Задержание транспортного средства путем его принудительной эвакуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 04:23, дипломная работа

Описание

Цель предстоящей дипломной работы заключается в изучении и анализе теоретических положений, норм административно-правового института принудительной эвакуации транспортного средства, а так же получение практических навыков в данной сфере.
Вышеизложенная цель предопределяет задачи исследования:

Содержание

ПЛАН
ГЛАВА 1. Принудительная эвакуация, как способ задержания
транспортного средства…………………………………………………….
Правовая основа задержания транспортного средства
путем его принудительной эвакуации……………………………………..
Понятие, основания и цели применения задержания
транспортного средства путем его эвакуации…………………………….
ГЛАВА 2. Организация эвакуации транспортного средства как способ
его задержания………………………………………………………………
2.1 Компетенция органов исполнительной власти и их должностных
лиц по применению задержания транспортного средства……………….
2.2 Порядок задержания транспортного средства путем
его эвакуации………………………………………………………………..
2.3 Проблемы осуществления принудительной эвакуации транспортного средства, пути их решения на примере Хабаровского края……………...

Работа состоит из  1 файл

ИСТИННЫЙ ДИПЛОМ.docx

— 135.65 Кб (Скачать документ)

- организация и осуществление  федеральными органами исполнительной  власти или региональными структурами  государственного надзора и контроля над деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- координация деятельности органов  исполнительной власти субъектов  РФ в области обеспечения безопасности  дорожного движения;

- заключение международных договоров  РФ в области обеспечения безопасности  дорожного движения.

Из вышеизложенного следует, что  нормативно-правовое регулирование  института задержания транспортного  средства, установление правил задержания и эвакуации транспортного средства, контроль над соблюдением законодательства в указанной сфере осуществляется Федеральными органами исполнительной власти.4

Существенное значение для  уяснения сущности эвакуации транспортных средств имеет ст. 22 указанного Федерального закона. В соответствии с данной статьей порядок дорожного движения на территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения Российской Федерации. Правила утверждаются постановлением Правительством Российской Федерации. В данном документе закреплена обязанность участников дорожного движения, соблюдать требования сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.5

Обязательность исполнения участниками дорожного движения предписаний, содержащихся в Правилах, обеспечивается наличием ответственности  за их несоблюдение. Соответствующие  составы правонарушений предусмотрены  в УК РФ и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, ст. 27.1 и ст. 27.13 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления допускают возможность применения такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства. Именно эта мера предполагает ограничение возможности использования и распоряжения транспортным средством его владельцем.

Так, например, при нарушении  правил остановки или стоянки  транспортных средств на проезжей части, повлекшем создание препятствий  для движения других транспортных средств, а равно остановке или стоянке  транспортного средства в тоннеле, при управлении транспортным средством  с заведомо неисправными тормозной  системой (за исключением стояночного  тормоза), рулевым управлением или  сцепным устройством (в составе  поезда) согласно названным статьям  КоАП РФ транспортное средство задерживается  в порядке, установленном Правительством РФ.

Одновременно следует  отметить, что вопросы перемещения  транспортного средства, его хранения и др. в случае нарушения правил дорожного движения, содержащего  признаки преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, разрешаются лицом, производящим предварительное расследование, в  соответствии с требованиями уголовно-процессуального  законодательства РФ.

На сегодняшний день Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации в соответствии с ч. 5 ст. 27.13 КоАП РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. N 759.6

К числу нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу задержания транспортно средства, следует отнести  и ведомственные акты МВД РФ. Наиболее важным из них является Приказ МВД РФ № 187 от 19.03.2004 г. «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759». Данный приказ конкретизирует права и обязанности должностных лиц МВД РФ, связанных с реализацией Правил задержания транспортного средства.

1.2 Понятие, основания и цели  применения задержания транспортного  средства путем его принудительной  эвакуации

 

Задержание транспортного средства – одна из мер административного  принуждения. Под мерой административного  принуждения необходимо понимать метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.7

Отличительными признаками административного  принуждения являются:

 1. основывается на нормах административного права; применяется как физическими, так и юридическими лицами;

2.применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;                 

3.закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;

4.применяется широким кругом уполномоченных субъектов.8

Система мер административного принуждения отличается разносторонним характером, применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке. Порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру; применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения); законность применения обеспечивается системой гарантий; применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.9

Административно-правовое принуждение - один из видов правового принуждения. Ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных  правоотношений и др.).

В то же время оно обладает рядом  особенностей, система которых и  предопределяет его качественное своеобразие:

- меры административного принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями (как правило, административными 
правонарушениями), нарушающими правовые нормы, охраняемые 
административно-принудительными средствами;

- административно правовое принуждение осуществляется в рамках неслужебного подчинения при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами публичной функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти;

- множественность и разнообразие субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию, еще одна важная его особенность.10

Осуществлять меры административного  воздействия вправе десятки видов  органов. Административному воздействию подвергаются не только отдельные физические лица, но и организации, коллективные субъекты.

Административно-правовое принуждение  всесторонне регулируется административно-правовыми  нормами, которые закрепляют виды мер  принуждения, основания и порядок  их применения. Административно-правовое принуждение - это особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего, это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль соблюдения соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение.

Все сказанное выше в полной мере относится к такой мере принуждения, как задержание транспортного средства. Согласно ст. 27.1 КоАП РФ задержание транспортного средства относится к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.11

Применение мер обеспечения  производства по делам об административных правонарушениях имеет важное процессуальное значение. В целях пресечения административного  правонарушения, установления личности подозреваемого в его совершении, составления протокола об административном правонарушении, когда невозможно его  составление на месте совершения правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченные должностные лица вправе применять их.

Меры обеспечения производства строго регламентированы в КоАП Российской Федерации.

Задержанию транспортного  средства посвящена ст. 27.13 КоАП РФ. Из смысла данной статьи следует, что  задержание транспортного средства – это его перемещение при  помощи других транспортных средств, в  специально отведенное охраняемое место  и хранения в нем транспортного  средства до устранения причины задержания.12 При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случаях совершения административных правонарушений задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а подлежащее задержанию транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено, в том числе путем управления, задержанным транспортным средством его водителем в близлежащее место, где не будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, с последующей блокировкой.

Правила задержания транспортного  средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации в соответствии с ч. 5 ст. 27.13 КоАП РФ утверждены Постановлением Правительства  РФ от 18 декабря 2003 г. N 759. В пункте  правилах дается определение рассматриваемой меры обеспечения по делам об административных правонарушениях. Согласно пункту 2 правил, задержание транспортного средства - временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств.13 

С учетом того, что, как было сказано выше,  задержание  транспортного  средства – одна из мер административного  принуждения, можно сформулировать следующее определение:  задержание транспортного средства – мера обеспечения  производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемая на основе административно-правовых норм уполномоченными  субъектами, сущность которой заключается  в принудительном прекращении использования транспортного средства и помещении его на специализированную стоянку.

Говоря о целях задержания транспортного средства, следует  отметить, что они в первую очередь  связаны с устранением угроз  безопасности дорожного движения, вызванных  расположением транспортного средства на дороге.

Из статьи 27.1 КоАП РФ следует, что все меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (в том числе и задержание транспортного  средства) осуществляются в целях:

- пресечения административного  правонарушения;

- установления личности  правонарушителя;

- составления протокола  об административном правонарушении;

- обеспечения своевременного  и правильного рассмотрения дела  об административном правонарушении;

- исполнения принятого  по делу постановления.

Согласно ч.1 ст. 27.13 КоАП РФ основаниями для задержания транспортного средства являются выявление административных правонарушений, предусмотренных:

- частью 1 статьи 12.3 (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца),

- частью 2 статьи 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда),

- частью 1 статьи 12.7 (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды),

- частью 2 статьи 12.7 (управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством),

- частью 1 статьи 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, в том числе при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении, когда по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения получена заверенная печатью медицинской организации и подписью врача справка, в которой отражено, что по результатам освидетельствования обнаружены клинические признаки, позволяющие предположить наличие опьянения, а окончательное заключение будет вынесено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта),

- частью 3 статьи 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным такого права),

Информация о работе Задержание транспортного средства путем его принудительной эвакуации