Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 12:37, курсовая работа
Цель исследования – выявить и рассмотреть некоторые виды систематизации права.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
1. выявить существенные признаки и задачи данного вида юридической деятельности;
2. рассмотреть формы систематизации права, дать их сравнительную характеристику;
3. выделить основные этапы работы по систематизации и показать их значение для развития всей системы права
Введение………………………………..……………….……..............3
1.Понятие и характерные черты систематизации НПА…………….5
2. Виды систематизации НПА (формы правовой деятельности)….9
2.1 Инкорпорация как вид систематизации НПА………………………………………….....……………………..11
2.2 Консолидация как вид систематизации НПА ………………...16
2.3 Кодификация как форма систематизации……………………...19
Заключение…………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………..29
Кодификация - это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления НПА как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.
Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.
Кодификация нормативных актов сопровождается обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.
Кодификация обладает рядом характерных черт:
1)
в кодификационном акте обычно
формулируются нормы,
2)
такой акт регулирует
3)
будучи итогом
4)
кодификация рассчитана на
5)
предмет кодификации обычно
6)
акт кодификации всегда
Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма систематизации НПА, имеющая правотворческий характер.
Обычно
в юридической литературе и практике
различают несколько видов
Три основные виды кодификационных актов:
1.Основы
законодательства – это
2.
Кодекс – наиболее
Кодифицированные акты носят различное наименование - "кодексы", "уставы", "положения", просто "законы".
Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.
Кодексы относятся к наиболее высокому уровню систематизации НПА. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое "хозяйство", в котором должно быть "все", что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.
Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют "общая часть" или "общие положения", где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и "дух" данной ветви законодательства.
Основную роль в систематизации НПА играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: "Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу"23 (п. 2 ст. 3).
3.
Устав, положение – это
На
основании наличия
Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода – задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации – удел практики.
Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности. Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика - это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более очевидным по мере развития и усложнения правовой системы, углубления правового регулирования. Правда, необходимость быстро, оперативно заполнять пустоты, пробелы в действующем регулировании, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, дальнейшей демократизации общественной жизни, динамика социальных преобразований объективно побуждают законодателя принимать отдельные акты по сравнительно узким темам, частным вопросам. В результате нормативный массив интенсивно растет, а кроме этого, возникает больше возможностей для создания пробелов, несогласованностей и противоречий в действующем регулировании.
В
перспективе издание
Заключение
Реформа законодательства является важнейшей составной частью правовой реформы, столь необходимой России. Систематизация же нормативных актов, которая актуальна для любой развитой правовой системы, в российских условиях просто жизненно необходима.
В последние
годы в России наблюдается бурное
развитие законодательства. После принятия
Конституции 1993 года резко активизировалась
нормотворческая деятельность на региональном
уровне.
Ведомственное нормотворчество также
имеет весьма существенный объем. C 1992
года введена процедура обязательной
регистрации ведомственных правовых актов
в Министерстве юстиции России. Только
в 1995 году в Минюст России на рассмотрение
поступило 400 ведомственных правовых актов,
из них зарегистрировано и введено в действие
23724.
Особенности
развития России новейшего периода
(начиная с 1990 года) привели к уникальной
и весьма сложной ситуации в праве,
которую вкратце можно
Развитие
экономических и других отношений
в обществе значительно опережало
развитие правового регулирования этих
отношений: по сути принимаемые в начале
90-х годов законы констатировали сложившуюся
к моменту их принятия ситуацию, нисколько
не способствуя упорядочению последней.
Достаточно вспомнить отмененный в значительной
части в связи с принятием первой части
Гражданского кодекса полный противоречий
Закон РСФСР “О предприятиях и предпринимательской
деятельности”, или Положение об акционерных
обществах, утратившее силу с принятием
Федерального закона “Об акционерных обществах”, определявшее акцию как ценную бумагу, удостоверяющую право собственности на долю в уставном капитале акционерного общества.