Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:50, шпаргалка

Описание

Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения.
Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.

Содержание

Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения.
Понятие и признаки уголовно-исполнительного права.
Место уголовно-исполнительного права в системе российского права и его взаимосвязь с другими отраслями права.
История развития пенитенциарного законодательства и права в России.
Понятие и классификация международно-правовых актов и стандартов обращения с осужденными.
Система общеправовых принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Система межотраслевых принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Система специальных (отраслевых) принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Понятие и виды норм уголовно-исполнительного права.
Структура норм уголовно-исполнительного права.
Понятие уголовно-исполнительного законодательства, его цели и задачи.
Реформа уголовно-исполнительного законодательства.
Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. -7
Соотношение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации с международно-правовыми актами, относящимися к исполнению наказаний и обращению с осужденными.
Характеристика дефинитивных, управомачивающих, обязывающих, запрещающих, поощрительных и правоохранительных норм уголовно - исполнительного права.
Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени.
Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и социальное назначение.
Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, судом и иными правоохранительными органами.
Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Основания и цели содержания под стражей. Правовая природа и принципыыы содержания под стражей.
Следственный изолятор как место содержания под стражей.
Порядок исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.
Правовое регулирование исполнения обязательных работ.
Правовое регулирование исполнения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Правовое регулирование исполнения штрафа.
Правовое регулирование исполнения лишения специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Организация исполнения наказания в виде принудительных работ.
Условия отбывания наказания и применение мер исправительного воздействия в виде исправительных работ.
Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы.
Понятие и критерии классификации осужденных к наказаниям, связанным лишением свободы.
Порядок назначения осужденным вида исправительного учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях общего режима.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях особого режима.
Назначение, задачи тюрем и их место в уголовно-исполнительной системе.
Назначение и особенности условий отбывания наказания в колониях-поселениях.
Назначение и условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях.
Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин.
Понятие и назначение института изменения условий содержания осужденных к лишению свободы.
Виды, содержание мер поощрения, применяемых к лицам, лишенным свободы. Их основная задача и социальная ценность.
Виды мер взыскания и их классификация. Правовое регулирование оснований и порядка применения к осужденным мер взыскания.
Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде смертной казни.
Основания освобождения от отбывания наказания. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения.
Отсрочка отбывания наказания осужденным.
Порядок представления различных категорий осужденных к лишению свободы к досрочному освобождению от отбывания наказания.
Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
Правовое положение лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.
Социальная адаптация лиц, освобожденных от отбывания наказания.
Правовое регулирование контроля за условно осужденными.

Работа состоит из  1 файл

Ответы-Шапргалки_УИП.doc

— 339.00 Кб (Скачать документ)
  1. Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения.

Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.

Политика влияет на создание и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм.

Политика определяет принципы, стратегию, основные направления и способы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество.

Политика России направлена на построение правового государства и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере  борьбы с преступностью. Правоохранительная политика государства определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью.

Она направлена на защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.

Статья 2 Конституции  Российской Федерации регламентирует, что права человека являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства.

Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность. Политика государства осуществляет свои функции в области исполнения наказания, имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой. Уголовно-исполнительная политика определяет:

– цели;– принципы;– стратегию;– направление деятельности государства;– основные формы и методы исполнения наказания.

Уголовно-исполнительная политика также оказывает влияние  на уголовную политику и политику государства по профилактике и предупреждению преступлений.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом соответствующих положениях, международных актах об обращении с осужденными.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных рассматриваются уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в  настоящее время закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика не является особой политикой, оторванной от общей политической линии Российского государства, представляет собой часть единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и признаки уголовно-исполнительного права.

Основной формой выражения  и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-исполнительного права – значит определить его задачи, функции, предмет и метод регулирования, что, в свою очередь, требует раскрытия уголовно-исполнительного правоотношения, норм и системы уголовно-исполнительного законодательства.

Первоначально считалось, что исправительно-трудовое право  представляет собой специфическую  подотрасль уголовного права.

По мере развития исправительно-трудового  законодательства выяснили, что уголовно-исполнительное право является комплексной отраслью права.

Соответственно постепенно появляется тенденция к выделению  исправительно-трудового права в  самостоятельную отрасль.

Уголовно-исполнительное право – это одна из ведущих  отраслей российского права, направленная на реализацию норм материального права. Оно существенно отличается от других, в том числе и смежных, отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и свой метод регулирования.

Вместе с тем уголовно-исполнительное право входит в общую систему  российского права, и ему присущи основные части и принципы, свойственные праву Российской Федерации на современном этапе в целом.

Уголовно-исполнительное право – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих меры реализации норм уголовного права, основываясь при этом на цели наказания и системе наказаний.

Самостоятельность российского  уголовно-исполнительного права  как отрасли права обусловливается  рядом его специфических черт.

Во-первых, только уголовное право является законодательной базой для определения меры и наказуемости деяний, оснований уголовной ответственности, применения наказаний и освобождения от ответственности и наказаний. Ни одной другой отрасли права этот признак не присущ.

Во-вторых, уголовное право имеет собственный предмет регулирования. Им являются только те взаимоотношения, которые возникают в связи с совершением преступления. Ни одна другая отрасль права не может регулировать эти отношения.

В-третьих, уголовному праву свойствен особый метод регулирования указанных общественных отношений. Он заключается в установлении исполнения наказания за совершенное уголовное противоправное деяние.

Уголовно-исполнительное право состоит из Общей и Особенной частей. Содержание общей части составляют общие положения и принципы уголовного права. Все институты Общей части привязаны к двум основополагающим понятиям – преступлению и наказанию. Закон определяет задачи уголовного законодательства и его принципы; основание уголовной ответственности; возраст, с которого наступает уголовная ответственность; в какое место помещается лицо для отбывания наказания.

особенная часть уголовного права содержит описание условий отбывания наказания. Общая и Особенная части уголовного права тесно связаны между собой, составляют в целом единое уголовно-исполнительное право.

Обусловлено это единство прежде всего общностью задач. Нормы  Общей и Особенной частей в  реальной жизни существуют только совместно.

 

 

 

 

 

3Место уголовно-исполнительного права в системе российского права и его взаимосвязь с другими отраслями права

Уголовно-исполнительное право взаимодействует  практически со всеми отраслями  так называемого уголовно-правового  комплекса российского права.

Уголовное право формирует понятийно-категориальный аппарат для всего криминального цикла. При его освоении изучают институт уголовной ответственности (одной из форм реализации которой выступает исполнение наказания). Уголовный кодекс РФ содержит систему уголовных наказаний в целом и дает характеристику каждого вида наказаний. Именно в нем изложены правила, в соответствии с которыми осужденные распределяются по видам исправительных учреждений.

Уголовно-процессуальное право также тесно связано с уголовно-исполнительным правом. В ст. 7 УИК РФ сказано, что «основаниями исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившее в законную силу», то есть тот или иной вариант судебного решения. Также замена вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания предполагают судебный порядок принятия решения.

Конституционное право. В ст. 55 Конституции РФ устанавливаются пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина, поэтому уголовно-исполнительное право не может не взаимодействовать с конституционным правом.

Гражданское право. При отбывании уголовного наказания человек не исключается из гражданско-правовых отношений, и осужденный может распоряжаться своим имуществом, заниматься предпринимательской деятельностью. Возникающие при этом отношения регулируются гражданским правом.

Трудовое право. К требованиям трудового законодательства РФ очень приближены основания и порядок привлечения осужденных к труду, оплата и охрана труда.

Административное  право регулирует деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, их взаимоотношения между собой и порядок прохождения службы начальствующим составом.

 

 

 

 

 

4.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

УИП является правопреемником  исправительно-трудового, пенитенциарного  права, а ещё ранее – тюрьмоведения.

    Тюрьмоведение сформировалось в конце XIXв. И рассматривалась как специфическая часть отрасли УП, предметом его было исполнение У-наказания.

Название Тюрьмоведение  просуществовало примерно до революции. Затем до середины 30х гг. XXв. Соответствующая  часть отрасли называлась пенитенциарным правом (пенитенциарную – «тюремную»).

    С середины 30х гг. акцент исполнения уголовных наказаний был сделан на трудовое воздействие, что позволило закрепить за соответствующей частью УП название Исправительно-трудового права. До начала 50х гг. исследований в этой области практически не проводилось.

    В 1957г. учёные Б.С. Утевский и Л.С. Галесник предложили считать Исполнительно-трудовое право самостоятельной отраслью права. Однако у такого подхода были противники: С.С. Алексеев полагал, что часть норм Исправительно-трудового права относится к Уголовно-процессуальному, а часть – к Трудовому праву; М.Д. Шаргородский и А.А. Пионковски продолжали считать его подотраслью УП. К 70м г-м идея рассмотрения УИП как самостоятельной отрасли была поддержана большинством учёных.

     С 80х-начала 90х гг. ХХв. название Исправительно-трудовое право потеряло своё значение. На то время уже использовалось, хоть неофициально, название Уголовно-исполнительное право. Существует 2 мнения о том, с какого момента утвердилось название УИП:

с принятием Конституции РФ (где к ведению Российской Федерации было отнесено «уголовное и уголовно-исполнительное зак-во») – мнение А.И. Зубкова;

с введением в 1997г. Уголовно-исполнительного  кодекса РФ, окончательно закрепившего современное название отрасли –  точка зрения С.И. Курганова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Понятие и классификация  международно-правовых актов и  стандартов обращения с осужденными. 

Международные стандарты по обращению с осужденными  можно классифицировать по трем основаниям: масштаб действия; специализация; обязанность для государств.

По масштабам  действия стандарты подразделяются на две группы:

универсальные;

региональные.

Универсальные – это стандарты, вырабатываемые ООН, а региональные – Советом Европы или иными региональными объединениями государств.

По специализации  универсальные стандарты обращения  с осужденными классифицируются на два вида:

акты общего характера, не предназначенные специально для  регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные интересующие нас стандарты;

акты специализированного характера, определяющие стандарты обращения с осужденными.

По обязанности  для государств – применяемые стандарты можно причислить к двум основным разрядам: обязательные нормы; принципы и общие положения.

Нормы – это правила, которые регулируют правоотношения между субъектом и объектом.

На основе норм базируются все институты уголовно-исполнительного  законодательства. Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы отделить обязательные нормы  от рекомендательных.

Рекомендательные нормы – это нормы, которые предоставляют право выбора субъекту. Обязательные нормы – это нормы, которые должны выполняться без права выбора. В том случае, когда стандарты, принципы и общие положения обязательны для каждой страны, ратифицировавшей соответствующие международные акты, тогда стандарты, рекомендации внедряются тем либо иным государством в той степени, в какой имеются необходимые экономические, политические и другие предпосылки для их реализации.

Исходя из приведенных  классификаций в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные нормы, принятые ООН:

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  2. Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.);
  3. Декларация прав ребенка (1959 г.);
  4. Международный акт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
  5. Международный акт о гражданских и политических правах (1966 г.);
  6. Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.).

Также большое значение имеют такие нормативные акты:

  1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);
  2. Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);
  3. Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);
  4. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.);
  5. Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.).

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"