Контрабанда в истории уголовного законодательства и современные тенденции ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение истории возникновения и развития контрабанды, анализ состава преступления, меры борьбы и профилактики контрабанды.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю развития контрабанды;
- проанализировать ст. 228 УК Республики Беларусь;
- рассмотреть методы борьбы с контрабандой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 КОНТРАБАНДА В ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………………………………………...5
1.1 Контрабанда в истории уголовного законодательства…………………5
1.2 Современные тенденции ответственности…………………………….17
ГЛАВА 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 228 УК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………21
ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….31
3.1 Понятие и меры борьбы с контрабандой………………………………31
3.2 Таможенная служба Беларуси в борьбе с контрабандой………….. …35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА1.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

       Слово "контрабанда" означает также  товар, или какой-либо запрещенный  законом к ввозу или вывозу предмет, тайно провезенный или  пронесенный через границу государства.

       Таможенные  пошлины стали приобретать роль орудия государственной торговой политики по мере возникновения единого национального рынка. Этот процесс в разных странах происходил неординарно и неравномерно, но повсюду он начинался с таможенных ограничений, возникновение которых и послужило толчком к развитию контрабанды. Иначе говоря, контрабанда возникла и стала развиваться как противодействие введенным ограничениям и установленным таможенным барьерам [8, с. 182].

       Войны в Европе в XVI- XVII веках породили еще одну разновидность контрабанды –военную.

       Под этим видом контрабанды подразумевались  поставки нейтральными государствами одной из воюющих сторон таких предметов и материалов, какие другой воюющей стороной объявлялись запрещенными.

       И во время войн, и в периоды между ними контрабандная торговля продолжала расти, несмотря на принятие рядом стран специальных законов. И если в период раннего меркантилизма контрабандой занимались отдельные купцы, то в эпоху развитого меркантилизма контрабандной торговлей стали заниматься торговые компании Европы.

       С выходом России к берегам Балтийского  моря для предотвращения контрабандного ввоза и вывоза товаров морем Петр I создает специальную таможенную службу в портах.

     В 1724 году был принят Морской Торговый регламент, который регулировал  процедуру контроля пребывающих  из-за границы судов. На все грузы  направлялись досмотрщики, которые осматривали не только грузы, но и вещи лиц, следовавших через границу. До завершения таможенного досмотра никому не разрешалось сходить с корабля, запрещалась его разгрузка. Устав определил и составы правонарушений в сфере таможенного дела, а также ответственность за эти правонарушения. В пользу государства изымались «утаенные» (то есть сокрытые от таможенного контроля) товары, не «явленные» и «заповедные» (запрещенные) к ввозу или вывозу частными лицами, конфискация применялась и когда при декларировании «добрые» товары выдавались за «худые». За менее серьезные проступки предусматривались штрафные санкции. Сдерживавший развитие внешней торговли и вызывающий рост контрабанды тариф 1724 года в 1731 году был заменен на новый, более умеренный тариф. К середине XVIII века таможенное дело становится централизованным, чему во многом способствовала проведенная в 1752-1757 годах таможенная реформа, в ходе которой были ликвидированы внутренние таможни, был учрежден институт таможенных объездчиков, на которых возлагалось обязанность поимки контрабандистов в пограничной полосе [16, с. 202].

     Важным  мероприятием для усиления борьбы с  контрабандой было учреждение в России в 1754г. пограничной стражи как особого  корпуса для охраны государственных  границ в таможенном и военно-полицейском отношениях. Позже была создана пограничная казачья стража и специальная таможенная стража.

     Принимается Таможенный Устав 1755 года, в котором  уделялось особое внимание борьбе с  контрабандой.

     Дальнейшие  изменения в таможенной сфере России приходятся на XIX век. В 1802 году принимается Высочайший манифест об учреждении министерств. Таможенные учреждения были подчинены Министерству коммерции. С 1811 года управление таможенным делом переходит к Департаменту внешней торговли, было образовано 11 таможенных округов, в каждый из которых входило несколько таможен. Таможенный округ управлялся начальником, имевшим в своем ведении все таможни и заставы, составлявшие округ. Для предотвращения тайного привоза товаров по всей морской и сухопутной границе действовали команды таможенной стражи.

     Ведется работа и над правовой базой, обеспечивающей организацию таможенной деятельности. Значительным фактом в этом направлении  стало принятие Таможенного Устава в 1819 году. С принятием данного  акта, как отметил Б.М.Угаров, «В России появляется систематизированное законодательство о контрабанде». Устав определил, что таможенные учреждения являются государственными органами, установил порядок охраны границы (охрана возлагалась сначала на таможенную, а затем на пограничную стражу). Товары, перемещаемые через границы, разрешалось перевозить только через таможни [9, с. 315].

     В Уставе содержится определение понятия  контрабанды. Под ней понимались не только товары, проносимые или провозимые через границу мимо таможен, но также и товары, привезенные из-за границы и не указанные в предъявленных в таможню документах. Нормы карательного характера, содержащиеся в Уставе, были перенесены в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Под контрабандой стали подразумевать перемещение товаров и предметов мимо таможни или хотя через таможню, но с сокрытием от таможенного контроля. С течением времени эта формулировка то расширялась, то наполнялась иным содержанием, но и по ныне действующему Уголовному кодексу смысл уголовно наказуемой контрабанды заключается именно в незаконном перемещении товаров и предметов через таможенную границу России помимо таможни или через таможню, но с использованием таких приемов, которые направлены на избежание таможенного контроля.

       После судебной реформы 1864 г. это уложение подверглось изменениям. Так, из Уложения в Таможенный устав были перенесены нормы, регулировавшие вопросы " О взысканиях и наказаниях за нарушение правил, установленных для ввоза и вывоза товаров", " О взысканиях за нарушение правил,, установленных для провоза товаров из одних таможен в другие и для отвоза товаров", " О взысканиях за нарушение таможенных правил по азиатской торговле (астраханской, сибирской, кавказской)", " О наказаниях за сопротивление таможенным распоряжениям и чинам".

     Работа  над совершенствованием законодательства о борьбе с контрабандой продолжалась и в начале XX века.

     Таможенным  Уставом 1903 года были внесены изменения  в содержание определения контрабанды. В соответствии с его положениями контрабандными признавались товары, провозимые или проносимые незаконными путями и способами за границу или из-за границы, а равно те товары, которые из-за границы были привезены в таможню, но на основании правил о привозе считаются тайно провозимыми [6, с. 248].

     Отличительной чертой законодательства, направленного  на борьбу с контрабандой в период после октября 1917 г., являлось то, что  оно было призвано защищать и охранять монополию внешней торговли, провозглашенную  и осуществляемую вновь созданным  государством.

     Впервые определение контрабанды, близкое  по форме и по существу действующему, было сформулировано в Декрете СНК  РСФСР от 24.04.1923 г. Контрабандой признавалось перемещение или покушение на перемещение какого-либо имущества  через государственную пограничную черту с сокрытием от таможенного контроля. Под перемещением понимались всевозможные способы передвижения имущества: пронос, перебрасывание, провоз на лошадях, вьючных животных, при помощи механических средств транспортирования, летательных аппаратов и т.д. Покушением на перемещение имущества через государственную пограничную черту помимо таможенных учреждений следовало признавать действия, направленные на совершение указанного перемещения, когда совершитель не выполнил всего того, что было необходимо для приведения его намерения в исполнение, или когда, несмотря на выполнение им всего того, что он считал необходимым, преступный результат не был достигнут по причинам, от  него не зависящим. Сокрытием считался факт перемещения имущества помимо таможенных учреждений, а также через них, но с применением особых ухищрений с целью избежания таможенного досмотра перемещаемого имущества (например, сокрытие его в особо устроенных помещениях и т.п.) [11, с. 91].

     Так, Здравомыслов считал, что особенностью норм, предусматривающих ответственность за контрабанду, является их казуистический характер. Действия, составлявшие рассматриваемое преступление, выражались в ввозе и вывозе определенных товаров, а также  в выпуске на внутренний рынок товаров, не подлежащих ввозу в страну.

     Менялась  категория товаров. Так к предмету контрабанды относились спиртные напитки и другие товары, составлявшие государственную монополию, то позднее это были товары различного назначения (например, пушнина), иностранные товары, запрещенные товары и т.п.

     Принятый  в 1924 г. Таможенный устав каких-либо изменений в понятие контрабанды  не внес.

     Изменения в ст.97 УК РСФСР были внесены Декретом СНК РСФСР от 01.03.1926 г. Контрабанда  определялась как перемещение через  пограничную черту товаров, ценностей, имущества и всякого рода предметов помимо таможенных учреждений или через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля.

     Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. полностью воспринял  данное определение.

     В 1927 г. было принято Положение о  преступлениях государственных17, в соответствии с которым контрабанда относилась к группе государственных, т.е. особо опасных для СССР деликтов против порядка управления.

     Уголовное законодательство о борьбе с контрабандой, сложившееся к 1928 г., осталось почти  неизменным на протяжении 30-ти лет – до принятия Закона СССР от 25.12. 1958 г. об уголовной ответственности за государственные преступления. В ст. 15 названного Закона указывалось, что «контрабанда», т.е. «незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенная с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных или иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества  со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки».18 Данное определение контрабанды было включено в УК РСФСР 1960 г. и существенно не изменялось до 1994 г. [6, c. 250].

     Таможенное  и уголовное законодательство об ответственности за контрабанду  в течение длительного периода не претерпевало изменений. Если в первое десятилетие Советской власти было принято более 20 декретов и постановлений Совнаркома, направленных на усиление и совершенствование борьбы с контрабандой, т.е. происходило быстрое реагирование законодательства на изменение внутренней и внешней обстановки в нашей стране, то начиная с 1929 по 1958 г. практически не было издано ни одного подобного законодательного акта в области борьбы с контрабандой. Не было мобильным законодательство и после принятия в 1958 г. Закона об уголовной ответственности за государственные преступления, а также нового Таможенного кодекса в 1964 г. Отдельные же дополнения и изменения, внесенные в ст. 15 Закона 1958 г. и в ст. 100 Таможенного кодекса СССР в 1984 г. не в полной мере отвечали духу времени и задачам действенной охраны монополии внешней торговли.

     В соответствии с Федеральным законом  от 01.07.1994 г.20 статья о контрабанде  была изложена в новой редакции (ст. 78 УК РСФСР). Ответственность наступала  за незаконное перемещение через таможенную границу России с использование одного из названных в статье способов только наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов к нему (кроме гладкоствольного охотничьего оружия, патронов и боеприпасов к нему), оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при его создании, стратегически важных сырьевых товаров, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Все другие товары и транспортные средства могли стать предметом данного преступления только в случае открытого перемещения их через таможенную границу вопреки прямому запрету присутствующего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль (прорыв таможенной границы). В ином случае незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу рассматривалось как нарушение таможенного законодательства и влекло уголовную ответственность в случае совершения этих действий в крупных размерах (ст. 1691 УК РСФСР) [16, c. 205].

     Вопросы судебной практики рассмотрения дел  данного вида предусматриваются постановлением № 4 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 июня 1994 г. «О судебной практике по делам о контрабанде и об административных таможенных правонарушениях».

     Среди тенденций контрабандной деятельности на современном этапе следует  отметить:

     тесное  взаимодействие международных и белорусских структур;

     стремление  преступных элементов действовать  не только в экспортно-импортных  операциях, но и завладеть контролем  над объектами государственного сектора экономики;

     активизация деятельности международной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, незаконного оборота через границу оружия и боеприпасов;

     появление нового вида контрабандного товара - людей, что ведет к увеличению потоков  незаконной иммиграции граждан третьих  стран через территорию Беларуси.

     Контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Как и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Настоящее и будущее любого государства во многом зависит не только от содержания его внутреннего развития, но и от характера соприкосновения с внешним миром. Соприкосновение осуществляется главным образом через границы и в определенном пространстве (таможенная территория и таможенная граница), что закономерно предопределяет необходимость выведения таможенной политики, в общем, и борьбу с контрабандой, в частности, на принципиально важное место в системе реализации ее национальных интересов. 
 

Информация о работе Контрабанда в истории уголовного законодательства и современные тенденции ответственности