Систематизация НПА: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить и рассмотреть некоторые виды систематизации права.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

1. выявить существенные признаки и задачи данного вида юридической деятельности;

2. рассмотреть формы систематизации права, дать их сравнительную характеристику;

3. выделить основные этапы работы по систематизации и показать их значение для развития всей системы права

Содержание

Введение………………………………..……………….……..............3


1.Понятие и характерные черты систематизации НПА…………….5


2. Виды систематизации НПА (формы правовой деятельности)….9

2.1 Инкорпорация как вид систематизации НПА………………………………………….....……………………..11



2.2 Консолидация как вид систематизации НПА ………………...16


2.3 Кодификация как форма систематизации……………………...19

Заключение…………………………………………………………...26

Список использованной литературы………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Систематизация НПА.Понятие и виды..doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)
align="justify">     Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения НПА, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними21.

     Кодификация - это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления НПА как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

     Кодификация – это деятельность правотворческих  органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

     Кодификация нормативных актов сопровождается обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.

Кодификация обладает рядом характерных черт:

     1) в кодификационном акте обычно  формулируются нормы, регулирующие  наиболее важные, принципиальные  вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;

     2) такой акт регулирует значительную  и достаточно обширную сферу  отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба  с преступностью и т. д.);

     3) будучи итогом совершенствования  законодательства, кодификационный  акт представляет собой сводный  акт, упорядоченную совокупность  взаимозависимых предписаний. Он  является единым, внутренне связанным  документом, включающим в себя  как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

     4) кодификация рассчитана на создание  более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный срок их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;

     5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы НПА на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

     6) акт кодификации всегда значителен  по объему, имеет сложную структуру.  Это своеобразный укрупненный  блок законодательства, обеспечивающий  более четкое построение системы  нормативных предписаний, а также удобства их использования.

     Кодификация – это наиболее сложная и совершенная  форма систематизации НПА, имеющая правотворческий характер.

     Обычно  в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации.

  1. Первый вид - это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям НПА и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа "кодекса кодексов" (например, свод законов того или иного государства),
  2. Отраслевая кодификация, охватывающая НПА той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы),
  3. Специальная (комплексная) кодификация – это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.)22.

     Три основные виды кодификационных актов:

     1.Основы  законодательства – это нормативно  – правовой акт, устанавливающий  важнейшие положения определённой  отрасли права или сфера государственного управления;

     2. Кодекс – наиболее распространённый  вид кодификационных актов, действующих  в основных сферах общественной  жизни, требующих правовой упорядоченности  (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс  и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений. 

     Кодифицированные  акты носят различное наименование - "кодексы", "уставы", "положения", просто "законы".

     Особый  характер в федеративном государстве  принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

     Кодексы относятся к наиболее высокому уровню систематизации НПА. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое "хозяйство", в котором должно быть "все", что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

     Существенное  значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют "общая часть" или "общие положения", где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и "дух" данной ветви законодательства.

     Основную роль в систематизации НПА играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: "Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу"23 (п. 2 ст. 3).

     3. Устав, положение – это кодификационные  акты специального действия, которые  издаются не только законодательными, но и другими правотворческими  органами (президентом или правительством).

     На  основании наличия кодифицированного  акта формируется та или иная законодательная отрасль. Однако наличие кодифицированного акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко. Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в НПА об охране природы). Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства. Отсюда, разумеется, не следует, что до принятия кодифицированного акта об отрасли вообще нельзя говорить. Развитие и становление отрасли – процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли.

     Совокупность  правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода – задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации – удел практики.

     Правовая  система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности. Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика - это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более очевидным по мере развития и усложнения правовой системы, углубления правового регулирования. Правда, необходимость быстро, оперативно заполнять пустоты, пробелы в действующем регулировании, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, дальнейшей демократизации общественной жизни, динамика социальных преобразований объективно побуждают законодателя принимать отдельные акты по сравнительно узким темам, частным вопросам. В результате нормативный массив интенсивно растет, а кроме этого, возникает больше возможностей для создания пробелов, несогласованностей и противоречий в действующем регулировании.

     В перспективе издание кодификационных  актов должно превратиться в основную форму законотворчества. Не следует растаскивать наше законодательное хозяйство по отдельным кускам, мельчить нормативные акты. Основной путь преодоления множественности нормативных актов, их мелкотемья, а также пробелов и противоречивости регулирования - это повышение внимания к кодификации НПА, принятие законов по укрупненным блокам регулирования. Следует сочетать отраслевую и комплексную кодификацию, отдавая предпочтение первой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

Заключение 
 

Реформа законодательства является важнейшей составной частью правовой реформы, столь необходимой России. Систематизация же нормативных актов, которая актуальна для любой развитой правовой системы, в российских условиях просто жизненно необходима.

В последние  годы в России наблюдается бурное развитие законодательства. После принятия Конституции 1993 года резко активизировалась нормотворческая деятельность на региональном уровне.  
Ведомственное нормотворчество также имеет весьма существенный объем. C 1992 года введена процедура обязательной регистрации ведомственных правовых актов в Министерстве юстиции России. Только в 1995 году в Минюст России на рассмотрение поступило 400 ведомственных правовых актов, из них зарегистрировано и введено в действие 23724.

Особенности развития России новейшего периода (начиная с 1990 года) привели к уникальной и весьма сложной ситуации в праве, которую вкратце можно охарактеризовать следующим образом.

Развитие  экономических и других отношений  в обществе значительно опережало развитие правового регулирования этих отношений: по сути принимаемые в начале 90-х годов законы констатировали сложившуюся к моменту их принятия ситуацию, нисколько не способствуя упорядочению последней. Достаточно вспомнить отмененный в значительной части в связи с принятием первой части Гражданского кодекса полный противоречий Закон РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, или Положение об акционерных обществах, утратившее силу с принятием 
 

     Федерального  закона “Об акционерных обществах”, определявшее акцию как ценную бумагу, удостоверяющую право собственности на долю в уставном капитале акционерного общества.

Информация о работе Систематизация НПА: понятие и виды