные сосуды Ибн Сина подразделил на пульсирующие (артерии) и покоящиеся - вены. Описал достаточно точно сложный мышечный аппарат глаза. Глаз - сколько гимнов пропето этому чуду природы, а Ибн Сина взял нож, препарировал и описал «...Мышц, движущих глазное яблоко, четыре по четырем сторонам: сверху, снизу, и у обоих уголков глаза, каждая из них движет глаз в свою сторону. Еще две расположены вкось они движут яблоко по кругу. Позади имеется мышца подпирающая полый нерв. Нерв утяжеляет мышцу и не дает ей расслабиться, что привело бы к пучеглазию...»[1, 86]  Он не только открыл мышцы глаза, он одним из первых определил главенствующую роль сетчатки, описал семь видов язв роговицы, дал свою теорию зрения, перечеркнув теорию зрения Платона, Аристотеля, Галена.  В то время ученому было лишь 25 лет. Он описал даже операцию по удалению катаракты и три оболочки глаза с соответствующими им тремя жидкостями, чего тоже нет у Галена . «Первая оболочка - снег (хрусталик), вторая - расплавленное стекло (стекловидное тело), третья - яичный белок (влага передней камеры)» А вот описание сердца, которое дает Авиценна - «Три полости и два придатка в виде ушек. Придатки эти сморщены и расслаблены пока сердце сжато. А при расширении натягиваются и помогают выжимать содержимое внутрь» [5]. Вот что пишет ученый о костях и скелете - «Позвонки спинного хребта - основа, на которой тело построено, как корабль на брусе... А есть еще кости, подвешенные к частям тела, как кость, похожая на букву "ЛЯМ" которая связана с мышцей гортани... Совокупность костей черепа, например, - броня мозга, которая его закрывает и предохраняет от бедствий. Почему хорошо, что череп состоит не из одной кости, а из многих? Если случится порча кости, то она не распространится на весь череп. Кроме того в одной кости не может быть различия в отношении твердости и мягкости, рыхлости и плотности, тонкости и толщины. Швы природные между костями открывают возможность мозгу дышать, особенно в первой трети жизни...» [1, 89].

      Во  второй части первой книги излагаются фактические причины и проявления болезни. При этом даются некоторые сведения и из патологической анатомии. Авиценна уделял внимание не только этиологии, но и профилактике заболеваний. Он предугадал до развития микробиологии существование патогенных микроорганизмов. Кроме того, Авиценной приводятся сведения о пульсе, его свойствах и разновидностях, а также о результатах исследования выделений (мочи, мокроты, кала и др.) больного.

      В третьей части ученым освещены факторы  здоровья и неизбежности смерти. Помимо этого, здесь рассмотрены правила  гигиены, а также указывается важное значение закаливания организма. Для этой цели Ибн Сина рекомендует физические упражнения, такие как бег, борьба, верховая езда, стрельба из лука, фехтование и др. По его мнению, все это должно проводиться с учетом особенностей организма, пола, возраста и иных  факторов. Подробно излагаются в этой части книги учения о питании, образе жизни и сохранении здоровья во все периоды жизни (общая и частная гигиена).

      Четвертая часть книги посвящена общим  принципам лечения, где  Авиценна излагает основные правила лечения болезней. Таким образом, первая книга «Канона» - это своеобразный учебник по анатомии и физиологии с пропедевтикой внутренних болезней.

      Вторая  книга «Канона» посвящена учению о простых лекарственных веществах. В ней подробно по алфавиту расположены и  описаны 811  простых растительных, животных, минеральных лекарственных веществ, которые могут быть использованы в деле врачевания. Книга состоит из 2х частей. В первой части излагаются общие свойства лекарственных веществ. Во второй - рассматриваются лекарственные формы, и перечисляются влияния этих субстратов на организм и лечение ими заболеваний отдельных органов.  Также вторая большая часть книги посвящена описанию свойств, способов получения, применения и действия отдельных лекарственных средств. «Если прикладывать лекарственные повязки с редькой и медом – это исцеляет злокачественные язвы, а семена ее с уксусом окончательно исцеляют гангренозные язвы» [1, 148] – так говорит Ибн Сина во второй книге «Канона» об обыкновенной редьке. «Если скорпион ужалит человека, который поел редьки, то человеку вреда не будет». Или еще: «Если выпить мяты до отравления, она отразит действие смертоносных ядов» [1, 202].  Почти восемьсот простых лекарств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их лечебных свойств и способов применения описал Ибн Сина во второй книге «Канона». Эта книга дает возможность ознакомиться не только с научной, но и с бытовой, народной медициной того времени. Лечебники и травники Древней Руси также постоянно упоминают его имя «Ависен», дают его рецепты. А многие лекарства, предложенные Ибн Синой, прочно вошли в фармакопею и применяются по сегодняшний день. Таким образом, вторая книга трактата, по сути, явилась наиболее полным для своего времени учебником по лекарствоведению. Современная медицина утратила большинство этих ценных знаний. Так, из приведенных в «Каноне» 396 растений в современной медицине применяют всего лишь 165.

Информация о работе Биологические и медицинские труды Авиценны