История внешней политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:34, реферат

Описание

Внешняя политика российской федерации в начале 21 века является тем вопросом, изучение которого позволит в большей степени и более комплексно осознать процессы становления России после «разрушительных» перестроечных лет. Данная тема выбрана по субъективным причинам ввиду интереса, проявляемого к отношениям России и внешнего мира.

Работа состоит из  1 файл

история - внешняя политика.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

    Внешняя политика российской федерации в  начале 21 века является тем вопросом, изучение которого позволит в большей  степени и более комплексно осознать процессы становления России после  «разрушительных» перестроечных лет. Данная тема выбрана по субъективным причинам ввиду интереса, проявляемого к отношениям России и внешнего мира.

    Начало 21 века для России имеет очень  значимое место – приход к власти президента В.В.Путина, ознаменовавший начало нового этапа в развитии нашей  страны. Естественно вопрос внешней политики неразрывно связан с данным событием. Можно даже сказать, что личность Путина стала одним из ключевых факторов в развитии международных отношений России.

    Состояние внешней политики после Ельцинской эпохи было в крайне плачевном  состоянии. А именно, низкий уровень авторитета страны, не развивающиеся дипломатические отношения, пренебрежение государстенными интересавми.

    О том как воспринимали Россию в  мире косвенно свидетельствует одно событие, произошедшее сразу после  прихода к власти Путина. Это гибель атомной подводной лодки «Курск». Военные учения с наблюдателями китайской стороны были призваны продемонстрировать азиатским партнерам мощь российской военной техники с целью дальнейших подписаний контрактов о покупке новейших противолодочных торпед. Естественно, что такое событие не обделило вниманием и США, которой была не выгодна данная сделка. В итоге события развились таким образом, что на учениях была потоплена на американской субмариной наша подлодка. Хоть это и произошло не запланировано, но России показали на ее место. Огласке данный факт не был подвергнут, чтобы не допустить народных волнений и провокации. Однако руководство страны еще раз убедилось в необходимости строить новую концепцию внешних отношений России. Такой документ был утвержден президентом РФ 28 июня 2000 года. В нем была определена стратегия развития международной политики:

«…Высшим  приоритетом внешнеполитического  курса России является защита интересов  личности, общества и государства.

В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

  • обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
  • воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;
  • создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
  • формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
  • поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;
  • всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;
  • содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

    Современный мир переживает фундаментальные  и динамичные перемены, глубоко затрагивающие  интересы Российской Федерации и  ее граждан. Россия - активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая  значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

       Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта. При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сложилась устойчивая ориентация подавляющего большинства государств на рыночные методы хозяйствования и демократические ценности. Осуществление крупного прорыва на ряде ключевых направлений научно-технического прогресса, ведущего к созданию единого общемирового информационного пространства, углубление и диверсификация международных экономических связей придают взаимозависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустойчивого мирового устройства.

   В то же время в международной сфере  зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается  тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом  и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.

   Стратегия односторонних действий может дестабилизировать  международную обстановку, провоцировать  напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка.

Россия  будет добиваться формирования многополярной  системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов.

   Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов. Миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.

Интересы  России непосредственно связаны и с другими тенденциями, среди которых:

  • глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства Российской Федерации от воздействия извне;
  • усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике ("Группа восьми", МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России - полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в современных условиях;
  • развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества;
  • военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия.

Приоритетным  направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего  сотрудничества с государствами - участниками  Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны.

   Упор  будет делаться на развитии добрососедских отношений и стратегического  партнерства со всеми государствами - участниками СНГ. Практические отношения  с каждым из них необходимо строить  с учетом встречной открытости для  сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников.

   Исходя  из концепции разноскоростной и  разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия будет определять параметры  и характер своего взаимодействия с государствами - участниками СНГ как в целом в СНГ, так и в более узких объединениях, в первую очередь в Таможенном союзе. Договоре о коллективной безопасности. Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств.

Приоритетное  значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.

   Серьезный акцент будет сделан на развитии экономического сотрудничества, включая создание зоны свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования  природных ресурсов. В частности, Россия будет добиваться выработки такого статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга. Российская Федерация будет прилагать усилия для обеспечения выполнения взаимных обязательств по сохранению и приумножению в государствах - участниках СНГ общего культурного наследия.

   Отношения с европейскими государствами - традиционное приоритетное направление внешней политики России. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и будет прилагать усилия в этом направлении.

Россия  будет добиваться превращения адаптированного  Договора об обычных вооруженных  силах в Европе в эффективное средство обеспечения европейской безопасности, а также придания мерам доверия всеобъемлющего характера, включающего, в частности, коалиционную деятельность и деятельность военно-морских сил.

Исходя  из собственных потребностей в построении гражданского общества, Россия намерена продолжать участвовать в деятельности Совета Европы.

Ключевое  значение имеют отношения с Европейским  союзом (ЕС). Процессы, происходящие в  ЕС, в растущей степени влияют на динамику ситуации в Европе. Это  расширение ЕС, переход к единой валюте, институциональная реформа, становление общей внешней политики и политики в области безопасности, оборонной идентичности. Рассматривая эти процессы как объективную составляющую европейского развития, Россия будет добиваться должного учета своих интересов, в том числе применительно к сфере двусторонних отношений с отдельными странами - членами ЕС.

Российская  Федерация видит в ЕС одного из своих важнейших политических и  экономических партнеров и будет  стремиться к развитию с ним интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурных колебаний.

Характер  отношений с ЕС определяется рамками  Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между  Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г., которое еще не заработало в полную силу. Конкретные проблемы, прежде всего проблема адекватного учета интересов российской стороны в процессе расширения и реформирования ЕС, будут решаться на основе одобренной в 1999 году Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом. Предметом особого внимания должно стать формирующееся военно-политическое измерение ЕС.

Реально оценивая роль Организации Североатлантического договора (НАТО), Россия исходит из важности сотрудничества с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия. Необходимая база для этого заложена в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г. Интенсивность сотрудничества с НАТО будет зависеть от выполнения ею ключевых положений этого документа, в первую очередь касающихся неприменения силы и угрозы силой, неразмещения на территориях новых членов группировок обычных вооруженных сил, ядерного оружия и средств его доставки.

Информация о работе История внешней политики РФ