История внешней политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:34, реферат

Описание

Внешняя политика российской федерации в начале 21 века является тем вопросом, изучение которого позволит в большей степени и более комплексно осознать процессы становления России после «разрушительных» перестроечных лет. Данная тема выбрана по субъективным причинам ввиду интереса, проявляемого к отношениям России и внешнего мира.

Работа состоит из  1 файл

история - внешняя политика.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

Вместе  с тем по целому ряду параметров нынешние политические и военные  установки НАТО не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации, а порой прямо противоречат им. В первую очередь это касается положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения силовых операций вне зоны действия Вашингтонского договора без санкции Совета Безопасности ООН. Россия сохраняет негативное отношение к расширению НАТО.

Насыщенное  и конструктивное сотрудничество между  Россией и НАТО возможно лишь в  том случае, если оно будет строиться  на основе должного учета интересов  сторон и безусловного выполнения принятых на себя взаимных обязательств.

Взаимодействие  с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой важный ресурс для отстаивания Россией  своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России.

В отношениях с государствами Центральной  и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.

Российская  Федерация готова к преодолению  значительных трудностей последнего времени  в отношениях с США, сохранению создававшейся на протяжении почти 10 лет инфраструктуры российско-американского сотрудничества. Несмотря на наличие серьезных, в ряде случаев принципиальных разногласий, российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности.

Прежде  всего это касается проблем разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения  оружия массового уничтожения, а  также предотвращения и урегулирования наиболее опасных региональных конфликтов. Только при активном диалоге с США возможно решение вопросов ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений. Во взаимных интересах поддерживать регулярные двусторонние контакты на всех уровнях, не допускать пауз в отношениях, сбоев в переговорных процессах по основным политическим, военным и экономическим вопросам.

Важное  и все возрастающее значение во внешней  политике Российской Федерации имеет  Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Упор будет сделан на активизации участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-тихоокеанского региона - форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, в созданной при инициативной роли России "шанхайской пятерке" (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).

Одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений  с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и  Индией. Совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики - одна из базовых опор региональной и глобальной стабильности. Россия стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем по всем направлениям. Главной задачей остается приведение масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений.

Россия  намерена углублять традиционное партнерство  с Индией, в том числе в международных  делах, способствовать преодолению  сохраняющихся в Южной Азии проблем, укреплению стабильности в регионе.

Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов Россия продолжит поиск взаимоприемлемого решения оформления международно признанной границы между двумя государствами.

Принципиальное  значение для России имеет общее  оздоровление ситуации в Азии, где  усиливаются геополитические амбиции  ряда государств, нарастает гонка  вооружений, сохраняются источники  напряженности и конфликтов. Наибольшую озабоченность вызывает обстановка на Корейском полуострове. Усилия будут сосредоточиваться на обеспечении равноправного участия России в решении корейской проблемы, на поддержании сбалансированных отношений с обоими корейскими государствами.

Затяжной  конфликт в Афганистане создает  реальную угрозу безопасности южных  рубежей СНГ, напрямую затрагивает  российские интересы. Во взаимодействии с другими заинтересованными  государствами Россия будет прилагать  последовательные усилия в целях достижения прочного и справедливого политического урегулирования афганской проблемы, недопущения экспорта терроризма и экстремизма из этой страны.

Россия  будет добиваться стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, включая зону Персидского залива и Северную Африку, учитывая при этом воздействие ситуации в регионе на обстановку во всем мире. Используя свой статус как коспонсора мирного процесса, Россия намерена вести линию на активное участие в нормализации обстановки в регионе после кризиса. В этом контексте приоритетной задачей России будет восстановление и укрепление ее позиций, особенно экономических, в этом богатом и важном для наших интересов районе мира.

Рассматривая  Большое Средиземноморье как  связующий узел таких регионов, как  Ближний Восток, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря, Россия намерена проводить целенаправленный курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства, что будет способствовать продвижению российских экономических интересов, в том числе в вопросе выбора маршрутов прохождения важных потоков энергоносителей.

Россия  будет расширять взаимодействие с африканскими государствами, содействовать  скорейшему урегулированию региональных военных конфликтов в Африке. Необходимо также развитие политического диалога с Организацией африканского единства (ОАЕ) и субрегиональными организациями, использование их возможностей для подключения России к многосторонним экономическим проектам на континенте.

При определении  региональных приоритетов своей  внешней политики Российская Федерация будет учитывать интенсивность и направленность формирования основных мировых центров, степень готовности их участников к расширению двустороннего взаимодействия с Россией.»

К концу  первого десятилетия много было достигнуто и немало упущено.

США.

С США  отношения складывались на данном этапе  довольно противоречиво. Часто наблюдалась  политика двойных стандартов. По многим вопросам позиции России и США  расходились. К примеру, ситуация в  Ираке. Решение проблемы дипломатическим  путем, которое предлагала Россия и ряд других стран было игнорировано со стороны США. Америка в одностороннем порядке определилась со своими действиями на Ближнем Востоке.

В свою очередь США предъявляла претензии  по поводу военного сотрудничества России и Ирана, поставки российского вооружения.

Мнения  не сошлись в вопросах мирного  урегулирования ситуации на Балканах, на Кавказе.

Камнем  преткновения стала проблема вокруг размещения в Европе американских систем противоракетной обороны. Чехия, Польша охотно сотрудничали по этим вопросам с США, показывая России свою независимость и самостоятельность.

Соединенные Штаты усиливали свое присутствие  в бывших союзных странах, что  настораживало Россию. Так называемая волна революций (бархатная, оранжевая) прокатилась по ряду близких нам стран. Это произошло под сильным и скрытым влиянием США на мнения общественных масс, усиленной пропаганды демократического образа жизни.

В 2008 году во время обострения ситуации на Кавказе  отношения России и США были как  никогда за последнее десятилетие напряженными. Военные корабли обоих стран были в боевой готовности в акватории Черного моря.

Страны  Прибалтики, Грузия, Украина, Польша.

 Взаимоотношения  России с данными государствами  также динамично развивались  в рассматриваемом периоде. Будучи бывшими республиками СССР эти страны имеют важное политическое и стратегическое значение для России.

Литва, Эстония продолжают свою антироссийскую политику. Осуществляются попытки пересмотра исторических событий (как и на Украине), предпринимаются попытки приравнять советский режим с фашистским, которые не находят одобрения в Европе. Такая игра «на нервах» происходит и по причине значительной поддержки от США. Вступив в НАТО, Прибалтика охотно движется к западным партнерам, отметая свои связи с Россией. Особенно ярко это проявилось в урезании прав русскоязычного населения, сносе памятников ВОВ и т.д. ситуация немного меняется с приходом нового президента США Барака Обамы, который в отношениях с Россией видит перспективно-стратегическое значение. Происходит потепление отношений между нашей страной и Америкой. Страны Прибалтики также ослабили свое стремление «навредить» России.

На Украине  складывается похожая ситуация. С  приходом «Оранжевых» к власти резко  меняется дипломатия. Отдаление от России и сближение с США – принцип украинской политики. Возникает достаточно много острых вопросов между нашими странами. В первую очередь это вопросы, связанные с транзитом российского энергоносителя через территорию Украины. Постоянные долги оплаты за газ привели к ситуации, вышедшей за рамки двух стран. Газовый конфликт 2008-2009 года поставил под угрозу энергобезопасность половины Европы. Другим вопросом стала проблема размещения Черноморского военного флота в Севастополе. Продление аренды удалось осуществить лишь в 2010 году. Поддержка Украиной Грузинских военных выступлений, снабжение их своей боевой техникой несомненно усугубило партнерство наших стран. Была предпринята попытка пересмотра исторических ценностей для «новой Украины». Героизация Бандеры и угнетение памяти советским войнам оставила свою веху в истории отношений с Россией. Однако и тут, происходит оттепель в отношениях при новом президенте Украины Викторе Януковиче. Утверждаются многие документы о многолетнем сотрудничестве, решается вопрос с Черноморским флотом.

Режим Саакашвили в Грузии стал абсолютно  губительным для сотрудничества. Стремление войти в блок НАТО любой  ценой, постоянные провокации на приграничной территории в конце концов привели  к военным действиям в Южной  Осетии и Абхазии в августе 2008 года. После принуждения Грузии к миру дипломатические связи наших стран были разорваны, снижены объемы торговли.

С Польшей  отношения складывались нелегко. Наверное стремление самообозначится, утвердить  свой суверенитет, стать в глазах других независимым самодостаточным государством не согласовывалось с дружеско-партнерскими отношениями с Россией. Катынское дело стало вопросом преткновения. Давнишние преступления советского режима потребовали извинений со стороны России. Лишь после авиакатастрофы под Катынью, где погибло основное руководство Польшы, и совместного переживания, расследования обстоятельств, почувствовалось некоторое потепление отношений наших стран.

Страны  Европы.

Особое  место во внешней политике РФ занимает Европа. Как основной деловой партнер, как обширный рынок для торговли, Старый Свет  не оставался без внимания. За первой десятилетие 21 века Европа стала по-другому относиться к России. Во-первых, с мнением России стали считаться, учитывать при решении некоторых вопросов. Это в основном касается проблемы безопасности, энергетической защищенности и, после мирового финансового кризиса 2008 года, экономической стабильности. Огромные и вынужденные поставки российского газа и нефти в европейские страны заставили пересмотреть отношение к России. Скрытое игнорирование сменилось стратегическим сотрудничеством. Шаги в данном направлении продолжаются. Однако, были попытки уличить Россию в топливном шантаже Европы  и привести к ответственности. Но по разумным соображением эти действия не были развернуты. Большое количество взаимных визитов глав Германии и России сблизили партнерство как экономическое, так и культурное. Франция также стала страной, с которой удалось в большей степени наладить сотрудничество. 2010 год Франции в России и соответственно год России во Франции еще одно тому подтверждение. Во время кавказского кризиса президент Франции Николя Саркози выступил своего рода посредником между переговорами России и Запада. Это безусловно сблизило наши страны. В своих выступлениях президент РФ Д.А.Медведев не раз называл французского коллегу своим другом.

Южная Америка

Данный  континент всегда считался такой  зоной, имея присутствие в которой  можно добиваться звания могучей  державы. Курс внешней политики РФ привел к налаживанию дружественных  отношений Венесуэлой (в большей степени из всех южноамериканских государств). Сотрудничество проявляется в основном в военном партнерстве. Российское вооружение охотно скупается для ВС Венесуэлы, напоминая США о становлении многополярного мира. Также взаимодействие осуществляется и в вопросах энергетики, геологии, автомобильной промышленности и др.

Информация о работе История внешней политики РФ