Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:50, шпаргалка

Описание

Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения.
Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.

Содержание

Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения.
Понятие и признаки уголовно-исполнительного права.
Место уголовно-исполнительного права в системе российского права и его взаимосвязь с другими отраслями права.
История развития пенитенциарного законодательства и права в России.
Понятие и классификация международно-правовых актов и стандартов обращения с осужденными.
Система общеправовых принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Система межотраслевых принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Система специальных (отраслевых) принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Понятие и виды норм уголовно-исполнительного права.
Структура норм уголовно-исполнительного права.
Понятие уголовно-исполнительного законодательства, его цели и задачи.
Реформа уголовно-исполнительного законодательства.
Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. -7
Соотношение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации с международно-правовыми актами, относящимися к исполнению наказаний и обращению с осужденными.
Характеристика дефинитивных, управомачивающих, обязывающих, запрещающих, поощрительных и правоохранительных норм уголовно - исполнительного права.
Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени.
Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и социальное назначение.
Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, судом и иными правоохранительными органами.
Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Основания и цели содержания под стражей. Правовая природа и принципыыы содержания под стражей.
Следственный изолятор как место содержания под стражей.
Порядок исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.
Правовое регулирование исполнения обязательных работ.
Правовое регулирование исполнения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Правовое регулирование исполнения штрафа.
Правовое регулирование исполнения лишения специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Организация исполнения наказания в виде принудительных работ.
Условия отбывания наказания и применение мер исправительного воздействия в виде исправительных работ.
Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы.
Понятие и критерии классификации осужденных к наказаниям, связанным лишением свободы.
Порядок назначения осужденным вида исправительного учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях общего режима.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях особого режима.
Назначение, задачи тюрем и их место в уголовно-исполнительной системе.
Назначение и особенности условий отбывания наказания в колониях-поселениях.
Назначение и условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях.
Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин.
Понятие и назначение института изменения условий содержания осужденных к лишению свободы.
Виды, содержание мер поощрения, применяемых к лицам, лишенным свободы. Их основная задача и социальная ценность.
Виды мер взыскания и их классификация. Правовое регулирование оснований и порядка применения к осужденным мер взыскания.
Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде смертной казни.
Основания освобождения от отбывания наказания. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения.
Отсрочка отбывания наказания осужденным.
Порядок представления различных категорий осужденных к лишению свободы к досрочному освобождению от отбывания наказания.
Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
Правовое положение лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.
Социальная адаптация лиц, освобожденных от отбывания наказания.
Правовое регулирование контроля за условно осужденными.

Работа состоит из  1 файл

Ответы-Шапргалки_УИП.doc

— 339.00 Кб (Скачать документ)

Сущность института  изменения условий содержания осужденных к лишению свободы заключается в изменении их правового статуса, в частности объема прав как в сторону ослабления правоограни-чений, так и в сторону усиления последних.

Под изменением условий  содержания в пределах одного исправительного  учреждения понимается одновременное увеличение или сокращение всех предусмотренных законом льгот, связанных с переводом на улучшенные условия или более строгое содержание в колониях общего, строгого и особого режимов, в тюрьмах, воспитательных колониях общего и усиленного режимов.

С этой целью УИК предусмотрел в исправительных колониях трехступенчатую систему отбывания наказания – обычные, облегченные и строгие условия содержания, а в воспитательных колониях – четырехступенчатую (обычные, облегченные, льготные и строгие условия содержания).

В тюрьмах – общий  и строгий виды режима.

Обычные условия являются базовыми.

В зависимости от поведения  осужденных возможно их перемещение  на облегченные условия, где им предоставляется право дополнительно расходовать средства на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получать посылки, передачи и бандероли, а также краткосрочные и длительные свидания; или на строгие условия, где, напротив, сокращается объем перечисленных прав осужденных с одновременным содержанием их в запираемом помещении.

Уголовно-исполнительный кодекс допускает повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.

Отбывание осужденными  наказания основывается на двух важнейших  требованиях режима:

– содержание осужденных в течение всего срока наказания в одном исправительном учреждении (ст. 81);

– изменение условий их содержания во время отбывания наказания (ст. 78, ч. 1 ст. 82). Сущность института изменений условий содержания осужденных состоит в изменении их правового статуса, в частности объема прав, как в сторону ослабления правоограничений, так и в сторону усиления последних. Изменение условий содержания осужденных реализуется в двух формах:

1) в пределах одного вида исправительного учреждения (ст. 87, 120, 124, 127, 130 и 132 УИК);

2) путем перевода из одного исправительного учреждения в другое (ст. 78 УИК).

Под изменением условий  содержания в пределах одного исправительного  учреждения понимается одновременное  увеличение или сокращение предусмотренных  законом льгот, связанных с переводом  на улучшенные или более строгие условия содержания в колониях общего, строгого и особого режимов, в тюрьмах на общем и строгом режиме, в воспитательных колониях.

Таким образом, изменение условий содержания – результат оценки не только разового поступка, но и системы поведения: отсутствие взысканий и добросовестное отношение к труду в течение определенного времени: от шести месяцев до одного года в зависимости от вида исправительного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.Виды, содержание мер  поощрения, применяемых к лицам, лишенным свободы. Их основная задача и социальная ценность.

С учетом возраста лиц, находящихся  в воспитательных колониях, закон  устанавливает особенности применения к ним мер поощрения и взыскания.

За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций и воспитательных мероприятий к осужденным могут применяться следующие виды поощрения:

– благодарность – объявляется в устной или письменной форме (остальные поощрения объявляются только в письменной форме);– разрешение на получение дополнительной посылки или передачи – может быть разрешено получение дополнительно в течение года до четырех посылок или передач;– предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания – может быть предоставлено дополнительно до четырех свиданий в год;

– разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до 25 % минимального размера оплаты труда на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости – такое поощрение может быть применено к осужденному, у которого есть на лицевом счете необходимые для этого средства;

– увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания исправительных колоний, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и тюрьмах, до 2 ч на срок до одного месяца.

Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее трех месяцев со дня начала отбывания взыскания в виде выговора и дисциплинарного штрафа и не ранее шести месяцев со дня начала отбывания взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, помещение камерного типа, единое помещение камерного типа.

Также важно отметить предоставление возможности проведения выходных и праздничных дней за пределами  территории колонии-поселения.

Немаловажно отметить перевод осужденных:

1) из тюрьмы в исправительную колонию по отбытии не менее 1/2 срока наказания;2) из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее 1/4 срока наказания;3) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение – не менее 1/3 срока наказания;

4) ранее условно-досрочно освобождавшихся и совершивших новое преступление в период неотбытой части наказания – не менее 1/2 срока наказания;

5) за совершение особо тяжких преступлений – не менее 2/3 срока наказания.

Как показывает практика, осужденные высоко ценят доверие, практически  не используют выход за пределы колонии  для побегов либо иных противоправных действий. Кроме того, это право  предоставляется не всем осужденным, а лишь положительно характеризующимся.

К тому же возможные попытки  предупреждаются и пресекаются  не только воспитателями, но и самими осужденными, заинтересованными в  доверии со стороны администрации  колонии, на время выхода за пределы колонии осужденным выдается гражданская одежда.

Посещение осужденными  культурно-зрелищных, спортивных мероприятий  в ночное время не допускается. Продолжительность  выхода за пределы воспитательной колонии  устанавливается ее начальником, но при этом не может превышать 8 ч.

 

 

 

 

 

 

 

42.Виды мер взыскания  и их классификация. Правовое  регулирование оснований и порядка  применения к осужденным мер  взыскания.

За нарушение установленного порядка  отбывания наказания к осужденным, приговоренным к лишению свободы, могут применяться следующие взыскания:

– выговор – объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания объявляются только в письменной форме;– дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей;– водворение осужденных в штрафной изолятор на срок до 15 суток;– перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режима, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима – в одиночные камеры на срок до шести месяцев;

– перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единое помещение камерного типа на срок до одного года;

– перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев;

– отмена права проживания вне общежития и запрещение выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях. Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

1) из колонии-поселения – в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;2) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, – в исправительную колонию общего режима;3) из исправительных колоний общего и строгого режима – в тюрьму на срок не свыше трех лет;4) перевод осужденных, содержащихся в обычных условиях, на строгие условия в той же колонии, а в тюрьме – с общего на строгий режим. Злостными нарушениями установленного порядка отбывания наказания являются:

– употребление наркотиков;– мелкое хулиганство, угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление;– мужеложство;– лесбиянство;– организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них;– организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных нарушений, или активное участие в них.

Злостным может  быть признано также совершение в  течение одного года повторного нарушения  установленного порядка отбывания  наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию – водворению в штрафной изолятор.

Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка – со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения.

Взыскание исполняется  немедленно, а в исключительных случаях – не позднее 30 дней со дня его наложения.

Запрещается за одно нарушение  налагать несколько взысканий.

Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его заменяющего.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к несовершеннолетним осужденным (ст. 136 УИК) могут применяться п. «а» (выговор) и «б» (дисциплинарный штраф в размере до двух минимальных размеров оплаты труда) части первой ст. 115 УИК.

 

 

 

 

 

 

 

 

43.Правовое регулирование  исполнения уголовного наказания в виде смертной казни.

Смертная казнь – исключительная мера наказания, предусмотренная Уголовным кодексом.

В соответствии со ст. 20 Конституции  РФ она может быть установлена  только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

В Уголовном кодексе  данная мера включена в санкции пяти преступлений: убийство (ст. 105 УК РФ); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ); геноцид (ст. 357 УК РФ).

После вступления в Совет Европы Российская Федерация подписала Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Однако этот Протокол вступает в силу после его ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации и подписания Президентом России. Пока данный Протокол не ратифицирован.

2 февраля 1999 г. вопрос о возможности применения смертной казни в России рассмотрел Конституционный Суд Российской Федерации.

Он признал, что поскольку  лицо, которому инкриминируется обвинение  по статье, предусматривающей в санкции  смертную казнь, имеет право в  соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции  Российской Федерации на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей, а такие суды созданы не во всех субъектах Федерации, граждане, судимые в разных регионах, ставятся в неравное положение.

Поэтому Конституционный  Суд признал, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может назначаться ни одним судом Российской Федерации.

Смертная казнь  не назначается женщинам, несовершеннолетним и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.

Закон не регламентирует сроков, в течение которых приговор должен быть исполнен. С момента его вступления в силу и до приведения в исполнение проходит нередко достаточно большой срок, в ряде случаев исчисляемый годами.

После вынесения  приговора осужденные к смертной казни переодеваются в одежду специального образца. Осужденный может направить Президенту РФ ходатайство о помиловании. Ходатайство о помиловании подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

При этом исполнение наказания  приостанавливается до принятия решения Президентом РФ.

При отказе осужденного  от обращения с ходатайством о помиловании администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт с участием прокурора.

Однако рассмотрение вопроса о применении помилования к лицам, осужденным к смертной казни, является обязательным вне зависимости от наличия или отсутствия его ходатайства. Администрация учреждения, в котором содержится осужденный, обязана сообщить в Аппарат Президента о новых обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения вопроса о помиловании: тяжелая болезнь осужденного, совершение нового преступления.

Приговор приводится в исполнение только после получения  администрацией учреждения, где содержится осужденный, заключения Председателя Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ об отсутствии оснований для принесения протеста на приговор суда в порядке надзора и указа Президента РФ об отказе в помиловании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44.Основания освобождения  от отбывания наказания. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения.

Основания освобождения от наказания  предусмотрены российским законодательством, т. е. Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Уголовно-исполнительным кодексом. Определенные основания освобождения от уголовной ответственности предусмотрены другими правовыми актами, к таким нормативным актам относятся: положение Министерства здравоохранения, указ Президента о помиловании в отношении определенного лица, также к данным нормативным актам следует отнести постановление Государственной Думы об амнистии.

Основаниями освобождения от отбывания наказания являются:

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"