Прокуратура РФ. История, современность, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование принципов развития прокуратуры и перспектив развития прокуратуры в современной России.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры РФ;
- показать конституционно-правовые основы статуса прокуратуры РФ;
- рассмотреть существующие проблемы и перспективы развития прокуратуры РФ.

Содержание

Введение
История возникновения и развития прокуратуры РФ:
A. Российская прокуратура (1711-1917)
B. Прокуратура России советского периода (1917-1991гг.)
3. Прокуратура Российской Федерации. Современность.
A. Структура
B. Основные направления деятельности органов прокуратуры РФ
C. Государственная служба в органах прокуратуры и управления прокуратурой
4. Перспективы развития прокуратуры РФ
5. Вывод
6. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая итоговый вариант.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

Государственное Образовательное  Учреждение Высшего  Профессионального  Образования

«Уральская  Государственная  Юридическая Академия»

Вечерний  Факультет

Кафедра правоохранительных органов 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ

На  тему: «Прокуратура РФ. История, современность, перспективы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнил: студентка 1 курса, 12 группы

Зинченко  Александра Владимировна

                                                                   Проверил: Палеев  Петр Алексеевич 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011

Оглавление

  1. Введение
  2. История возникновения и развития прокуратуры РФ:

    A. Российская прокуратура (1711-1917)

    B. Прокуратура России советского периода (1917-1991гг.)

3. Прокуратура Российской Федерации. Современность.

A. Структура

    B. Основные направления деятельности органов прокуратуры РФ

    C. Государственная служба в органах прокуратуры и управления прокуратурой

4. Перспективы развития  прокуратуры РФ

5. Вывод

6. Список используемой  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Органы прокуратуры  в нашей стране – одна из основных составляющих правоохранной деятельности. Осуществляя надзор за действиями должностных лиц и организаций, прокуратура обеспечивает гражданам и государству главнейший конституционный принцип жизни и взаимодействия общества – законность. Кроме того, выступая в судебных заседаниях, прокурор осуществляет обвинение от лица государства и охраняет права и свободы не только государству и его гражданам, но и изгнанным из общества индивидам – осужденным, лицам, проходящим наказание.

По моему мнению, прокуратура в РФ – важнейшая система органов не только в жизни государства, но и народа.

Тема данной курсовой работы актуальна в силу того, что, процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости, кроме того, происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе правоохранительные органы, а значит и прокуратуры, как основного их звена. Слишком часто требования закона игнорируются сегодня как гражданами, так и чиновниками. Неэффективность работы прокуратуры существенно снижает ее авторитет в обществе, порождает мнение об ее политической некомпетентности. Вышесказанное актуализирует осмысление отечественного и зарубежного опыта институционализации прокуратуры, современного конституционно-правового статуса прокуратуры, поиск путей оптимизации ее деятельности, повышения его действенности, "оправдания" данного института в глазах граждан России. 
Целью данной курсовой работы является исследование принципов развития прокуратуры и перспектив развития прокуратуры в современной России. 
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: 
- проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры РФ; 
- показать конституционно-правовые основы статуса прокуратуры РФ; 
- рассмотреть существующие проблемы и перспективы развития прокуратуры РФ. 
Объект исследования: общественные отношения, связанные с системой органов прокуратуры в условиях становления правового государства. 
Предмет исследования: нормы, регулирующие организацию и деятельность...
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История возникновения и  развития органов  прокуратуры РФ. 

Российская  прокуратура (1711-1917)

Главенствующая  роль в развитии органов, специально предназначенных для контроля и  надзора за соблюдением законов, заслуженно приписывается Императору Петру I – выдающемуся русскому реформатору. Вначале он создает институт фискалов, а потом – прокуратуру.

2 и 5 марта  1711 года учреждалась должность  фискалов. Обер-фискал состоял при  сенате, но кандидатуру назначал  лично государь. Фискалы образовались  при всех центральных и местных  органах – коллегиях, канцеляриях,  судах и др. Основная обязанность: тайно узнавать и доносить обо всех нарушениях закона, злоупотребления полномочиями, воровстве  и обо всем том, что «во вред государственному энтузиазму может быть». Фискалы рассматривали доносы от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, объяснения чиновников.

Вскоре обнаружилось в деятельности фискальной службы множество  недостатков: пользуясь очень широкими полномочиями, нередко фискалы использовали свое служебное положение, занимались воровством и взяточничеством. К тому же данная служба оставляла без контроля Правительствующий сенат, так как была подконтрольна ему. Надо заметить, что правитель иногда поручал контролировать сенат наиболее доверенным приближенным, но эти функции носили временный характер, что никак не устраивало Петра.

12 января 1722 года  царь подписал указ, направленный  на улучшение деятельности всех  органов страны. В данном документе  царь утверждает новый орган, стоящий над Сенатом и над другими государственными учреждениями – Прокуратуру.

В указе отмечалось: «Быть при Сенате генерал-прокурору  и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые обязаны  будут рапортовать генерал-прокурору.» 

Хотя функции  прокурора еще не вполне сложились, царь возлагал большие надежды на новый орган, отмечал принципиальное значение данного органа как блюстителя законов.

18 января 1722 года  Петр I назначает на должность генерал-прокурора Петра Ивановича Ягужинского, а на должность обер-прокурора – Г. Г. Скорнякова-Писарева.

Наблюдательные  современники отмечали, что Ягужинский – второе в государстве лицо по силе и значению. Но давалось все  это генерал-прокурору с большим  трудом: он прилагал много усилий, чтобы  навестим в сенате элементарный порядок, но коллегиальные решения были  чужды самолюбивым сановникам. Сенаторы не привыкли считаться с чужим мнением, часто возникали крики, ссоры, доходило до драк. В связи с этим, Петр Иванович 16 октября 1722 года написал специальное «предложение» Сенату, где просил воздержаться от ссор и брани. Еще одной причиной трудностей стали отношения Ягужинского со своим ближайшим помощником обер-прокурором Скорняковым-Писаревым. Вот в такой обстановке, при натянутых отношениях, приходилось генерал-прокурору создавать и укреплять принципиально новые для того времени органы прокуратуры. А ведь приходилось заботиться еще и о местной прокуратуре, которая только-только вставала на ноги.

По начальному плану Петра, генерал-прокурор обязан был выступать в роли высшего должностного лица в государственном аппарате, в руках которого сосредотачивался бы надзор за правильным ходом управления государством. Предполагалось, что генерал-прокурор обязан стоять на страже интересов государя, церкви и всего народа. Но в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры, царь отказывается от таких всеобъемлющих обязанностей. Центр тяжести переноситься только на надзирающую роль генерал-прокурора над всеми государственными органами и, прежде всего, Сената.   

Постепенно, генерал-прокурор  занимал ключевое положение в государственном управлении. Российский историк В.0. Ключевский писал по этому поводу: «Генерал-прокурор, а не Сенат, становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав, не имея сенаторского голоса, был, однако, реальным его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил, когда Сенат поступал право либо неправо, посредством собственных песочных часов управлял его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке».

В должности  генерал-прокурора состояли разные лица, в подавляющем большинстве незаурядные. Посреди них были и выдающиеся государственные деятели — Д.Н. Блудов, Д.П. Трощинский, и блестящие юристы — Д.Н. Замятнин, Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев, и боевые, проявившие незаурядную храбрость в схватках офицеры — А.Н. Самойлов и Д.И. Лобанов-Ростовский, и узкий дипломат Д.В. Дашков, и выдающиеся российские поэты, гордость русской литературы — Г.Р. Державин и И.И. Дмитриев.

Прокуратура осуществляла от имени императорской власти и по её поручению повсеместный и неизменный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, остальных центральных и местных учреждений. Функции прокуратуры были достаточно широки, хотя и видоизменялись, в особенности после Судебной реформы 1864 года. В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не лишь как блюститель законов, но и как министр денег, юстиции, внутренних дел. В особенности наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года генерал-прокурор стал сразу и министром юстиции. 
 
 

Прокуратура России советского периода(1917-1991гг.)

После Октябрьской  революции в соответствии с марксистской доктриной о сломе буржуазного  государственного аппарата Декретом о  суде № 1 от 24 ноября 1917 года прокуратура была ликвидирована: «Упразднить доныне существовавшие университеты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно университеты присяжной и частной адвокатуры».

Надзор за законностью, в частности в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и  казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами.

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 16 мая 1918 года была учреждена Центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИКом. Она руководила деятельностью коллегий обвинителей при революционных трибуналах.

Такое положение, вполне приемлемое в условиях гражданской войны, стало нетерпимым во время мирного строительства. В 1921 году со всей остротой встал вопрос о создании прокуратуры.

1 января 1922 года  был опубликован первый проект  декрета «О государственной прокуратуре», в котором предполагалось её  создание в составе Министерства  юстиции и наделение ограниченными  полномочиями.

28 мая 1922 года 3-я сессия ВЦИК приняла положение о прокуратуре.

Первоначальное  строение определялось Положением о  народном комиссариате юстиции. В него входили подотделы:

1)Общего управления  и личного состава прокурорского  надзора;

2)Общего надзора;

3)Надзора за органами следствия, дознания и местами решения свободы;

4)Государственного  обвинения со следственной частью;

После образования  Союза ССР, органы прокуратуры строились  на началах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору  республики, действовали на основе издаваемых республиками Положений. Прокурор республики был подотчетен верховным органам своей республики.

Постановлением  ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года была учреждена Прокуратура Союза ССР, а 17 декабря – положение о Прокуратуре Союза ССР. Им были определены функции прокуратуры, порядок их осуществления, структура.

Структура аппарата прокуратуры СССР: Главная военная прокуратура; Главная прокуратура железнодорожного транспорта; Главная прокуратура водного транспорта; отдел общего надзора; уголовно-судебный отдел; гражданско-судебный отдел; следственный отдел; отдел по специальным делам; отдел по надзору за местами заключения; отдел по жалобам; отдел кадров; группа учета и информации; особый сектор; управление делами; секретариат.

1960. Упразднены  транспортные прокуратуры, но  через год стали воссоздаваться  в составе отдельных прокуратур  краев и областей, а в 80-х  их система полностью восстановлена.

В 1959 году Указом Президиума Верховного Совета СССР были образованы коллегии в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик. Также Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 года утверждено Положение о Военной прокуратуре.

В 70-х годах  законодательство об органах прокуратуры  начинает развиваться более интенсивно и детально.

Информация о работе Прокуратура РФ. История, современность, перспективы