Прокуратура РФ. История, современность, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование принципов развития прокуратуры и перспектив развития прокуратуры в современной России.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры РФ;
- показать конституционно-правовые основы статуса прокуратуры РФ;
- рассмотреть существующие проблемы и перспективы развития прокуратуры РФ.

Содержание

Введение
История возникновения и развития прокуратуры РФ:
A. Российская прокуратура (1711-1917)
B. Прокуратура России советского периода (1917-1991гг.)
3. Прокуратура Российской Федерации. Современность.
A. Структура
B. Основные направления деятельности органов прокуратуры РФ
C. Государственная служба в органах прокуратуры и управления прокуратурой
4. Перспективы развития прокуратуры РФ
5. Вывод
6. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая итоговый вариант.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

Необходимо отметить, что ранее Генеральная прокуратура РФ неоднократно обращала внимание общества и государства на данную проблему. Например, за 2006 г. прокуроры в сфере уголовного судопроизводства:

> выявили и устранили почти 2,3 млн нарушений закона;

> отменили более 1,5 млн незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела;

> по 40 094 уголовным делам дали письменные указания;

> 220 тыс. материалов возвратили для дополнительной проверки;

> в 18 тыс. случаях следователям, дознавателям отказали в возбуждении уголовного дела;

> поставили на учет 144 тыс. ранее не зарегистрированных преступлений;

> отменили более 38 тыс. незаконных постановлений о прекращении уголовных дел и более 357 тыс. постановлений о приостановлении предварительного следствия и дознания.

В частности, в 2006 г. в столице каждый районный прокурор выявлял и устранял в среднем около 1000 нарушений в органах дознания и предварительного следствия.

Положения судебно-правовой реформы и, по нашему мнению, указанные выше многочисленные нарушения закона обусловили необходимость совершенствования законодательства, в том числе в сфере уголовного судопроизводства, системы управления органами расследования преступлений и т.д. В частности, в связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ были внесены изменения и дополнения в более чем 30 федеральных законов. Такой процесс не бывает безболезненным.

Однако в своей совокупности принятые решения значительно сократили возможности прокурора реагировать на нарушения законности.

В частности, профессор С.П.Ефимичев отмечает, что в законах о выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ нарушен баланс процессуальных полномочий между Генеральным прокурором РФ и Председателем Следственного комитета при Прокуратуре РФ. Такое различие трудно объяснимо.

Очевидно, что в настоящее время прокурор лишен ряда важных процессуальных прав и полномочий, которые перешли к следователю и руководителю следственного подразделения. Прокурор перестаёт быть активной процессуальной фигурой, действующей в уголовном процессе от имени государства. Нарушенный баланс процессуальных полномочий прокурора необходимо восстановить.

В первую очередь, это касается права прокурора возбуждать уголовное дело, причем не только в отношении следователей Следственного комитета, но и в других случаях, когда по результатам прокурорской проверки или проверки заявления о совершении преступления он усмотрит для этого требуемые законом основания. Это полностью соответствует задаче осуществления уголовного преследования прокурором (ч. 1 ст. 37 УПК РФ), а также роли прокурора как должностного лица, призванного надзирать за соблюдением законности и оперативно принимать меры по устранению нарушений законодательства.

Очень важно в российском законодательстве обеспечить полную реализацию Международного пакта о гражданских и политических правах ООН и положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Нормы, закрепленные в указанных актах, провозглашают право обвиняемого, задержанного или арестованного на судебное разбирательство в разумный срок. Лишение же прокуроров полномочий по даче указаний, сбору доказательств, их анализу, своевременности принятия других решений уже приводит к тому, что разумный срок на доступ к правосудию нарушается.

По нашему мнению, реализация данных предложений позволит в большей степени обеспечить эффективное соотношение полномочий прокуроров и следователей и не допустить скатывания ситуации со следствием ниже достигнутых результатов.

Как показывает практика, в настоящее время состояние законности в ходе проводимого следствия остается крайне сложным. Из-за значительной текучести и недостаточной профессиональной подготовки отдельных следователей вряд ли процессуальных нарушений стало меньше.

Кто защитит конституционные права и свободы человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства? К сожалению, эффективных механизмов устранения процессуальных разногласий между прокурором и должностными лицами, осуществляющими предварительное расследование, в современном уголовно-процессуальном законодательстве нет.

Представляется недопустимым перенесение в сферу уголовного преследования, по существу, «общенадзорного» механизма, поскольку всё это прямо связано не только с защитой конституционных прав, но и с их ограничением и применением мер процессуального принуждения и пресечения. Видимо, в этой сфере механизм реагирования на нарушения закона должен носить оперативный характер.

На современном этапе общественных преобразований приоритетным, требующим особого внимания органов прокуратуры, являются:

> защита конституционных основ Российской Федерации, её целостности и безопасности, единства законности на всей территории страны;

> соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

> совершенствование деятельности всех звеньев прокурорской системы в области противодействия преступности. Однако в настоящее время отмечаются целенаправленные действия по вытеснению прокуратуры с конституционного правового поля.

Система органов прокуратуры - одна из несущих опор нашего государства и от определения её места и роли как в государственном правообеспечивающем механизме, так и в системе общественных координат будет очень многое зависеть для будущего России. По оценке профессора, доктора юридических наук А.Я.Сухарева, «в настоящее время прокуратура подвергается суровым испытаниям - от попыток растворения её независимой централизованной сущности в контрольно-ведомственных паллиативах до прямого демонтажа державного ока государева».

К наиболее распространенным концептуальным подходам, определяющим перспективы развития органов прокуратуры России, относятся нижеприведенные мнения:

1) «Прокуратура постсоветской России не должна воссоздавать прокуратуру СССР, она должна быть децентрализована».

2) « Прокуратура - орган исполнительной власти».

3) « Прокуратура - орган судебной власти».

4) « Прокуратура - опора президентской власти».

5) « Прокуратура - силовая структура».

6) « Прокуратура - элемент структуры правоохранительных органов, но особый и независимый».

7) «Прокуратура предназначена бороться с преступностью и этим обстоятельством определяется её место и роль в государстве».

8) « Прокуратура - разновидность контроль но - надзорных органов в механизме государства».

9) « Прокуратура - самостоятельный орган власти».

10) « Прокуратура - элемент контрольной власти».

11) «Прокуратура находится под руководством и контролем вышестоящих руководителей и подчиняется Министру юстиции».

Приведённые суждения представляют весьма широкий и разнородный спектр мнений о перспективах развития прокуратуры РФ. Они ярко свидетельствуют о том, что данная тема приобретает всё большую актуальность и значимость, вызывает значительный интерес учёных, прокурорских работников, сотрудников федеральных органов исполнительной власти и гражданского общества.

Совокупность идей, средств исследования, а также обобщение высказанных общенаучных подходов позволяют выявить, по нашему мнению, две общие негативные закономерности в части, касающейся прокуратуры:

> «размыть» систему независимого надзора прокуратуры, демонтировав её основы;

> перестроить её по западным образцам, лишив её природно-стержневой функции - надзора за исполнением законов. Из всех правоохранительных органов прокуратура единственная, по существу, не подвергалась реформе. Пора отрешиться от так называемого ведомственного патриотизма, преодолеть убеждение, что эта система уже представляет собой нечто совершенное, не подлежащее кардинальным изменениям ни в настоящем, ни в будущем. Нужно тщательно разобраться в её сильных и слабых сторонах, дать реалистическую оценку действительному положению дел, найти тот путь, по которому прокуратура будет идти дальше». Данная позиция свидетельствует о недостаточном понимании предмета деятельности прокуратуры.

Я думаю, прокуратура - опора законности и государства, сущность конституционного надзора. В целях эффективной реализации государственной власти прокуратура должна развиваться только по пути конституционного развития и в этом случае она сможет успешно решать основные задачи, стоящие перед государством в сфере обеспечения законности.

Исторический опыт свидетельствует о том, что разрушать старое - значительно легче, чем создавать новое.

Очевидно, что необходимо обсуждать различные предложения по совершенствованию деятельности органов прокуратуры, но при этом важно помнить, что прокурорская деятельность должна соответствовать нормам Конституции РФ, а также положениям двух основополагающих международных документов.

Во-первых, рекомендациям Восьмого конгресса ООН (1990 г.) по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В «Руководящих принципах, касающихся роли лиц, осуществляющих судебное преследование» подчеркнуто, что они играют активную роль в уголовном разбирательстве, включая возбуждение дела, в расследовании преступлений, надзоре за законностью расследований. Это единственный документ ООН, посвященный деятельности прокуроров.

Во-вторых, рекомендациям Совета Европы (от 06.10.2000), где четко сказано, что во всех системах уголовного правосудия прокуроры решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования. В отдельных системах они ведут и направляют расследование или осуществляют надзор за ним. В странах, где проводится полицейское расследование, государство должно гарантировать, что прокуроры могут давать полиции соответствующие указания о способах сбора доказательств, использовании персонала, о продолжительности расследования. Аналогичные предписания содержатся и в рекомендациях, которые выработаны Ассоциацией генеральных прокуроров, в которую входит 121 страна мира.

По мнению эксперта Совета Европы И.Томана, «статус прокуратуры, его принципы (характеристики) основываются на общей модели, взятой из исторической эволюции, юридических, экономических и социальных условий каждой страны».

На основании изложенного можно сделать следующие выводы: 1) Российская государственная власть в своей первооснове едина. Важно не только правильно рассредоточить власть по сферам реализации норм права, но и посредством именно прокурорского надзора обеспечить её единство, согласованность деятельности государственных органов и должностных лиц, относящихся к различным направлениям, к разным секторам и уровням власти. В настоящее время любые перемещения системы прокуратуры «влево» или «вправо» под воздействием различных факторов и «концепций» вызовут необратимые негативные последствия для безопасности личности, общества и российского государства, в целом системы законности в России. Это крайне негативно отразится на деятельности органов прокуратуры государств, входящих в СНГ, системе коллективной безопасности и правопорядка, а также на международном авторитете нашей страны.

2) В настоящее время результаты исследований о перспективах совершенствования прокуратуры в области теории остаются весьма дискуссионными.

3) Постоянный прокурорский надзор особенно востребован в условиях проводимой административной реформы, конституционного укрупнения субъектов РФ и формирования органов власти и структур управления, противодействия коррупции и незаконной миграции.

4) Ослабление государственного контроля над состоянием законности неминуемо осложнит криминальную ситуацию, прежде всего в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, резко усугубит разбалансированность конституционно установленной вертикали государственной власти и т.д.

5) Главная задача российского государства и прокуратуры состоит в том, чтобы на основе научно обоснованного прогнозирования, предвидения, досконального знания положения дел обеспечить надежную безопасность во всех сферах жизнедеятельности страны, предотвратить и нейтрализовать назревающие угрозы, эффективно противодействовать им, в том числе мерами прокурорского реагирования.

6) В целях проведения эффективной государственной политики борьбы с преступностью система прокуратуры РФ должна функционально и структурно сохранить свою конституционную независимость и правовую самостоятельность.

7) Решающим условием роста доверия населения к прокуратуре является живая и повседневная практика общения граждан с прокурорами и следователями, их умение и желание реализовать требования законов и оправдать ожидания населения. Прокуратура должна выстроить долговременную информационную политику, предусматривающую расширение связи всех её звеньев со структурами гражданского общества и средствами массовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод.

В данной курсовой работе я рассмотрела исторические основы возникновения прокуратуры, её развитие и основную структуру, направления деятельности. Также, пытаясь отразить перспективы дальнейшего развития института прокуратуры в России, я попыталась вывести задачи, лежащие перед работников органов прокуратуры, а также государством и обществом. Данные исследования позволили сделать некоторые выводы по данной теме:

прокуратура РФ - основная структура по обеспечению  законности в стране, поэтому жизненно важно укреплять эту самую  законность именно в самих органах;

Информация о работе Прокуратура РФ. История, современность, перспективы