Понятие, система и виды государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть систему государственной службы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть история развития государственной службы в России;
дать понятие государственной службы;
определить виды государственной службы;
раскрыть принципы государственной службы;

Содержание

Введение
1. История развития государственной службы в России…5
2. Понятие государственной службы…………………………….10
3. Виды государственной службы………………………………....14
4. Принципы государственной службы……………………….....22
Заключение………………………………………………………………….27
Литература…………………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Понятие , система и виды государственной службы.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

 

Курсовая 

Административное право

 

 

 

«Понятие, система и виды государственной службы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. История развития  государственной службы в России…5

2. Понятие государственной службы…………………………….10

3. Виды государственной  службы………………………………....14

4. Принципы государственной  службы……………………….....22

Заключение………………………………………………………………….27

Литература…………………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в Российской Федерации сложились конституционные  основы государственной службы как механизма государственного управления страной, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.

Однако государственная служба в Российской Федерации находится  в кризисном состоянии, отмечает В.В. Воробьев1. Государственный аппарат, особенно его высшие эшелоны, разъедает коррупция.

Государственный аппарат является важнейшим проводником реформ экономической  и политической системы, осуществляемых сегодня в Российской Федерации. Он традиционно оказывает серьезное влияние на функционирование всех ветвей государственной власти, на все сферы общественной жизни.

Современная практика общественного  развития выдвинула на передний план проблемы становления и развития государственной службы.

Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом.

Решение стоящих перед государственной  властью задач в значительной мере зависит от организации и результативности труда чиновников, особенно руководителей государственных органов. С учётом сложившейся в стране ситуации, новизны и трудностей текущих и стратегических задач, их изменения, следует рассматривать как первостепенные и приоритетные проблемы кадрового обеспечения государственной службы Российской Федерации, управления её персоналом.

В этих условиях, подготовка кадров как  важный фактор обеспечения позитивной стабилизации государственной службы приобретает особую политическую и практическую значимость Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается

Об этом убедительно свидетельствует  российское законодательство о системе  государственной службы (ФЗ «О системе  государственной службы Российской Федерации») и государственной гражданской службе (ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества.

Цель работы: рассмотреть систему государственной службы в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие задачи:

  • рассмотреть история развития государственной службы в России;
  • дать понятие государственной службы;
  • определить виды государственной службы;
  • раскрыть принципы государственной службы;

Объект исследования – система государственной службы РФ.

Структура курсовой работы состоит  из: введения, четырех глав,             заключения и списка литературы

 

 

 

 

 

1. История развития государственной службы в России

Отношение к государственной службе, к её организации и регламентированию,  к её прохождению чиновниками  служит показателем устройства государства  и его аппарата. Россия позже других стран приступила к формированию системы государственной службы.

Зарождение государственной службы как особой сферы профессиональной деятельности начинается в 15 – 17 вв., когда  происходит складывание и развитие приказной системы, превращение  поручений - "приказов" - в более  или менее устойчивые должности. Во времена Московского великого княжества были служилые князья, связанные с великим князем обязанностью служить ему, нести общую военную службу. Со времен Ивана IV Грозного каждое сословие, исходя из своего места в структуре общества, обязано было служить самодержавной и религиозной власти.

В дальнейшем царская Россия имела  детально разработанное законодательство о государственной службе. Основу данного правового института  заложил Петр I, введя в 1722г. Табель о рангах - единую систему должностей и чинов. Это рубежное событие придало службе подлинно государственное предназначение, и в России впервые была сформирована единая государственная служба.

В него были включены 94 наименования гражданских и воинских должностей, отнесенных к 14 классам (рангам). Взамен разных служб, в том числе традиционных, все вновь введенные чины: воинские (подразделявшиеся, в свою очередь, на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и военно-морские), гражданские (статские, штатские) и придворные - были разбиты на 14 классов, или рангов, с низшего (14-го) до высшего (1-го). Каждый чиновник должен был пройти определенные ступени бюрократической лестницы, если удовлетворяло качество его службы. При этом профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Табель устанавливал  сроки службы в определенных чинах. Принцип выслуги подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу. Каждому воинскому званию соответствовал гражданский чин, были аналогичны и принципы продвижения по службе. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка становятся важнейшими докторами определения квалификации чиновника.

Табель о рангах был задуман  и учрежден в рамках и контексте  широкой и комплексной реформы  всего Российского государства, и, прежде всего, тех его составных  частей, которые обозначались термином «государственный». Например: установление в городах самоуправления (1691), учреждение Сената (1711), реформирование губернского управления (1721), создание практически новой армии и флота, научных и учебных заведений, множества иных структур, заложивших первоосновы Российской империи.

В течение второй четверти 18 в. Табель о рангах выступал как регулятор государственной службы. Он просуществовавший до ноября 1917г., имел глубокий смысл, способствуя упрочнению централизованного государства и упорядочению государственного управления, он четко определял положение человека в обществе и меру его ответственности перед государством.

Во второй половине 18 в., при Екатерине - II система, заложенная Петром - I продолжает совершенствоваться. Принят ряд документов, которыми дворянство освобождалось  от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра - I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия - дворянства, она стала их привилегией. Принципиально новым во взаимоотношениях государства и чиновничества было введение в середине 60-х годов 18 в. постоянного денежного жалованья государственным служащим всех категорий.

В гражданскую службу постепенно вносились  изменения и дополнения, особенно много после отмены крепостного  права в 1861 году и проведения известных реформ Александра II (1855-1881гг.). Гражданская служба получила свою линию развития и итоговое (можно сказать, «вершинное») закрепление в обобщенном законодательстве 1896 года. Тогда был утвержден Свод Уставов о службе гражданской, который включал в себя: Устав о службе по определению от Правительства; Уставы о пенсиях и единовременных пособиях и др. В данных документах еще больший крен был сделан в сторону так называемого гражданского общества, когда чиновник должен был оказывать услуги подданным.

Таким образом, можно заключить, что  Россия до 1917 года имела детальное  законодательство о государственной  службе и развитую государственную  службу как типовую.  К началу 20 в. в европейской России было 575 тыс. чиновников, и их содержание составляло 13,36% расходной части бюджета. Эти показатели мало отличались от соответствующих показателей наиболее развитых государств, а в Германии, Франции и США чиновников было еще больше. По числу чиновников на 1000 жителей Российская империя уступала всем развитым странам мира.

После Октябрьской революции 1917 г. были подписаны декреты «Об уничтожении  сословий и гражданских чинов» и  «Об уравнении всех военнослужащих в правах», в результате чего было отменено дореволюционное законодательство о государственной службе.  Их издание объяснялось рядом причин, но, прежде всего идеей слома старого государственного аппарата и упразднения всякого чиновничества, полного объединения законодательных и управленческих функций в руках представительных учреждений.

При этом в советский период  не было выработано полноценной правовой базы государственной службы. Система должностей и чинов была заменена партийно - государственной номенклатурой, просуществовавший весь советский период. Детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД России.

О правовой регламентации государственной  службы говорилось очень мало. Порядок  комплектования должностей государственных  служащих был определен в конституциях, законах о советах министров  и о местных советах народных депутатов, в правительственных постановлениях и ряде других правовых нормативных актах. В них были определены так же конкретные органы и должностные лица, правомочные решать вопросы комплектования должностей государственных служащих. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях, декретом СНК РСФСР в 1922 году было принято «Временное положение о работе в государственных учреждениях и на предприятиях», которое лишь частично регламентировало государственно-служебные отношения. Основная регулятивная нагрузка легла на Кодекс законов о труде,  а к нему примыкали различные постановления и распоряжения о требованиях к отдельным категориям служащих, о порядке аттестации, нормативные акты отдельных министерств и ведомств в виде типовых ли примерных должностных инструкций.

В Российской Федерации становление  правового института государственной  службы началось с 1993 г.  Федеративный договор 1992 г. и  Конституция РФ 1993г. предусматривали принятие на федеральном  уровне основ законодательства о  государственной службе. В результате в  1995 г. был принят Федеральный закон N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", который впервые на законодательном уровне дал определение понятия государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также установил правовые основы организации государственной службы, положения государственных служащих и порядок прохождения ими государственной службы. Основная цель принятия вышеуказанного Закона - создание правой единой общефедеральной базы государственной службы, придание ей профессионального характера. Закон был базовым (до его отмены  в июле 2004г.) для законодательных и других нормативно-правовых актов, обеспечивал реализацию его положений, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федераций.

В настоящее время действующее  законодательство о государственной  службе характеризуется дальнейшей детализацией нормативно-правового  регулирования. Были приняты в 2003 году Федеральный закон N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации",  в 2004 году Федеральный закон N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другие законодательные акты, регулирующие институты государственного управления. Кроме того существует федеральная программа “Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации” рассчитанная  на 2009 - 2013 годы. Цель Программы - создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие государственной службы

Государственная служба представляет собой весьма сложный комплексный  социально-политический и организационно-правовой институт, характеризующийся многообразием  элементов, связей, закономерностей  и особенностей. Но в настоящее время нет единой точки зрения на содержание понятия государственной службы. В законе РФ «Об основах государственной службы Российской федерации» зафиксирован деятельностный подход, предполагающий, что государственная служба – это «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов власти».

Издавна в России под словом «служба» понималось отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности оказывать  услугу, защищать интересы.

Предполагалось, что служба имеет не только материальные измерения в виде времени службы либо произведенных продуктов. Она заключается в духовной, идейной, ценностной обязанности того, кому служат, и того, кто служит. Более того, - в их совместной принадлежности к какому-либо большому и важному для них идеалу, интересу, делу.

В настоящее  время многие ученые смотрят на государственную  службу шире и предлагают ее понимание  как государственно-правового и  социального института. В современной  России становление государственной службы идет в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службе в Российской Федерации».

В полной мере отражает все стороны и сущность государственной службы понятие, предложенное учеными Российской академии государственной  службы: «государственная служба – это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственным служащим по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу».2

Информация о работе Понятие, система и виды государственной службы