Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:50, шпаргалка

Описание

Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения.
Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.

Содержание

Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения.
Понятие и признаки уголовно-исполнительного права.
Место уголовно-исполнительного права в системе российского права и его взаимосвязь с другими отраслями права.
История развития пенитенциарного законодательства и права в России.
Понятие и классификация международно-правовых актов и стандартов обращения с осужденными.
Система общеправовых принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Система межотраслевых принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Система специальных (отраслевых) принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Понятие и виды норм уголовно-исполнительного права.
Структура норм уголовно-исполнительного права.
Понятие уголовно-исполнительного законодательства, его цели и задачи.
Реформа уголовно-исполнительного законодательства.
Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. -7
Соотношение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации с международно-правовыми актами, относящимися к исполнению наказаний и обращению с осужденными.
Характеристика дефинитивных, управомачивающих, обязывающих, запрещающих, поощрительных и правоохранительных норм уголовно - исполнительного права.
Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени.
Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и социальное назначение.
Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, судом и иными правоохранительными органами.
Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Основания и цели содержания под стражей. Правовая природа и принципыыы содержания под стражей.
Следственный изолятор как место содержания под стражей.
Порядок исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.
Правовое регулирование исполнения обязательных работ.
Правовое регулирование исполнения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Правовое регулирование исполнения штрафа.
Правовое регулирование исполнения лишения специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Организация исполнения наказания в виде принудительных работ.
Условия отбывания наказания и применение мер исправительного воздействия в виде исправительных работ.
Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы.
Понятие и критерии классификации осужденных к наказаниям, связанным лишением свободы.
Порядок назначения осужденным вида исправительного учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях общего режима.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях особого режима.
Назначение, задачи тюрем и их место в уголовно-исполнительной системе.
Назначение и особенности условий отбывания наказания в колониях-поселениях.
Назначение и условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях.
Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин.
Понятие и назначение института изменения условий содержания осужденных к лишению свободы.
Виды, содержание мер поощрения, применяемых к лицам, лишенным свободы. Их основная задача и социальная ценность.
Виды мер взыскания и их классификация. Правовое регулирование оснований и порядка применения к осужденным мер взыскания.
Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде смертной казни.
Основания освобождения от отбывания наказания. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения.
Отсрочка отбывания наказания осужденным.
Порядок представления различных категорий осужденных к лишению свободы к досрочному освобождению от отбывания наказания.
Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
Правовое положение лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.
Социальная адаптация лиц, освобожденных от отбывания наказания.
Правовое регулирование контроля за условно осужденными.

Работа состоит из  1 файл

Ответы-Шапргалки_УИП.doc

— 339.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, вышеуказанные  международные акты показывают, что  действие их целесообразно раскрывается относительно двух основных сфер обращения с осужденными:

  1. при использовании мер, не связанных с лишением свободы;
  2. при применении лишения свободы.

В этом случае в рассматриваемых  направлениях действует значительное количество специфических принципов, которые требуют раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Система общеправовых  принципов уголовно-исполнительного  права и их реализация в  правовом регулировании исполнения  наказания.

Принципы уголовно-исполнительного права - фундаментальные, основополагающие идеи, положения, на которых основывается уголовно-исполнительная политика и уголовно-исполнительное право

1. Общеправовые принципы уголовно-исполнительного  права:

  1. законность - означает строгое, последовательное и неуклонное соблюдение законов всеми субъектами правоотношений; в уголовно-исполнительном праве данный принцип выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения.

Принцип законности реализуется  в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, органами государственной  власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, осуществляющими наказание, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами и самими осужденными;

  1. гуманизм - Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, которые не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Принцип гуманизма выражается в целях, которые ставит государство при исполнении наказания, такие как исправление осужденных, их профессиональная подготовка и общеобразовательное обучение;

  1. демократизм — реализуется в признании осужденного субъектом отрасли уголовно-исполнительного права.

Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении  общественности к воспитательной работе с осужденными, осуществлении контроля за деятельностью органов, исполняющих наказание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Система межотраслевых  принципов уголовно-исполнительного  права и их реализация в  правовом регулировании исполнения  наказания.

? Принцип дифференциации исполнения  наказаний Он отражает необходимость распределения всей массы осужденных

на однородные категории  по видам исправительных учреждений в зависимости от:

1) гражданства — специальные  колонии для иностранцев и  лиц без гражданства; 2) пола —  мужские и женские колонии; 3) возраста — колонии для несовершеннолетних; 4) тяжести совершенного преступления — колонии общего и строгого режима; 5) рецидива — колонии особого режима. Кроме того, существуют колонии для работников правоохранительных органов. Дифференциация обусловливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений. Согласно ст. 8 Минимальных стандартных Правил обращения с заключенными различные категории заключенных содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом пола, возраста, предшествующей судимости, юридических особенностей их заключения и предписанного обращения с ними.

Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осужденных к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осужденных в колонии.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает следующую  классификацию условий отбывания  наказания: в исправительных колониях трехступенчатую (обычные, облегченные, строгие), а в воспитательных колониях — четырехступенчатую (плюс льготные).

Распределение осужденных по отрядам после прохождения  адаптационного периода происходит, как правило, в зависимости от ряда субъективных особенностей, характеризующих  того или иного осужденного: возраст, образование, имеющаяся профессия, характеристика личности, прошлые судимости и т.

д. Это является своего рода первоначальным этапом дифференцированного  подхода к осужденному при  организации исправительного процесса.

Дифференциация осужденных осуществляется на разных этапах в зависимости от ее основания. В процессе отбывания наказания осужденные дифференцируются на определенные группы с учетом возраста, состояния здоровья, наличия профессии, возможности досрочного освобождения и т.д.

 

 

 

 Принцип индивидуализации Он выражается в требовании строго индивидуального подхода к  каждому осужденному, т.е. в выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

Такой подход определяется на основе изучения личности осужденного  с учетом характера и степени  общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств дела, степени опасности самого преступника, его поведения во время отбывания наказания. Индивидуальный подход означает выбор нужных именно данному осужденному мер воспитательного характера (зачисление в общеобразовательную школу, привлечение к профессиональному обучению, поручение какого-то дела и т.п.). Упор делается на характер и степень социально-нравственной запущенности личности.

Индивидуализация наказания  на стадии его исполнения означает, во-первых, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия. Иными словами, индивидуализация наказания на стадии его исполнения преобразуется в индивидуализацию карательно-воспитательного воздействия в целом.

Индивидуализация применения средств исправления осуществляется с учетом личностных особенностей. Исходя из индивидуальных характеристик  осужденного в процессе индивидуальной работы, выявляются положительные и  отрицательные черты, присущие конкретному осужденному, на основе полученных данных осужденные относятся к той или иной классификационной группе (например, злостные нарушители режима по ст. 116 УИК РФ или лица, добросовестно относящиеся в труду, обучению, активно участвующие в работе самодеятельных организаций и в воспитательных мероприятиях).

В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной  группе к ним индивидуально применяется  целый комплекс средств, сопровождающих процесс исправления (например, водворение в штрафной изолятор, что значительно сужает пользование комплексом тех прав, которые предоставляются осужденному к лишению свободы, или изменение вида исправительного учреждения, что расширяет спектр прав, предоставляемых осужденному, содержащемуся в местах лишения свободы).

Необходимо ставить  задачи по исправлению осужденных и  ориентировать работников исправительных учреждений на проведение воспитательной работы с каждым осужденным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Система специальных  (отраслевых) принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.

Существуют три группы принципов уголовно-исполнительного  права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.

I. Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.

1. При принципе демократизма руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма.

2. Принцип законности выражается в неуклонном соблюдении и точном исполнении законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.

3. Принцип гуманизма выражается в установлении гуманных условий отбывания наказания и проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства.

II. Межотраслевые принципы: равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний.

1. Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.

2. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству; полу; возрасту; тяжести совершенного преступления; судимости.

3. Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.

1. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных заключается с одной стороны в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны в ее достаточности и соразмерности.

2. При принципе стимулирования правопослушного поведения применяются поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

3. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

 

 

 

 

 

 

9.Понятие и виды  норм уголовно-исполнительного права.

Норма уголовно-исполнительного  права – это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Норма УИП – основной элемент отрасли права, его первый уровень. Второй уровень образует комплекс норм, регулирующих определенную группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбывания наказания. Такое объединение норм второго уровня образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Сама отрасль права образует третий, высший уровень его структуры.

Особенностью норм уголовно-исправительного  права, является то, что некоторые  из них рецепиированы из других отраслей права. Это прежде всего относится  к нормам, регулирующим: труд осужденных к лишению свободы (ст. 103–107 УИК); их пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности (ст. 98 УИК); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст. 99–101 УИК).

Существует группа специальных норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции). В уголовно-исполнительном праве различают нормы-задачи, нормы-принципы и нормы-дефиниции.

К нормам-задачам относятся, в частности, следующие: ст. 1 УИК, определяющая цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК, устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи исправительных учреждений – исправление осужденных. К нормам-принципам относится ст. 8 УИК, формулирующая систему принципов этой отрасли права. В нормах-деференциях раскрываются определенные понятия. Например, в ч. 1 ст. 9 УИК дается определение исправления осужденных, а в ч. 1 ст. 82 УИК – понятие режима в исправительных учреждениях.

В Уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую  группу норм: бланкетных и отсылочных.

В бланкетной норме (ст. 84, ч. 2 ст. 103 УИК) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, которые возникают в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Отсылочные  нормы (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 УИК РФ) отсылают к другим нормам УИК, облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирование норм. Они имеют внутриотраслевое назначение.

Нормы уголовно-исполнительного права классифицируют по отдельным видам, а в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения, их принято подразделять на: регулятивные, поощрительные, охранительные.

Регулятивные  нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных правил и обязанностей они, в свою очередь, делятся на:

а) обязывающие – устанавливающие требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 82 УИК);

б) уполномочивающие – предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 4 ст. 89 УИК);

в) запрещающие – устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные. Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей (ч. 4 ст. 103 УИК), так и в конкретной форме (ч. 1 ст. 90 УИК).

Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных (ст. 108, 109, ч. 1 ст. 111, ст. 112, 113 УИК и др.).

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 102, 115 УИК).

 

 

 

 

 

10.Структура норм уголовно-исполнительного  права.

В структуре норм выделяются: гипотеза, диспозиция, санкция.

Структура нормы права  – это и есть связь между  ее элементами. Иными словами, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя – с санкцией, и наоборот. Структуру правовой нормы легко представить в виде формулы: «Если… то… иначе». Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция – какое правило поведения закрепляется; санкция – какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны.

Гипотеза – это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за приделы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм. В ряде случаев гипотеза содержится в самом тексте нормы (ст. 97 УИК).

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"