Шпаргалки по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:24, шпаргалка

Описание

№1.Происхождение и первоначальное значение понятия «уголовное право» специалисты объясняют по- разному. Согласие достигнуто лишь в том, что оно производив от сложившихся в древнерусском праве понятий: преступления («годовщина» — убийство, «головник» — убийца) или наказания («головничество» — возмещение ущерба семье убитого, «плата за голову»).
Современное понятие «уголовное право» многозначно: это и отрасль права, и отрасль законодательства, и отрасль науки, и учебная дисциплина.

Работа состоит из  1 файл

ekzamen_ugolovnoe_pravo_1 (1).doc

— 379.00 Кб (Скачать документ)

№1.Происхождение и первоначальное значение понятия «уголовное право» специалисты объясняют по- разному. Согласие достигнуто лишь в том, что оно производив от сложившихся в древнерусском праве понятий: преступления («годовщина» — убийство, «головник» — убийца) или наказания («головничество» — возмещение ущерба семье убитого, «плата за голову»).

Современное понятие «уголовное право» многозначно: это и отрасль  права, и отрасль законодательства, и отрасль науки, и учебная  дисциплина.

В собственном, наиболее точном своем значении уголовное право — это прежде всего отрасль права, т.е. система уголовно-право-вых норм, установленных государством (законодательной властью) в целях регулирования и охраны общественных отношений от преступных посягательств. Уголовно-правовые нормы определяют задачи уголовного законодательства и пределы его действия, основание и принципы уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, круг общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют систему наказаний, порядок и правила их применения, основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от наказания, регулируют иные уголовно-правовые институты. Будучи самостоятельной отраслью в системе российского права, уголовное право характеризуется как общими признаками, присущими праву в целом, так и отличительными признаками, которые вытекают из его отраслевой принадлежности и заключаются в особенностях его задач, предмета и метода.

Как отрасль законодательства уголовное право представляет собой  совокупность законов, содержащих нормы уголовного права (закон, как известно, есть источник, содержащий правовые нормы, форма их выражения). Согласно ст. I УК уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса; новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК1.

Как отрасль юридической  науки уголовное право — это  одновременно исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о самых разных аспектах уголовного права, и совокупность идей, взглядов и представлений об этом, полученных в результате исследовательской деятельности и воплощенных в различных теоретических концепциях.

 

Как учебная дисциплина уголовное  право есть совокупность знаний, приобретаемых  студентами-юристами в рамках учебной  программы «уголовное право».

Метод регулирования

Как и для любой другой правовой отрасли, для уголовного права  характерны особые методы регулирования:

 

1.Уголовно-правовое принуждение  (метод уголовных репрессий)

Применяется к лицам, совершившим  преступные деяния и выражается в ограничении их прав или ином лишении принадлежащих им благ. Применение уголовно-правового принуждения не ограничивается наказанием, принудительными могут являться и иные меры уголовно-правового характера. Этот метод характерен для охранительных правоотношений.

2. Уголовно-правовое поощрение  (антирепрессивный метод)

 Применяется к лицам,  совершившим преступление и стремящимся  искупить свою вину перед обществом,  либо к лицам, причиняющим вред  при наличии обстоятельств, исключающих  преступность деяния. Выражается в стимулировании лица к совершению определённых действий путём освобождения его от обременений, связанных с уголовно-правовым принуждением. Этот метод характерен как для охранительных, так и для регулятивных правоотношений.

 

3.Г. В. Назаренко выделяет также метод социальной защиты, который применяется к малолетним, недоразвитым и психически больным лицам и выражается в исключении их из числа уголовно-ответственных субъектов[9]. Тем не менее, поскольку к данным лицам, как правило, применяются иные принудительные меры, которые могут включать недобровольное психиатрическое лечение или помещение в специальное воспитательное учреждение, данные отношения обычно попадают в сферу применимости уголовно-правового принуждения.

В последнее время в  уголовном праве большинства государств наметился сдвиг от пунитивного (карательного) правосудия, целью которого является наказание преступника, к реституционному правосудию, целью которого является урегулирование социального конфликта, реставрация общественных отношений, нарушенных преступлением.

Задачей уголовного права  большинства Г является

- охрана интересов общества  от преступных посягательств  и

- предупреждение преступлений.

Решая эти задачи, уголовное  право выполняет следующие функции:

1.Охранительная  функция

Является основной и традиционной для уголовного права  и выражается в защите нормального  уклада общественной жизни от нарушения  путем установления преступности конкретных деяний, применения уголовного наказания  и иных мер уголовно-правового  характера за их совершение. При реализации данной функции возникают охранительные уголовно-правовые отношения и используется метод принуждения.

2.Предупредительная  (профилактическая) функция 

Выражается  в создании препятствий для совершения преступлений путём установления уголовно-правового запрета, в поощрении законопослушных граждан к активному противодействию преступным деяниям, а преступников — к отказу от доведения начатых преступлений до конца, к восстановлению нарушенных их поступком благ и интересов. Выделяют общую превенцию (предупреждение совершения преступлений любыми лицами) и специальную превенцию (предупреждение повторного совершения преступлений лицами, которые ранее уже совершили преступление).

3.Воспитательная  функция 

Выражается  в формировании у граждан уважения к охраняемым уголовным правом общественным отношениям, интересам и благам, нетерпимого отношения к правонарушениям. Всех людей по характеру воздействия на них уголовного права можно условно разделить на три части: для первых наличие уголовно-правовых запретов не является обязательным, поскольку совершение преступлений противоречит их мировоззрению, в том числе представлениям о добре и зле, вторые не совершают преступлений из страха перед наказанием, а третьи осознанно идут на совершение преступлений. Воспитательная функция уголовного права направлена на формирование у всех граждан убеждений, делающих для них совершение преступлений внутренне неприемлемым. Необходимо отметить, что реализация данной функции невозможна чисто уголовно-правовыми средствами, для достижения её целей необходима согласованная работа всех правовых и иных общественных институтов.

Важность воспитательной функции подчёркивается тем, что  эффективность уголовно-правовых норм существенным образом зависит от господствующего в обществе уголовного правосознания: если большинство граждан считает допустимыми такие явления как взяточничество, хищения государственного имущества и т. д., то законы, направленные на борьбу с ними, какими бы суровыми они не были, своей цели не достигнут.

Система

В уголовном  праве большинства государств выделяются общая и особенная части.

1.В общей  части содержатся нормы, определяющие  содержание основных понятий  уголовного права («преступление», «наказание» и т. д.), общие для  всех преступлений основания  уголовной ответственности, перечень и содержание видов наказания, иных мер уголовно-правового характера.

2.Нормы особенной  части закрепляют признаки, присущие  конкретным видам преступлений.

Нормы общей  и особенной частей уголовного права  применяются, как правило, совместно. Содержащиеся в особенной части признаки конкретных преступлений дополняются имеющимися в общей части признаками, едиными для всех преступлений.

 

№2. Уголовное право исторически возникло как реакция общества и государства на преступление, т.е. деяние, наиболее опасное для интересов личности, общества и государства.

 Оно возникло, чтобы защитить их своими специфическими  средствами.

 Общей задачей  уголовного права признается  замедление темпов роста преступности, стабилизация ее уровня, удержание  в контролируемых государством рамках.

 Основной  конкретной задачей уголовного  права является охранительная  задача. Исходя из ст. 2 УК РФ  в нее входят: “охрана прав  и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка  и общесвенной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества”.

 В соответствии  с той же ст. 2 УК РФ уголовный  закон выдвигает и другую конкретную  задачу – “предпреждение преступлений”. Поэтому другой задачей уголовного права является предупредительная задача.

 Говоря о  предупредительной задаче, можно  выделить два ее аспекта:

- Во-первых, - это  общая превенция уголовного закона, т.е. предупреждение совершения  преступлений все-ми гражданами под воздействием уголовного запрета.

- Вторым аспектом  является частная превенция уголовного  закона. Под ней понимается предупреждение  совершения новых преступлений  лицами, уже совершившими какие-либо  преступления. Решение этой задачи  достигается путем применения к ним мер уголовного наказания либо принудительных мер медицинского характера или мер воспитательного воздействия.

 

 Задачи уголовного  права реализуются через уголовную  политику государства в области  борьбы с преступностью. Уголовная  политика – это составная часть внутренней политики государства. Под ней понимается комплекс принципов и направлений, форм и методов борьбы с преступностью, основывающихся на уголовном пра-ве. Уголовная политика определяет:

- основные принципы  и положения по борьбе с преступностью;

- круг деяний, признаваемых преступными;

- перечень деяний, подлежащих декриминализации;

- характер наказуемости  деяний;

- основания  и условия освобождения от  уголовной ответственности.

 Кроме того, уголовная политика:

- готовит базу для приведения законодательства в соответствие с политическим устройством и крнальной ситуацией в стране;

- реализует  уголовное законодательство через  органы уголовной юстиции.

 Эта политика, в свою очередь, реализуется  через правотворчество и правоприменение.

 

№3. Уголовно-правовая наука – это составная часть юридической науки. Она представляет собой систему уголовно-правовых взглядов, идей, представлений об уголовном законе, его социальной обусловленности и эф-фективности, закономерностях и тенденциях его развития и совершенствования, принципах уголовного права, об истории уголовного права, о перспективах его развития, о зарубежном уголовном праве.

 Поэтому  предмет науки уголовного права  шире предмета уголовного права  как отрасли права.

 Методика  в уголовном праве представляет собой систему приемов и операций, средств и инструментария исследования уголовно-правовых явлений и понятий.

 В уголовно-правовой  науке применяются такие методы, как догматический, социологический,  сравни-тельно-правовой, историко-правовой, диалектический:

- Догматический  метод или юридический имеет  назначением комментирование и  систематизацию дей-ствующих уголовно-правовых  норм, их толкование, определение  основных уголовно-правовых понятий.  Этот метод берет за отправную  точку не какое-либо конкретное преступление либо совокупность преступлений, а пре-ступление вообще, т.е. его юридическое понятие. Этот метод предполагает изучение уголовно-правовой нормы как таковой или совокупности правовых норм и юридических понятий.

- Социологический метод заключается в анализе уголовно-правовых норм, преступления и наказания как социальных явлений. Если догматический метод способствует уяснению, что такое правовая (уголовно-правовая) норма и преступление, как юридическое понятие, то социологический метод позволяет вскрыть их социальное содержание, т.е. определить каково в действительности то или иное преступление, каков субъект этого преступ-ления и т.д.

 Этот метод  заключается в опросах, анкетировании  различных категорий лиц, экспертных  оценках по раз-личным проблемам уголовного права. Например, о понимании ими тех или иных уголовно-правовых запретов, о согласии или несогласии с ними, об их эффективности; о предложениях по совершенствованию уголовных зако-нов и т.д.

 Этот метод  является основой уголовно-правового прогнозирования и правотворчества.

- Сравнительно-правовой (компаративистский) метод заключается  в анализе тех или иных уголовно-правовых  институтов, категорий, понятий путем  сопоставления их с аналогичными  положениями уголовного за-конодательства зарубежных стран.

- Историко-правовой (историко-сравнительный) метод заключается  в исследовании уголовно-правовых  институтов, категорий и норм  в их историческом развитии, а  также в изучении российского  уголовного права и отечественной  уголовно-правовой науки.

- Диалектический (философский) метод заключается  в использовании в уголовно-правовом  исследова-нии основных законов  и категорий диалектики. Законы  диалектики касаются общих вопросов  теории развития уголовного права.

Информация о работе Шпаргалки по "Уголовному праву"