Конфискация имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:47, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Борьба с преступностью заключается в осуществлении системы мер уголовно-правового, криминологического, воспитательного и другого воздействия. История уголовного права показывает, что со временем меняются не только круг деяний, которые включаются в число преступных, меняются также методы уголовно-правового воздействия - расширяется перечень видов наказаний, применяемых за совершение преступлений, меняется содержание ранее известных мер, вырабатываются иные меры, не являющиеся наказанием, но представляющие собой правовое последствие совершения преступления. Это относится к хорошо известной мере уголовно-правового воздействия - конфискации имущества

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие института конфискации имущества в уголовном праве России…………………………………………………………………………….9
1.1. История формирования конфискации имущества как вида наказания в России……………………………………………………………………………..9
1.2. Правовое регулирование конфискации имущества по международному и российскому законодательству……………………………………………..14
1.3. Понятие и признаки конфискации имущества…………………………19
Глава 2. Уголовно-правовая природа конфискации имущества в современном уголовном праве России……………………………………………………….24
2.1. Иные меры уголовно-правового характера и их отличие от наказания24
2.2. Основание назначения конфискации имущества………………………29
2.3. Спорные вопросы института конфискации имущества……………….33
Заключение……………………………………………………………………..47
Список использованной литературы………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

Диплом Конфискация имущества.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с п. 1 ст. 31 Конвекции ООН против коррупции11 каждое государство-участник принимает в максимальной степени, возможной в рамках его внутренней правовой системы, такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации доходов от преступлений, или имущества, стоимость которого равна стоимости таких доходов; имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией.

     Вопросу конфискации имущества, полученного преступным путем, уделено должное внимание и в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию12. Согласно п. 3 ст. 19 Конвенции "каждая сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы наделить себя правом конфисковывать или иным образом изымать орудия совершения и доходы от уголовных преступлений, квалифицированных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущество, стоимость которого эквивалентна таким доходам".

     Столь важная роль, которая придается конфискации имущества, нажитого преступным путем, в международно-правовых актах, объясняется тем, что полное изъятие такого имущества и дохода от него не только восполняет ущерб, причиненный преступлением, но и лишает преступников материальной основы.

     В целях реализации положений международно-правовых актов, в соответствии с которыми лишение материальной основы является одним из средств борьбы с терроризмом, а также с иными проявлениями организованной преступности, УК РФ спустя три года дополнен новой главой 15.1, в которой закрепляются положения о конфискации имущества13. 
 
 
 

    1. Понятие и  признаки конфискации имущества
 

     Исключение  конфискации как вида наказания  из Уголовного кодекса РФ в 2003 г. и  возращение ее в новом качестве как «иной меры» уголовно-правового характера в 2006 г. требует определения места конфискации в системе этих мер. Анализ различных точек зрения на понятие «иных мер» уголовно-правового характера позволило автору выделить следующие признаки этого института: «иные меры» являются формой реализации уголовной ответственности, правовым последствием совершения преступления, они предусмотрены в УК РФ, являются принудительными, назначаются только судом по своему усмотрению, применяются к лицам, совершившим преступление, по своему содержанию связаны с определенными правоограничениями, но не имеют карательного свойства и направлены на восстановление нарушенных общественных отношений и предупреждение совершения новых преступлений.

     Нормы о конфискации имущества, хотя и  содержатся в разделе VI УК РФ «Иные меры уголовно-правового характера», но не в полной мере отвечают указанным выше признакам. Это происходит из-за того, что конфискация, закрепленная в ст. 104.1 УК РФ, предусматривает три самостоятельных вида Она является: 1) наказанием, когда конфискуются деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) (п. «в», ч.1 ст. 104.1 УК РФ); 2) «иной мерой» уголовно-правового характера, когда изымается имущество, полученное в результате совершения преступления (п.п. «а», «б» ч.1 ст. 104.1 УК РФ; 3) специальной конфискацией или мерой безопасности, когда изымаются орудия, оборудование или иные ере детва совершения преступления, принадлежащие обвиняемому (п. «г», ч.1 ст. 104.1 УК РФ).

     Из  всех видов конфискации, указанных  в ст. 104.1 УК РФ, только конфискация, предусмотренная п. «а», «б» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, соответствует признакам иных мер уголовно-правового характера

     Автором также определено, что каждый из трех видов конфискации имеет  свою цель. Конфискация, назначаемая  в соответствии с п. «в» ч.1 ст. 104.1 УК РФ преследует те же цели, что  и любое наказание (ст. 43 УК РФ), так  как изъятию подлежит любое имущество, в том числе и то, которое приобретено на законных основаниях. По закону конфискуемое имущество должно предназначаться для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации)14.

     Применяя  конфискацию как «иную меру»  в порядке п. «а», «б» ч.1 ст. 104.1 УК РФ, законодатель преследует две  цели восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений, так как изымается имущество, на которое право собственности у виновного отсутствует.

     Специальная конфискация или мера безопасности (п. «г», ч. 1 ст. 104.1 УК РФ) преследует цель предупреждения совершения новых преступлений (специальное предупреждение).

     Глава 15.1 является составной частью раздела VI УК РФ, посвященного иным мерам уголовно-правового  характера. Таким образом, конфискация  имущества выступает не как дополнительный вид уголовного наказания, а как  иная мера, по аналогии с принудительными  мерами медицинского характера.

     Законодатель  исправляет недочет относительно конфискации  имущества. Он вводит Федеральным законом  от 27.07.2006 N 153-ФЗ в УК РФ главу 15.1 "Конфискация  имущества", состоящую из 3-х статей: 104.1; 104.2; 104.3. Проанализируем их.

     Статья 104.1 состоит из 3-х частей, причем ее часть 1 существенно отличается от ч. 1 бывшей ст. 52 УК. Так, конфискация  имущества есть принудительное безвозмездное  обращение по решению суда в собственность  государства следующего имущества:

     а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105 (убийство при отягчающих обстоятельствах), частью второй статьи 111 (деяние, предусмотренное ч. 1 - ч. 3 ст. 111 УК, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего), частью второй статьи 126 (похищение человека при отягчающих обстоятельствах), статьями 127.1 (торговля людьми), 127.2 (использование рабского труда), 146 ("Нарушение авторских и смежных прав"), 147 ("Нарушение изобретательских и патентных прав"), ст. 164 ("Хищение предметов, имеющих особую ценность"), частями третьей и четвертой статьи 184 ("Подкуп участников и организаторов профессиональных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов"), статьями 186 ("Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг"), 187 ("Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов"), 188 ("Контрабанда"), 189 ("Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники"), частями третьей и четвертой статьи 204 ("Коммерческий подкуп" - при отягчающих обстоятельствах), статьями 205 ("Террористический акт"), 205.1 ("Содействие террористической деятельности"), 205.2 ("Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности"), 206 ("Захват заложника"), 208 ("Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем"), 209 ("Бандитизм"), 210 ("Организация преступного сообщества (преступной организации)"), 212 ("Массовые беспорядки"), 222 ("Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств"), 227 ("Пиратство"), 228.1 ("Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов"), 229 ("Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ"), 231 ("Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества"), 232 ("Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ"), 234 ("Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ"), 240 ("Вовлечение в занятие проституцией"), 241 ("Организация занятия проституцией"), 242 ("Незаконное распространение порнографических материалов или предметов"), 242.1 ("Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями"), 275 ("Государственная измена"), 276 ("Шпионаж"), 277 ("Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля"), 278 ("Насильственный захват власти или насильственное удержание власти"), 279 ("Вооруженный мятеж"), 281 ("Диверсия"), 282.1 ("Организация экстремистского сообщества"), 282.2 ("Организация деятельности экстремистской организации"), 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями"), 290 ("Получение взятки"), 355 ("Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения"), частью третьей статьи 359 УК РФ ("Наемничество"), где в ч. 3 ст. 359 УК сказано об участии наемника в вооруженных конфликтах или военных действиях;

     б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

     в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных  для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

     г) орудий, оборудования или иных средств  совершения преступления, принадлежащих  обвиняемому (п. п. "б", "в", "г" ст. 104.1).

     Конфискация имущества характеризуется определенными признаками.

     1. Конфискация есть принудительная  мера. Имущество изымается в пользу  государства независимо от воли  его владельца в принудительном  порядке.

     2. При конфискации может быть  изъято полностью или частично  любое имущество: вещи, деньги, ценные бумаги и т.д., этим конфискация отличается от штрафа и иных имущественных взысканий, определяемых в денежной форме.

     3. Имущество взыскивается в доход  государства, а не каких-либо  частных лиц.

 

Глава 2. Уголовно-правовая природа конфискации имущества в современном уголовном праве России

2.1. Иные меры уголовно-правового характера и их отличие от наказания 

     Иные  меры уголовно-правового характера  являются мерами государственного принуждения, поскольку они предусмотрены  уголовно-правовыми нормами материального, процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Их можно определить как особую уголовно-правовую форму государственного принуждения, содержание которой зависит от вида выбранных мер. Содержание конфискации имущества как формы государственного принуждения состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства определенного имущества.

     Иные  меры уголовно-правового характера  можно сгруппировать по признаку применения таких мер вместо наказания и наряду с наказанием.

     Вместо  наказания применяются принудительные меры медицинского и воспитательного  характера, а также разные виды отсрочек. Конфискация имущества относится  к мерам, применяемым наряду с  наказанием15.

     Несмотря  на то, что раздел VI УК РФ содержит только меры медицинского характера и конфискацию имущества, ученые считают, что данный список гораздо шире. К иным мерам уголовно-правового характера, в частности, относят также меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним при освобождении их от уголовной ответственности или от наказания (ст. ст. 91, 92 УК РФ), условное осуждение, отсрочку исполнения приговора беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК РФ), условно-досрочное освобождение16.

     С.Г. Келина считает, что кроме вышеперечисленных мер к иным мерам относятся также дополнительные наказания, которые могут применяться по усмотрению суда независимо от того, определены или не определены они в санкции за конкретное преступление, а также судимость. К таким видам дополнительных наказаний относятся лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) и лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ). "В тех случаях, когда эти дополнительные виды наказаний применяются, будучи не предусмотренными в санкции за соответствующее деяние, они могут рассматриваться как иные меры уголовно-правового характера, так как устанавливаются судом к лицу, признанному виновным в совершении преступления, связаны с определенными правоограничениями, не являются карой, а применяются в целях удержания осужденного от повторного нарушения уголовного закона"17.

     Сходство  иных мер уголовно-правового характера  с наказанием заключается в следующем:

     1) эти меры назначаются судом;

     2) являются правовым последствием  совершенного преступления;

     3) УК РФ предусмотрены основания  и порядок их применения;

     4) представляют собой государственное  принуждение;

     5) по своему содержанию эти меры  направлены на определенные правоограничения лиц, виновных в совершении противоправного деяния;

     6) назначение иных мер состоит  в том, чтобы удержать лицо  от повторного нарушения уголовного  закона, т.е. они направлены на  достижение таких же целей,  что и наказание, - предупреждение совершения преступления, перевоспитание преступника.

     В то же время иные меры уголовно-правового  характера принципиально отличаются от наказания. Можно выделить следующие  характерные черты комплекса  указанных мер:

Информация о работе Конфискация имущества