Систематизация НПА: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить и рассмотреть некоторые виды систематизации права.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

1. выявить существенные признаки и задачи данного вида юридической деятельности;

2. рассмотреть формы систематизации права, дать их сравнительную характеристику;

3. выделить основные этапы работы по систематизации и показать их значение для развития всей системы права

Содержание

Введение………………………………..……………….……..............3


1.Понятие и характерные черты систематизации НПА…………….5


2. Виды систематизации НПА (формы правовой деятельности)….9

2.1 Инкорпорация как вид систематизации НПА………………………………………….....……………………..11



2.2 Консолидация как вид систематизации НПА ………………...16


2.3 Кодификация как форма систематизации……………………...19

Заключение…………………………………………………………...26

Список использованной литературы………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Систематизация НПА.Понятие и виды..doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования  Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Московский  государственный  областной гуманитарный институт   
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ   ФАКУЛЬТЕТ 
 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ТЕОРИЯ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 
 
 

ТЕМА: Систематизация НПА: понятие и виды. 
 
 
 
 

                                                             Выполнила:   студентка 1 курса очного            

                                                             отделения юридического факультета

                                                             Кобякова Светлана Александровна

                                                             

                                                             Научный руководитель: старший

                                                             преподаватель Биндюгов Владимир

                                                             Владимирович

                                          

                                           

                                                            

                                                           

                                                                          

                                                            

                                                              
 
 
 
 

Орехово-Зуево

2009 
 
 
 

Содержание 
 

Введение………………………………..……………….……..............3 

1.Понятие и характерные черты систематизации НПА…………….5 

2. Виды систематизации  НПА  (формы правовой деятельности)….9

2.1 Инкорпорация как вид систематизации НПА………………………………………….....……………………..11

   

2.2 Консолидация как вид систематизации НПА ………………...16 

2.3 Кодификация как форма систематизации……………………...19

Заключение…………………………………………………………...26

Список использованной литературы………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Основная  проблема, решению которой посвящена  данная курсовая работа, заключается  в следующем: Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия.

Количественное  увеличение нормативного материала  создает трудности в его использовании.

Эта тема актуальна, т.к во всем мире существует огромное количество нормативно-правовых актов. Испокон веков люди пытались узаконить какие бы то ни было отношения. Если бы не было систематизации права, был бы «смысловой и правовой» хаос. Правовые нормы должны быть внутренне согласованы, организованы, структурированы, приведены в логически непротиворечивую систему. . Само понятие «система» предполагает некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (координации, соподчинении, функциональной зависимости и т.д.). Именно системность права является одним из главных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.1

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы  и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.2

Объект  исследования – способы, направленные на совершенствование и приведение действующих нормативных актов в единую, упорядоченную и внутренне согласованную систему.

Предмет исследования – различные системы  права, ее классификации.

Цель  исследования – выявить и рассмотреть  некоторые виды систематизации права.

   В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

   1. выявить существенные признаки  и задачи данного вида юридической  деятельности;

   2. рассмотреть формы систематизации права, дать их сравнительную характеристику;

   3. выделить основные этапы работы  по систематизации и показать  их значение для развития всей системы права.

Наиболее  известные авторы, исследовавшие  эту проблему: Керимов Д.А., Марченко М.Н., Пиголкин А.С., Керимов Д.А., Мальцев Г.В. и другие.

Курсовая  Работа состоит из 2-х исследуемых вопросов. В первом вопросе рассматриваются понятие и характерные черты систематизации НПА. Второй вопрос посвящен видам систематизации нормативно-правовых актов  (формам правовой деятельности).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятия и характерные  черты  систематизации  НПА. 
 

Рассмотрим  различные определения понятия  "систематизация НПА", которые даются в юридической литературе, и выделим характерные черты и основные задачи данного вида юридической деятельности.

   Систематизация  нормативно-правовых актов:

  • это целенаправленная деятельность по упорядочению и совершенствованию НПА, приведение действующих актов в определённую систему путём составления единых нормативных актов или их сборников;3
  • деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях удобства пользования ими на практике.4

   Таким образом, можно выделить следующие  существенные признаки систематизации НПА:

    1. особый вид юридической деятельности;
    2. цель систематизации – это создание единой стройной, эффективно функционирующей системы законодательства, обладающей внутренней упорядоченностью и структурностью;
    3. систематизация осуществляется компетентными органами, но может быть и неофициальная систематизация;
    4. объектом данного вида деятельности является действующие НПА как система нормативно-правовых актов;
    5. научно обоснованная, унифицированная;
    6. в идеале должна быть непрерывной, так как постоянно издаются новые нормативно-правовые акты. Но в истории России известны периоды, когда какое-либо упорядочение НПА носило только характер неудачных попыток (со времён Соборного Уложения 1649 года до кодификационных работ под руководством Сперанского М.М. в 1826-1833 гг.).5,6,7 Отсутствие работы по приведению НПА в систему затрудняет его эффективное практическое использование, правовую культуру граждан;
    7. результатом систематизации является создание кодифицированных актов.

   Итак, цель систематизации – создание системы НПА. Системность нормативно-правовых актов заложена в самой их природе, источников права, правовых норм.8,9 Рассмотрим, какими свойствами должна обладать данная система

   В общетеоретическом и философском  плане "система" - "определённая совокупность элементов, находящихся  в определённой взаимосвязи, которая придаёт данной совокупности целостный характер"10; некоторое упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определённую целостность, свойства которой не сводятся к свойствам составляющих его элементов; как "комплекс взаимодействующих элементов"; как "отграниченное множество взаимодействующих элементов".11 Таким образом, общее, что объединяет определения системы – это "взаимосвязанное множество элементов".

   "Систематизация  НПА – деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания  системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией".12 Однако, это не просто совокупность нормативно-правовых актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности её основных компонентов.13 Не следует смешивать два взаимосвязанных понятия "систематизация права" и "систематизация НПА". Этой проблеме посвящено большое количество литературы14, в данной работе рассматривается систематизация НПА как результат научно обоснованной целенаправленной деятельности по систематизации нормативно-правовых актов.

   Системный подход15 позволяет выделить основные задачи, направления и требования к проведению систематизации НПА:

    • совершенствование действующих нормативных актов, придание им свойств системности, непротиворечивости;
    • обнаружение пробелов в нормативном материале, устаревших, дублирующих или противоречащих друг другу нормативных актов и быстрая их ликвидация, что влияет на обеспечение законности и правопорядка;
    • обеспечивает возможность хорошо ориентироваться в НПА, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы;
    • систематизация – необходимая предпосылка целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов.

   В зависимости от того, на что направлена деятельность по упорядочению НПА: на совершенствование содержания новых нормативных актов или совершенствование форм изложения норм без изменения содержания выделяют следующие виды (формы) систематизаций: внутренняя и внешняя.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды систематизации НПА ( формы правовой деятельности). 
 

   Обычно  в понятие систематизации НПА включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности17:

  1. сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
  2. подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация нормативно-правовых актов);
  3. подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация нормативно-правовых актов);
  4. подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация права).

   Также выделяют общие и отраслевые формы  систематизации.18 В первом случае проводят упорядочение нормативных актов однородных по значению или юридической силе. Во втором случае – нормативных актов по отдельным отраслям хозяйства или права. 
 
 

     Теория  права различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов – консолидация.

     Систематизация и, прежде всего, кодификация НПА проводится, как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных).

     С течением времени в любой правовой системе образуется значительное число нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных «блоков» НПА. Возможный путь преодоления такой множественности – консолидация нормативно-правовых актов.

Информация о работе Систематизация НПА: понятие и виды