Понятие, система и виды государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть систему государственной службы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть история развития государственной службы в России;
дать понятие государственной службы;
определить виды государственной службы;
раскрыть принципы государственной службы;

Содержание

Введение
1. История развития государственной службы в России…5
2. Понятие государственной службы…………………………….10
3. Виды государственной службы………………………………....14
4. Принципы государственной службы……………………….....22
Заключение………………………………………………………………….27
Литература…………………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Понятие , система и виды государственной службы.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Более емкое определение предлагает профессор  Г.В Атаманчук: «государственная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах».3 Исполнение государственных должностей во многом напоминает труд менеджеров, специалистов в области общественного управления. Вместе с тем исполнение государственных должностей коренным образом отличается по целому ряду параметров.

Исполнение  государственных должностей представляет собой конкретное осуществление общественных отношений, которые государственная власть посредством Конституции, законов, правовых статусов органов закрепила за данной должностью.

Таким образом, каждая должность имеет, во-первых, свое предназначение, содержание, формы и методы реализации, определенные ресурсы и другие элементы, обуславливающие ее значение для государства, общества и граждан.

Во-вторых, исполнение государственной  должности предполагает, что лицо, ее замещающее, является носителем  определенного мировоззрения, идеологии целостности общенациональных интересов и развития государства. Поэтому должности в государственном аппарате должны быть так прописаны, чтобы игнорирование идеалов, ценностей и целей государства быстро обнаруживалось бы и пресекалось.

В-третьих, исполнение государственной  должности всегда связано со знаниями, опытом, творческим поиском, способностью оказывать влияние на других людей  как непосредственно, так и через  принимаемые правовые акты, управленческие решения и организационные действия. Государственная должность требует при ее исполнении высокой профессиональной специальной подготовки, применения обширной информации, разнообразных проявлений напряженной интеллектуальной деятельности.

В-четвертых, исполнение государственной  должности – это напряженный процесс, не имеющий ограничений в пространстве и во времени. Государство, его власть, аппарат, управление с его стороны должны существовать постоянно, устойчиво, надежно и, следовательно, любые должности должны таким же образом исполняться. Государственное управленческое мышление по исполнению государственной должности не может протекать от случая к случаю, а возможно только в условиях постоянного напряжения.

В-пятых, исполнение государственной  должности всегда происходит в установленном правовом режиме, в рамках и с соблюдением определенных материальных и процессуальных правовых норм.

Во взгляде на сущность государственной  службы существует три точки зрения.

    • Во-первых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий интересы всего общества, то есть, она имеет общесоциальный характер.
    • Во-вторых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий, прежде всего, интересы привилегированных групп и, следовательно, она носит классовый характер.
    • В-третьих, государственная служба рассматривается как институт, который имеет двойственный характер, то есть, для нее присущи общесоциальная и классовая сторона сущности.

Последний взгляд связан с тем, что  государственная служба выполняет  общие задачи, которые затрагивают  интересы всех социальных групп, но при этом привилегированным группам удается приватизировать институты государственной службы, подчинить их своим эгоистическим интересам. Следует также отметить, то обстоятельство, что государственная служба имеет тенденцию к бюрократизации, когда она работает преимущественно на себя.4

Государственная служба выступает  как институт, связывающий государство  с обществом, гражданина с государством.

Государственная служба обеспечивает управление общественными делами, регулирование общественных проблем. Государственная служба некоторыми исследователями рассматривается как элемент механизма государственного управления.

Государственная служба - важнейший  административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления.

Государственная служба имеет свое место в обществе, и необходимо стремиться к тому, чтобы оно было адекватным и эффективным, системно связанным с другими явлениями. Нельзя ни недооценивать, ни переоценивать государственную службу. С ее помощью нельзя решить все проблемы, поскольку это всего лишь один из социально-правовых институтов. Вместе с тем, это значимый фактор укрепления государства и усиления его влияния на общество.

 

 

 

 

 

3. Виды государственной службы

Государственная служба Российской Федерации  состоит из федеральной государственной  службы и государственной службы субъектов Российской Федерации. Такое  деление государственной службы на виды предопределяет существование двух видов законодательства, регулирующего государственно-служебные отношения. Законодательство о государственной службе состоит из федеральной Конституции, Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»5, Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»6, многочисленных нормативных правовых актов, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.

Конституция Российской Федерации  играет принципиально важную роль в правовом регулировании государственной службы. В ней, в частности, определены компетенция Президента, Совета Федерации и Государственной Думы по назначению на должности и освобождению от должности государственных служащих. Она содержит и некоторые другие положения, касающиеся подбора и расстановки руководящих кадров государственных органов.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной  службы:

  1. государственная гражданская служба;
  2. военная служба;
  3. правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы (ст. 2 ФЗ).

Военная служба – это вид федеральной  государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную  деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в  случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания (ст. 6 ФЗ).

Закон выделил правоохранительную службу в качестве особого вида государственной  службы, не только установил признаки правоохранительной службы и ввел связанное  с ним понятие должностей правоохранительной службы, но и предусмотрел необходимость принятия федерального закона о соответствующем виде государственной службы7.

Под правоохранительной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что отличительным признаком правоохранительной службы является выполнение правоохранительных функций на соответствующих правоохранительных должностях.

В Законе достаточно определенно проводится идея профессиональной государственной  службы (профессиональной служебной деятельности) для основной части чиновников и поощряется длительное пребывание на государственной службе с наращиванием служебного стажа и последовательным присвоением специальных чиновных рангов, закрепляющих положение служащего в иерархии. При этом введение для гражданских служащих классных чинов вместо квалификационных разрядов реанимирует само понятие «чиновник» в его нейтральном и формальном значении.

В соответствии с Федеральным законом  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской – это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (ст. 1 ФЗ)8.

Должности государственной службы подразделяются на должности федеральной государственной службы, воинские должности и должности правоохранительной службы. Должности государственной службы могут учреждаться федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения не только полномочий государственных органов, но и непосредственно функций и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации – это вид  государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную  деятельность граждан Российской Федерации  на должностях государственной гражданской  службы Российской по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) (ст. 3 ФЗ).

Взаимосвязь гражданской службы и  государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной  службы Российской Федерации и принципов  ее построения и функционирования, а также посредством:

  • соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
  • установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации9.

Взаимосвязь гражданской и муниципальной  служб обеспечивается посредством:

  • единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
  • единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
  • единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  • соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Существуют четыре характерных  признака государственной должности:

  1. её принадлежность только государственному органу;
  2. объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа;
  3. оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  4. государственный служащий за действия (бездействие), связанные с исполнением должностных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно статьям 10 и 11 Конституции  Российской Федерации, к числу государственных органов относятся органы трех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной – как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации. Органы местного самоуправления, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, не входят в систему органов государственной власти10.

К числу «иных» государственных  органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся:

  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Совет Безопасности Российской Федерации;
  • Администрация Президента Российской Федерации;
  • полномочные представители Президента Российской Федерации;
  • дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях;
  • Счетная палата РФ;
  • Прокуратура РФ;
  • Аппарат правительства РФ;
  • Председатель, заместитель председателя, секретарь Центральной избирательной комиссии РФ.

Информация о работе Понятие, система и виды государственной службы