Федеральные Суды, их система и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание

Становление современной судебной системы Российской Федерации, утверждение судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти, закрепление статуса судей как гарантии их независимости приходится на 90-е годы XX и первые годы XXI века.
Правовой основой совершенствования и развития судебной системы явилась Концепция судебной реформы, одобренная российским парламентом в октябре 1991 г., и провозгласившая в качестве приоритетного направления доступность правосудия, эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина на базе демократических принципов организации и деятельности судов в Российской Федерации.

Содержание

1. Введение
2. Судебная система Российской Федерации
3. Федеральные Суды, их система и виды
3.1 Конституционный Суд
3.2 Суды общей юрисдикции
3.3 Арбитражные Суды
3.4 Мировые судьи
4. Заключение
5. Практические задачи.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Судебная система в Российской Федерации..rtf

— 925.56 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

1. Введение

2. Судебная система Российской Федерации

3. Федеральные Суды, их система и виды

3.1 Конституционный Суд

3.2 Суды общей юрисдикции

3.3 Арбитражные Суды

3.4 Мировые судьи

4. Заключение

5. Практические задачи.

Список использованной литературы

 

1. Введение

Становление современной судебной системы Российской Федерации, утверждение судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти, закрепление статуса судей как гарантии их независимости приходится на 90-е годы XX и первые годы XXI века.

Правовой основой совершенствования и развития судебной системы явилась Концепция судебной реформы, одобренная российским парламентом в октябре 1991 г., и провозгласившая в качестве приоритетного направления доступность правосудия, эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина на базе демократических принципов организации и деятельности судов в Российской Федерации.

Основные направления судебной реформы получили дальнейшее развитие в Конституции Российской Федерации, которая гарантировала каждому, судебную защиту его прав и свобод, закрепила основные принципы осуществления правосудия: равенство всех перед законом и судом, независимость судей, состязательность и равноправие сторон, приоритет международных принципов и норм международного права, установила положение о финансировании судов в объеме, необходимом для полного и независимого осуществления правосудия.

В Конституции Российской Федерации также было закреплено построение судебной системы Российской Федерации на основе трех самостоятельных ветвей судебной власти: Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Были определены и формы осуществления судебной власти: посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Таким образом, под судебной системой Российской Федерации понимается, как правило, совокупность всех судов России. Безусловно, судебные органы всех видов составляют ядро, основу судебной системы. Однако последняя не сводится только к ним. Представление о судебной системе было бы не полным без характеристики ее динамики, процесса функционирования, осуществления правосудия и иных направлений деятельности.

Таким образом, целью данной работы является определение конституционных основ судебной системы РФ.

 

2. Судебная система Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации (п. 1 ст. 118), правосудие в Российской Федерации осуществляется только Судом. Также Федеральный Конституционный Закон «О Судебной системе Российской Федерации» (п.1 ст. 1) устанавливает то, что Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только Судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей; никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией РФ порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации.

Существует ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих, устанавливающих деятельность Судебной системы, к ним относятся:

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями на 30.12.2008 №7-ФКЗ);

Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О Судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (с изменениями от 27.12.2009 года № 9-ФКЗ);

Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (с изменениями от 28.12.2010 года № 8-ФКЗ);

Федеральный конституционный закон Российской Федерации "Об арбитражных Судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 года (с изменениями от 30.04.2010 года № 3-ФКЗ);

Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О военных Судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ (с изменениями от 07.02.2011 года № 2-ФКЗ);

 

Федеральный конституционный Суд Российской Федерации "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ (с изменениями от 28.12.2010 года № 8-ФКЗ);

Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О военном положении" от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ (с изменениями от 28.12.2010 года № 8-ФКЗ);

Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ. (с изменениями от 07.03.2005 № 1-ФКЗ);

Федеральный конституционный закон Российсйкой Федерации "О дисциплинарном Судебном присутствии" от 9 ноября 2009 года № 4-ФКЗ;

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 1-ФКЗ "О Судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями от 01.06.2011 года № 3-ФКЗ);

Закон РСФСР "О Судоустройстве РСФСР" от 08 июля 1981 года (с изменениями от 07.02.2011 года № 1-ФКЗ);

Закон Российской Федерации "О статусе Судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 года № 3132-1 (с изменениями от 29.12.2010 года № 433-ФЗ);

Федеральный закон Российской Федерации "О мировых Судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года (в редакции от 18.07.2011 года);

Федеральный закон Российской Федерации "Об общем числе мировых Судей и количестве Судебных участков в субъектах Российской Федерации" от 29 декабря 1999 года № 218-ФЗ (с изменениями от 03.06.2011 года № 114-ФЗ);

Федеральный закон Российской Федерации "Об органах Судейского сообщества в Российской Федерации" от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ (с изменениями от 08.12.2010 года № 346-ФЗ);

Федеральный закон Российской Федерации "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 08 января 1998 года № 7-ФЗ (в редакции от 18.07.2011 года);

Федеральный закон Российской Федерации "Об упразднении и создании некоторых районных Судов Ростовской области" от 19.07.2007г. №145-ФЗ;

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в редакции от 18.07.2011 года);

Федеральный закон Российской Федерации от 14 февраля 2009 года №24-ФЗ «О создании Красносулинского районного Суда Ростовской области и упразднении некоторых районных Судов Ростовской области»

Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Судов в Российской Федерации" (в редакции от 18.07.2011 года);

Федеральный закон Российской Федерации "О компенсации за нарушение права на Судопроизводство в разумный срок или права на исполнение Судебного акта в разумный срок" от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ;

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (в редакции от 21.07.2011 года);

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.07.2011 года);

Федеральный закон от 20.08.2004 года № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных Судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (в редакции от 27.12.2009 года, с изменениями от 29.12.2010 года);

Федеральный закон Российской Федерации "О финансировании Судов в Российской Федерации" от 10 февраля 1999 года № 30-ФЗ.

Итак, судебная система - это не просто сумма судов, это их логически завершенная совокупность, где между всеми судами имеется органичная взаимосвязь, единство. Таким образом, Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе РФ» в ст. 3 определяет, что единство судебной системы России обеспечивается путем:

установления Судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Законами, регулирующими деятельность всех Судов;

соблюдения всеми федеральными Судами и мировыми Судьями установленных федеральными законами правил Судопроизводства;

применения всеми Судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации Судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных Судов и мировых судей из федерального бюджета.

К этому можно добавить, что взаимосвязь всех судов в судебной системе России обусловлена также единством задач, стоящих перед судебной властью.

 

Судебную систему РФ составляют только суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», не допускается.


В Российской Федерации действуют федеральные Суды, Конституционные (уставные) Суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие Судебную систему Российской Федерации.

 

3. Федеральные Суды, их система и виды

В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", систему федеральных Судов составляют:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

Суды субъектов Российской Федерации (Верховные Суды республик, краевые, областные Суды, Суды автономных округов, автономной области, городские Суды городов федерального значения);

районные Суды;

военные и специализированные суды;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Федеральные Арбитражные Суды округов (кассационная инстанция);

Арбитражные апелляционные Суды;

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Законом «О Судебной системе РФ» предусмотрены Суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) Суды и мировые судьи.

 

3.1 Конституционный суд

 

В соответствии со ст. 128 Конституции РФ судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. В соответствии со ст. 18. ФК закона «О судебной системе» Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Выступая в качестве судебного органа, Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, что предполагает только коллегиальное рассмотрение дел конституционными судьями, обладающими единым статусом, установленным для судей всех судов (ч. 1 ст. 120, ст. 123 Конституции РФ). Конституционный Суд является элементом единой судебной системы Российской Федерации (см. ст. 3 комментируемого Закона).

Применительно к Конституционному Суду это единство, в частности, обеспечивается установлением судебной системы Конституцией Российской Федерации, законодательным закреплением единства статуса судей. Вместе с тем, в отличие от других федеральных судов, которые подчиняются Конституции РФ и федеральному закону, Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией РФ (ст. 29 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Конституционный Суд Российской Федерации на всей территории Российской Федерации действует в соответствии со ст. 3 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Информация о работе Федеральные Суды, их система и виды