Контрабанда в истории уголовного законодательства и современные тенденции ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение истории возникновения и развития контрабанды, анализ состава преступления, меры борьбы и профилактики контрабанды.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю развития контрабанды;
- проанализировать ст. 228 УК Республики Беларусь;
- рассмотреть методы борьбы с контрабандой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 КОНТРАБАНДА В ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………………………………………...5
1.1 Контрабанда в истории уголовного законодательства…………………5
1.2 Современные тенденции ответственности…………………………….17
ГЛАВА 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 228 УК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………21
ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….31
3.1 Понятие и меры борьбы с контрабандой………………………………31
3.2 Таможенная служба Беларуси в борьбе с контрабандой………….. …35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА1.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

     Заведомо  недостоверное декларирование товаров, ценностей, веществ и предметов, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, имеет место в том случае, когда виновный, достоверно зная о том, что указанные выше сведения, сообщаемые им таможенным органам, не соответствуют действительности, заявляет их этим органам в установленной письменной, устной или иной форме.

       Контрабанда считается оконченным преступлением с момента фактического перемещения предмета контрабанды через таможенную границу. Действия лица, пытавшегося переместить предмет контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь, пресеченные таможенными органами или в иных случаях не доведенные до конца по не зависящим от лица обстоятельствам, надлежит квалифицировать как покушение на контрабанду по статьям 14 и 228 [3].

     Указанное правило определения момента  окончания преступления применяется с учетом особенностей перемещения предмета преступления через таможенную границу Республики Беларусь. Так, анализ статьи 3 ТК и статьи 1 Закона от 4 ноября 1992 г. «О Государственной границе Республики Беларусь» показывает, что таможенная граница Республики Беларусь проходит по Государственной границе республики, а также по периметру свободных таможенных зон и складов. С учетом этого, а также принимая во внимание положения, изложенные в пункте 10 статьи 18 ТК, под перемещением через таможенную границу Республики Беларусь необходимо понимать совершение следующих действий с применением указанных способов по ввозу на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозу с этой территории предмета преступления:

  • при ввозе предмета преступления на таможенную территорию Республики Беларусь и при ввозе его с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории — фактическое пересечение таможенной границы Республики Беларусь;
  • при вывозе предмета преступления с таможенной территории Республики Беларусь и при его ввозе с остальной части таможенной территории Республики Беларусь на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады — представление таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти или ввезти предмет преступления [19].

     Данное  обстоятельство имеет большое значение при определении момента окончания анализируемого преступления. Так, в частности, действия лица, ввезшего на таможенную территорию республики товары, ценности, вещества или предметы, указанные в частях 1 и 2 статьи 228, пресеченные при таможенном досмотре таможенными органами, следует квалифицировать как оконченную контрабанду. Напротив, аналогичные действия лица, вывозящего названные товары, ценности, вещества или предметы с таможенной территории Республики Беларусь на территорию сопредельного государства либо ввозящего их с остальной части таможенной территории Республики Беларусь на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады, пресеченные при таможенном досмотре таможенными органами Республики Беларусь, образуют состав покушения на контрабанду.

     Свободная таможенная зона территория, на которой действует таможенный режим свободной таможенной зоны.

     С субъективной стороны контрабанда — умышленное преступление, совершаемое с прямым умыслом. На это обстоятельство обращалось особое внимание в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О судебной практике по делам о контрабанде и об административных таможенных правонарушениях» от 17 июня 1994 г. № 4 (в ред. постановления Пленума от 28 марта1996 г. № 2 и 29 марта 2001 г. № 4). Лицо, совершающее контрабанду, сознает, что перемещает через таможенную границу Республики Беларусь товары, ценности, вещества или предметы, указанные в частях 1 и 2 статьи 228 с использованием одного или нескольких способов, перечисленных в тех же частях данной статьи, и желает совершить такое незаконное действие.

     Субъектом контрабанды является лицо, достигшее 16-летнего возраста. 
В соответствии с пунктом 41 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда республики действия лиц, которые непосредственно не перемещали предметы контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь, а лишь организовали или оказали помощь в совершении этого преступления, надлежит квалифицировать как соучастие в контрабанде со ссылкой на соответствующую часть статьи 16.

     Контрабанда, совершенная должностным лицом  с использованием своих служебных полномочий, влечет ответственность по части 3 статьи 228 и в силу части 1 примечаний к главе 35 не требует дополнительной квалификации по статье 424 [4].

     Ранее судимым за контрабанду признается лицо, которое осуждено по статье 228 по приговору, вступившему в законную силу, при условии, что судимость за это преступление не погашена или не снята в установленном законом порядке.

     При совершении контрабанды, соединенной с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, действия виновного надлежит квалифицировать по части 3 статьи 228. Если же насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль, выразилось в причинении ему тяжкого телесного повреждения при обстоятельствах, указанных в части 3 статьи 147, либо в убийстве такого лица, действия виновного подлежат квалификации по совокупности преступлений: по части 3 статьи 228 и соответственно по части 3 статьи 147 либо пункту 10 части 2 статьи 139.

     Совершение  контрабанды группой лиц по предварительному сговору или организованной группой влечет повышенную ответственность соответственно по частям 3 или 4 статьи 228.

     В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда указано, что при рассмотрении дел о контрабанде, совершенной группой лиц по предварительному сговору, судам необходимо иметь в виду, что такие квалифицирующие признаки, как совершение этого преступления лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, должны учитываться при квалификации действий лишь тех участников преступления, к которым эти признаки относятся непосредственно [4].

     При совершении контрабанды с обманным использованием документов 
либо заведомо недостоверного декларирования лицо преследует цель, отличную от 
целей, присущих такому преступлению, как уклонение от уплаты таможенных 
платежей. Ввиду этого перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, сопряженное с обманным использованием документов либо включением в таможенную декларацию заведомо ложных сведений, которое было направленно на освобождение от уплаты таможенных платежей или их занижение и не влияло на принятие таможенными органами решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, не образует состава контрабанды.

     В тех случаях, когда наряду с контрабандой лицо совершает другие 
преступления (незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и др.), действия виновного подлежат квалификации по совокупности совершенных преступлений. Рекомендации относительно такой квалификации действий виновного содержатся в пункте 10 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда республики.

     Действия  лица, перемещающего через таможенную границу Республики 
Беларусь поддельную иностранную валюту, квалифицируются по-разному в зависимости от направленности умысла.

     Так, лицо, по ошибке полагавшее, что оно  перемещает через таможенную границу Республики Беларусь иностранную валюту в крупном размере, которая в действительности являлась фальшивой, действуя помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо применяя недекларирование или заведомо недостоверное декларирование, подлежит ответственности за покушение на контрабанду. При осознании лицом факта перемещения через таможенную границу Республики Беларусь именно фальшивой иностранной валюты состав контрабанды в его действиях отсутствует. В этом случае при установлении признаков преступления, предусмотренного статьей 221, лицо следует привлекать к ответственности за изготовление, хранение или сбыт поддельных денег.

     Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь под видом товаров не для коммерческих целей товаров, в действительности предназначенных  для осуществления производственной или коммерческой деятельности, за исключением случаев, когда такие действия совершаются с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, не подлежит ответственности по статье 228. Оно образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19340 КоАП [3].

     За  совершение преступления, предусмотренного частями 2—4 статьи 228, наряду с лишением свободы в качестве дополнительного может назначаться наказание в виде конфискации имущества.

     Если  предмет контрабанды отвечает требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 61 (например, через таможенную границу перемещались отравляющие вещества, изъятые из оборота), либо имеются другие обстоятельства, указанные в этой же части статьи 61 (например, перемещение предмета контрабанды через таможенную границу осуществлено путем сокрытия его в тайнике, оборудованном в автомашине или прицепе к ней), то соответствующие вещи, предметы или имущество при наличии условий, указанных в законе, подлежат специальной конфискации независимо от категории преступления и вида назначенного наказания. Другими словами, специальная конфискация может применяться за контрабанду одновременно с конфискацией как дополнительным видом наказания.

     Если  предмет контрабанды был реализован виновным, то в соответствии с рекомендацией Пленума Верховного Суда, изложенной в пункте 11 названного выше постановления, суд должен решить вопрос о взыскании с осужденного в доход государства его стоимости [4].

     Рассмотрим  примеры из практики:

     Сотрудники Брестской таможни в пункте пропуска "Варшавский мост" задержали 17 предметов, представляющих историческую и культурную ценность.

     Эти предметы везла из Франции 52-летняя россиянка, следовавшая рейсовым автобусом Париж — Москва.

     В ходе проведения таможенного контроля на дне ее дорожной сумки сотрудники таможни обнаружили не указанные в декларации сабли, шпаги, штыки, мушкет (относящиеся к периоду Отечественной войны 1812 года), а также золотой орден офицера французского Почетного легиона (1870 года) и несколько украшений с драгоценными металлами. Эти предметы, вопреки требованиям законодательства, не были указаны в таможенной декларации.

     По  информации искусствоведов, которые  провели предварительную экспертизу изъятых предметов, все они представляют культурную и историческую ценность. По предварительной оценке, их стоимость составляет несколько десятков тысяч евро.

ГЛАВА 3

ПРИОРИТЕТНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ

     И БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 

     3.1 Понятие и меры  борьбы с контрабандой

     Контрабандой  называется всякое перемещение товаров, валюты, ценностей и других предметов через государственную границу, минуя таможенные учреждения, а также провоз их через таможенные учреждения в скрытом виде или под прикрытием фиктивных документов. Это определение не является исчерпывающим, но оно дает основное и главное представление о том, что вкладывается в это понятие.

     Борьба  с контрабандой — исключительно  большая, важная и сложная работа. Ущерб, наносимый государству контрабандой, настолько велик, что она отнесена к наиболее опасным преступлениям против порядка управления. Поэтому законодательство предусматривает очень суровое наказание за контрабанду, за содействие контрабанде и за укрывательство контрабандных товаров [18, c. 611].

     Борьба  с контрабандой требует не только много сил и умения, но и ряда специфических знаний — товароведческих и правовых.

     Борьба  с контрабандой усложнялась вследствие того, что бывали случаи, когда контрабандисты связывались с государственными чиновниками, широко использовали коррупцию, а иногда во главе контрабандистских  организаций становились даже государственные чиновники.

     Контрабанда (итал. contrabando, от contra – против и bando - правительственный указ) - это тайный провоз или перенос товаров и ценностей через государственную границу с сокрытием их от таможенного контроля.

     Контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Как и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Не ставится задачи полного искоренения данного преступления. Речь идет лишь только о сокращении ее размеров до контролируемых пределов.

     Причинами роста контрабанды являются:

     - неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля;

Информация о работе Контрабанда в истории уголовного законодательства и современные тенденции ответственности