Биологические и медицинские труды Авиценны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 04:57, курсовая работа

Описание

Ибн Сина или Авиценна - знаменитый ученый средневекового Востока, образ которого стал мифическим. Его называют «Аристотелем средневекового Востока», подчеркивая то, что он систематизировал и синтезировал все научные знания, которые были накоплены к тому времени. Действительно, труды Авиценны - вершина развития научной мысли эпохи средневековья. Образ, да и сама жизнь, этого человека противоречивы. Он сумел не только обобщить имеющиеся научные достижения, но и дал мощный импульс дальнейшему развитию знания, однако в те времена фундамент религии был незыблем, а человек был всего лишь песчинкой, потому импульс этот оказался слабым, и со временем многие великие научные открытия Авиценны затерялись во времени и пространстве.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Факторы, повлиявшие на формирование научных взглядов Авиценны. Жизнь и творчество Авиценны 4
Глава 2. Биологические и медицинские труды Авиценны 12
Заключение 26
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Авиценна.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

Биологические и медицинские труды Авиценны

Содержание

Введение                                                                                                                   2

Глава 1. Факторы, повлиявшие на формирование научных взглядов Авиценны. Жизнь и творчество Авиценны                                                          4

Глава 2. Биологические и медицинские  труды Авиценны                                12

Заключение                                                                                                             26

Список  литературы                                                                                                27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Здоровье  сохранять – задача медицины,

Болезней  суть понять и устранить причины.

Авиценна. Из книги «Поэма о медицине» [2, 4]. 

Введение 

      Ибн Сина или  Авиценна - знаменитый ученый средневекового Востока, образ которого стал мифическим. Его называют «Аристотелем средневекового Востока», подчеркивая  то, что он систематизировал и синтезировал все научные знания, которые были накоплены к тому времени. Действительно, труды Авиценны - вершина развития научной мысли эпохи средневековья. Образ, да и сама жизнь, этого человека противоречивы. Он сумел не только обобщить имеющиеся научные достижения, но и дал мощный импульс дальнейшему развитию знания, однако в те времена фундамент религии был незыблем, а человек был всего лишь песчинкой, потому импульс этот оказался слабым, и со временем многие великие научные открытия Авиценны затерялись во времени и пространстве. Важность открытий средневекового ученого начали осознавать в полной мере только в ХХ веке.  И в наши дни все исследователи признают, что Авиценна создал основательную базу для развития многих наук, и в особенности биологии, анатомии и физиологии человека человека, медицины. Жизнь великого ученого была полна и резких взлетов и резких падений, но уже при жизни Авиценна был признан великим ученым и врачевателем и о нем слагали легенды. Сам ученый никогда на возвеличивал себя и свои достижения, он посвятил свою жизнь научному поиску,  трудился, создавал. К сожалению, часть трудов Авиценны погибла, часть была переписана по памяти другими учеными, учениками, последователями, и поэтому нередко содержала и ошибки, исправления и дополнения, иногда сильно расходящиеся с действительностью. Возможно поэтому долгое время ценность трудов Авиценны признавалась не всеми специалистами в области академической науки. Но факт, что работы средневекового ученого были важным шагом в развитии биологии, медицины и многих других наук, несомненен. Авиценна - уникальное явление средневековья. Он был человеком во многом опередившим своё время — человеком универсально развитым — и философом, и поэтом, и ученым, и врачом —  потому творчество этого  замечательного ученого и в наши дни заслуживает внимания и изучения.  Это определяет актуальность выбранной темы.

      Всего Авиценна написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас  дошли только 274 (часть работ сохранилась  фрагментарно). Им написано более 108 работ, посвященных философии, более 50 -посвященных медицине, более 30 - посвященных естественным наукам, 20 - посвященных поэзии и разл. других. Но в современном мире известно практически в полном виде 104 исследования ученого - из них 58 посвящены философии, 20 - медицине, 14 - естественным наукам, и поэзии. И, конечно, сохранился ряд трудов освещающих вопросы права, логики, литературы, искусства и др. Как видно из приведенных данных труды по биологии и медицине занимают значительную часть творческого наследия Авиценны.

      Цель  реферата — дать характеристику биологическим  и медицинским трудам Авиценны.

      Для достижения цели необходимо выполнить  следующие задачи:

  • рассмотреть историю жизни и творчества ученого;
  • изучить условия и факторы формирования его научных взглядов
  • проанализировать труды Авиценны в области биологии и медицины
  • определить значение работ Авиценны для последующего развития науки.

      Теоретико-методологической базой работы послужили монографии, посвященные научной деятельности ученого, труды самого Авиценны, интернет источники. 
 

Глава 1. Факторы, повлиявшие на формирование научных  взглядов Авиценны. Жизнь и творчество Авиценны.

      Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎ — abu ali hossein ebn-e abdâllah ebn-e sinâ, тадж. Абуалӣ Ҳуссайн ибни Абдуллоҳ ибни Сино), Ибн Сина (перс. ابن سینا‎ — ebn-e sinâ, тадж. Ибни Сино, в латинизированной форме — Avicenna (Авице́нна); родился в селе Афшана близ Бухары, 18 июня 980 года — умер в г. Хамадан, 16 августа 1037. Его жизнь и научная деятельность приходится на период раннего средневековья, время становления исламской цивилизации, когда в арабском мире сложились наиболее благоприятные условия для развития наук.  Мусульманские завоевания в 7 и 8 веках поставили под власть халифата обширные земли юга Европы, Северной Африки и значительной части Азии, на этой территории возникает арабская цивилизация, которая была многонациональной (персы, сирийцы, испанцы и евреи), единственное, что объединяло эти народы - арабский язык. Халифы — правители нового государства с первых же шагов новой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований ислама. В отличие от забвения науки в средневековой  Европе, на территории Малой и Средней Азии, на Севере Африки и юга Испании расцветает арабская цивилизация, опирающаяся и бережно сохраняющая знания прошлого. Арабская культура с ее фанатичной жаждой завоеваний проявила высокий уровень терпимости к чужеземным традициям и знаниям. Драгоценные греческие и римские рукописи, которые сжигались и уничтожались, в руках первых христиан, были заботливо сохранены, переведены, снабжены комментариями и приняты в качестве основных законов и правил в арабской науке. Развитие научной мысли Запада и Востока до XVI в. шло своими путями: в арабском мире наука находилась под меньшим воздействием религии, чем в Европе. Ряд арабских ученых создавали свои труды в русле научной традиции, рожденной учениями древних греков. Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным подъемом во всех областях науки. В то время, когда Европа переживала упадок, в мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, медицина. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы, библиотеки. Получило развитие школьное дело. Наивысшего развития среди биологических наук получила медицина.  

      Именно  труды предшествующих авторов стали основой дальнейших научных поисков Авиценны. Предшественниками арабской медицины являются несториане - христианская секта основанная патриархом Константинополя Несторием. Под преследованием католической церкви они были вынуждены бежать в город Гандешапур (Персия), где создали самый крупный медицинский центр. Они перевели множество греческих и латинских текстов на арабский язык и вели медицинские исследования. Самым выдающимся среди них был Хунайн ибн-Исхак ал-Ибади (809-877), его трактат «Альтерация глаза» - самый ранний из известных арабских текстов по офтальмологии. Другой арабский врач ар-Рази написал около 200 сочинений по медицине, включая энциклопедию «Всеобъемлющая книга по медицине», которая к сожалению была лишена систематизации. По каждой болезни он приводит в своей книги точку зрения греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, а затем присовокупляет к ним замечания и наблюдения из собственной практики и выносит заключительное суждение. К одному из его ценных трудов можно отнести сочинение «Об оспе и кори», содержащее описание различий между этими болезнями.  Создание медицинских энциклопедий было продолжено Ибн Аббасом, который написал «Царская книгу», но в отличие от ар-Рази, его труд был намного лучше составлен и систематизирован. Все эти работы стали основой для трудов Авиценны. Но его знаменитый «Канон врачебной науки» затмил обе эти книги. Труд Авиценны, суммировавший достижения греко-арабской медицины, был главным источником медицинских знаний для Азии и Европы в течение последующих шести веков.

      Ибн Сина родился в 980 году в местечке Афшана, близ Бухары. Мать была родом  из этого же селения, отец родился  в Балхе, имеются упоминания о  том, что он служил у бухарского эмира  сборщиком податей, и относился  к так называемым исмаилитам, что позже также скажется на судьбе Ибн Сины. Семья имела материальный достаток, и родители старались дать сыну всестороннее образование. Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Семья переехала в Бухару, когда Ибн Сине было 5 лет. Ибн Сина еще в детстве стремился разносторонне познать весь мир. Под руководством ряда известных ученых  своего времени мальчик изучал разные предметы. Успехи мальчика в учении были поразительны - уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. Изучение трудов ученых прошлых эпох открыло  Авиценне совершенно новые знания: по трудам хорезмийца Муххаммада Хорезми (8-9в.) он научился индийскому счету - основам арифметики, и двум способам решения уравнения - основам алгебры. Древнегреческий философ Порфирий Тирский (3в.)познакомил Авиценну с логикой Аристотеля; древнегреческий ученый и математик Евклид (3в. до н.э.) открыл для будущего ученого мир геометрии, древнегреческий ученый и математик Плотомей (2в.) познакомил с астрономией. Однако самый сильный интерес и особое тяготение у молодого Ибн Сины появилось к медицине. 

      Очень быстро в овладении различными знаниями Авиценна превзошел своих учителей. Так, о своем учителе Абу Абдаллах ан-Натили Ибн Сина писал следующее: «Какой бы вопрос учитель не выдвигал, я проникал в суть лучше его самого, пока не изучил у него все начатки логики, ибо в тонкости ее он сам не разбирался. Потом я занялся чтением по логике и тонкости этой науки выяснил самостоятельно. Прошел я также с ним 5-6 теорем Евклида, а остальное выяснил самостоятельно и разобрался в их трудностях. Затем мы перешли к «Альмагесту»(труд Клавдия Птолемея о космографии и астрономии). Когда мы закончили вводную часть и перешли к геометрическим формулам, Ан-Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал : «читай сам, решай теоремы, а затем приходи ко мне и показывай итоги, я тебе объясню, что правильно, а что неправильно. Тогда я докладывал учителю, но следствием всего этого было то, что таким путем были устранены некоторые смущавшие учителя неясности. Много было таких вопросов, которые он до того не знал и научился им от меня» [4, 15]. Таким образом, с 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно.

      Имея  большой интерес к медицине, в  возрасте 15 лет Ибн Сина приступает к изучению классических трудов врачей Греции, Рима, Египта, Индии и других стран древнего мира. Однако он не ограничивался  теоретической медициной, а много наблюдал и занимался практической медициной. О этом периоде Авиценна писал: «...В ту пору я занимался изучением медицины, пополняя чтение наблюдением за больными, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя было найти в книгах» [3, 168]. В некоторых источниках упоминается о встрече Авиценны с неким еретиком врачом, где в тайне они произвели вскрытие трупа человека и трупа лошади «дабы убедиться в схожести организмов».В воспоминаниях Ибн Сины: «Я был в ужасе, я был потрясен увиденным... мне страшно...Я нарушил одну религию, но я не проклинаю себя за это. Я создам учение но о Человеке и для него...» [4, 23]. 16-летним юношей он достаточно полно освоил теоретическую и практическую медицину и очень скоро молодой врач приобрел широкую известность не только в Бухаре но и за ее пределами. Энциклопедические познания молодого ученого были не только результатом его исключительной одаренности и таланта, но и плодом чрезвычайно напряженного труда.

      Доказательством невероятной тяги Ибн Сины к знаниям и его трудолюбия может служить история, рассказанная им самим в автобиографии. Такие науки как геометрия, астрономия, музыка давались Ибн Сине легко, но лишь до тех пор, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. «Тогда я посвятил себя чтению в продолжении полутора лет. В то время я недосыпал ни одной ночи, да и в течении дня не занимался ни чем иным кроме науки. Такую жизнь я вел до тех пор, пока не усвоил диалектику, физику и математику настолько, насколько вообще доступно человеку. Затем я обратился к метафизике Аристотеля, однако не смог понять смысл, хотя 40 раз прочел эту книгу, так что знал ее наизусть, и отчаивался когда-либо постигнуть ее, но однажды вечером, когда я шел по книжному базару в Бухаре, который я посещал очень часто, книготорговец предложил купить мне книгу, которая оказалась «комментарием» Ал-Фараби к «Метафизике» Аристотеля. Возвратившись домой, я прочел эту книгу и с ее помощью понял ту, которую знал уже наизусть» [4, 27].

      Благодаря своей славе врачевателя в 16 лет  Ибн Сину был приглашен ко двору тяжело заболевшего правителя Бухары — эмира Нух ибн Мансура. Ибн Сина успешно вылечил его и в награду получил разрешение пользоваться книгохранилищем Эмирского дворца (знаменитое книгохранилище Самани). Эта библиотека считалась одним из богатейших книгохранилищ средневекового Востока. В ней хранились уникальные произведения древних ученых и философов. Ибн Сина с присущим ему рвением и жаждой к знанию приступил к изучению произведений этой библиотеки. Все, с чем он сумел познакомиться, сохранилось в его памяти до конца жизни.

      После взятия Бухары тюрками и падения  династии Саманидов в 1002 году Ибн  Сина направился в Ургенч, ко двору  правителей Хорезма.   Здесь в  то время жили многие замечательные  ученые: историк и философ Абу  Райхан Бируни, философ, медик и математик Абу Сахл-Масихи, крупный медик Абул-Хайр Хаммар и другие. Совместная работа Ибн Сины с этими учеными способствовала дальнейшему совершенствованию его знаний. Годы его жизни в Хорезме считают самыми плодотворными в научной отношении. Однако и война, которую Авиценна застал в Бухаре оставила значительный след в его творчестве, так как способствовала овладению и совершенствованию знаний по анатомии человека. По прибытии в Хорезм Авиценна начал работать над своими знаменитыми работами по медицине — «Каноном врачебной науки» и «Книгой Исцеления», которые принесли ему заслуженную славу. Уже в первом томе «Канона» в раздел посвященном анатомии, Ибн Сина изложил многие факты точнее и полнее Галена. А ведь галеновская анатомия - знаменательное открытие и вся европейская медицина пользовалась ею более 1500 лет. За успехи, достигнутые в области врачевания, Авиценну стали называть в Хорезме «князем врачей».

      Но  и на этот раз период покоя длился недолго. В 1008 году Хорезм был завоеван Махмудом Газерви, ярым противником всякой прогрессивной мысли и науки. Для Авиценны благополучная жизнь сменилась годами скитания. Сначала Ибн Сина, переодевшись в одежду дервиша, бежал из Хорезма и после долгих скитаний в песках Каракумов добрался до границ современного Туркменистана и остановился в городе Абиверд. Сопровождавший его учитель и друг Абу Сахл ал-Масихи по дороге умер, не выдержав трудностей перехода через пески. Через некоторое время Авиценна перебрался в Нисо (недалеко от современного Ашхабада), затем Нишапур (территория современного Ирана), Горган, где встретил Абу Убайда Джузджани, который стал его верным учеником. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. На чужбине Ибн Сина претерпел много лишений. Несмотря на это он всюду продолжал свою научную работу и практическую деятельность - писал книги, лечил больных, занимался с многочисленными учениками.

Информация о работе Биологические и медицинские труды Авиценны