Контрабанда в истории уголовного законодательства и современные тенденции ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение истории возникновения и развития контрабанды, анализ состава преступления, меры борьбы и профилактики контрабанды.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю развития контрабанды;
- проанализировать ст. 228 УК Республики Беларусь;
- рассмотреть методы борьбы с контрабандой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 КОНТРАБАНДА В ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………………………………………...5
1.1 Контрабанда в истории уголовного законодательства…………………5
1.2 Современные тенденции ответственности…………………………….17
ГЛАВА 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 228 УК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………21
ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….31
3.1 Понятие и меры борьбы с контрабандой………………………………31
3.2 Таможенная служба Беларуси в борьбе с контрабандой………….. …35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА1.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

     - коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов;

     - несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.

     Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы достигают опасных размеров. Особую опасность представляют контрабандный ввоз и вывоз таких предметов, как наркотические средства, оружие, культурные ценности. Сложились высокоорганизованные транснациональные рынки, связанные с контрабандой этих товаров.

     Наряду  с запрещенными товарами предметом  контрабанды является широкий круг нормальных товаров, не изъятых из гражданского оборота.

     Предметом контрабанды при осуществлении  экспортных операций являются цветные и редкоземельные металлы, лес, сырье стратегического характера, биопродукция [14, c. 85].

     Как социальное явление, контрабанда выражается в значительном ввозе/вывозе товаров  и иных материальных средств (предметов) с нарушением установленных государством правил, которые ведут к разрушению основных институтов и систем общества и государства. Анализ служебной деятельности органов пограничного и таможенного контроля свидетельствует, что на современном этапе главными предметами контрабанды на путях международного сообщения являются:

     вывоз - энергоресурсы, стратегическое сырье  и материалы, цветные металлы, оружие и боеприпасы, антиквариат, древесина, морепродукты, медикаменты и др.;

     ввоз - алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили, оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества иностранного производства, наркотики, наркосодержащее сырье и другие товары широкого потребления.

     Мерами  борьбы с контрабандой могут служить:

      - Увеличение штрафных санкций. Контрабандисты занимаются контрабандой, потому что ее выгода превосходит риск. Необходимо пересмотреть штрафы в сторону увеличения, чтобы их размер в комплексе с возможностью быть пойманным делал контрабанду финансово непривлекательной.

         - Установление умеренных ставок налогов и таможенных пошлин. Опыт борьбы с контрабандой доказывает, что если правительство ужесточает систему налогообложения, то тем самым предоставляет еще большую возможность для контрабандистов в перевозе товаров.

     - Требование наличия специальной лицензии для производства, экспорта, импорта, оптовой торговли, розничной торговли, а также хранения предметов контрабанды. Лицензии помогают определить и проследить за действиями различных лиц в той или иной сфере и способствуют реализации антиконтрабандных законов. Лицензия может содержать определенные условия, при нарушении которых она может быть приостановлена. Угроза потери лицензии может отвратить потенциальных торговцев от контрабандных изделий.

         - Требования наличия акцизной марки. Цель заключается в создании четкого различия между легальным и нелегальным товаром, чтобы контрабандный товар было легко обнаружить, а закон легко выполнить. Такие марки должны быть наглядными. Дизайн их должен быть разработан так, чтобы их было сложно подделать.

     - Требование специальной упаковки и маркировки продукции, указывающей на ее беспошлинный статус. Борьба с контрабандой требует осуществления строгого контроля над транспортировкой беспошлинных товаров. Там, где это разрешено, в магазинах беспошлинной торговли или еще где-либо, эти товары должны быть четко промаркированы как беспошлинные. Продавцы розничной торговли, потребители и лица, осуществляющие контроль над выполнением закона должны быть в состоянии легко определить, какой товар беспошлинный, а какой - нет.

     - Требование, чтобы каждый производитель товаров печатал свой уникальный серийный номер на всех своих изделиях. Это поможет властям определить производителя изделий, место и дату выпуска.

          - Требование ведения учета. Необходимо ведение учета и системы отслеживания, которые будут налагать ответственность на производителей за то, чтобы товары легально прибыли на рынок по месту назначения. Изделия могли бы транспортироваться только при наличии информации обо всех промежуточных торговых компаниях, о маршруте и об окончательном пункте назначения.

     - Требование, чтобы на экспортных товарах обозначалась страна, для которой они предназначены.

     - Требование, чтобы экспортеры оформляли таможенные закладные по поставкам товаров, которые могут быть закрыты только в том случае, если доказано, что партия достигла своего пункта назначения [17, c. 632]. 

        

     3.2 Таможенная служба  Беларуси в борьбе  с контрабандой

     Контрабанда представляет собой относительно известное  явление в жизни общества, и  во все исторические периоды борьба с контрабандой являлась государственным делом. Поэтому государство в лице специальных органов предпринимает различные меры в борьбе с контрабандой.

     В системе правоохранительных органов Республики Беларусь, осуществляющих защиту экономических интересов и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством.

     Таможенная  служба известна человечеству более  четырех тысяч лет, начиная свой исторический отсчет со времен древнеегипетских государств. Как и четыре тысячи лет назад, так и на пороге третьего тысячелетия таможенная служба любого государства реализует созданный ею потенциал через выполнение государственных задач, содействует международной торговле. В полной мере это относится и к таможенной службе Беларуси,  активно влияющей на благосостояние и безопасность граждан страны [15].

     Отмена  государственной монополии во внешней  торговле создала благоприятные  условия для активизации внешнеэкономической  деятельности как юридических, так  и физических лиц Республики Беларусь. В целях защиты экономических  интересов страны и для борьбы с преступностью, для контроля за внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования руководство страны наделило таможенные органы властными полномочиями.

     Выполняя  поставленные перед ними задачи, таможенные органы участвуют в обеспечении  экономической безопасности республики и в борьбе с нарушениями таможенного законодательства.

     В соответствии с основными функциями  таможенные органы обеспечивают экономическую  безопасность страны по ряду направлений, среди которых и борьба с контрабандой и административными таможенными  правонарушениями, пресечение незаконного  оборота наркотических средств, оружия, предметов культурного и исторического наследия Республики Беларусь, объектов интеллектуальной собственности и других объектов, охраняемых государством, а также оказание содействия специальным органам в борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью.

     Несмотря  на принимаемые Государственным  таможенным комитетом меры по совершенствованию  системы государственного таможенного  надзора и таможенного регулирования, криминализация внешнеэкономической  деятельности со стороны ее субъектов, в том числе "дельцов от экономики", приобретает опасный характер [10, c. 289].

     С учетом факторов, отмеченных в развитии форм организованной преступности, Государственный  таможенный комитет формирует систему  мер противодействия таким видам  преступности, как нелегальная торговля наркотиками, контрабанда нефти и продуктов ее переработки, алкогольных напитков, сигарет, бытовой электронной техники, торговля украденными автомобилями, незаконный вывоз валюты, произведений искусства, культурных и исторических ценностей, незаконный оборот денежных средств, полученных в результате преступной деятельности, занижение таможенной стоимости, несоответствие товара заявленному наименованию и другим.

     Важным  элементом, укрепившим систему мер  противодействия нарушениям таможенного законодательства и обеспечивающим наиболее полное взимание таможенных платежей, явилась разработка таможенным комитетом типовых специальных операций "Рубеж", "Заслон", "Кольцо" и др., при проведении которых взаимодействие с другими правоохранительными органами осуществляется более эффективно.

     Преступный  мир ищет и находит новые пути получения нелегальных доходов, используя для этого разнообразные  способы нарушения законодательства, в том числе и таможенного [15].

     Мы  понимаем, что в современном мире нет страны, которая смогла бы справиться с подобными формами преступности в одиночку. В этих условиях противодействие организованной преступности со стороны правоохранительных и других государственных органов должно носить наступательный и многогранный характер. Это относится и к деятельности таможенных органов, на которые также возложена функция борьбы с контрабандой наркотиков и оказания содействия специальным органам в борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью.

     Итак, контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Как и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Настоящее и будущее любого государства во многом зависит не только от содержания его внутреннего развития, но и от характера соприкосновения с внешним миром. Соприкосновение осуществляется главным образом через границы и в определенном пространстве (таможенная территория и таможенная граница), что закономерно предопределяет необходимость выведения таможенной политики, в общем, и борьбу с контрабандой, в частности, на принципиально важное место в системе реализации ее национальных интересов. 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В ходе проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы:

     1. Контрабанда, как правонарушение  возникла в период развития  товарно-денежных отношений и  существует уже на протяжении  многих веков.

     2. Под контрабандой подразумеваются такие действия и поступки, которые запрещаются законом, направлены против или в обход действующих законоположений, а поэтому лица, совершающие их, являются правонарушителями. Понятие о контрабанде в разные исторические периоды и в разных странах было неодинаково. Перечень поступков, подпадающих под понятие контрабанды, то сужался, то расширялся, да и формы контрабандной деятельности в разное время значительно изменялись. Это определялось многими причинами, среди которых наибольшее значение имели степень развитости товарообмена, охрана границ и таможенное законодательство. Во всех случаях контрабанда была и остается серьезным правонарушением.

     3. В современном уголовном праве вопросы контрабанды регулируются статьей 228, где непосредственно указывается на то, что контрабанда наносит вред финансово-экономической системе государства.

     4. Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.

     5. Борьба с контрабандой — исключительно большая, важная и сложная работа. Ущерб, наносимый государству контрабандой, настолько велик, что она отнесена к наиболее опасным преступлениям против порядка управления. Поэтому законодательство предусматривает очень суровое наказание за контрабанду, за содействие контрабанде и за укрывательство контрабандных товаров.

     6. Контрабанда представляет собой относительно известное явление в жизни общества, и во все исторические периоды борьба с контрабандой являлась государственным делом. Поэтому государство в лице специальных органов предпринимает различные меры в борьбе с контрабандой.

     7. Таможенная служба активно влияет на благосостояние и безопасность граждан страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрабанда в истории уголовного законодательства и современные тенденции ответственности