Судоустройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:38, шпаргалка

Описание

К основным направлениям правоохранительной деятельности относятся:
- правосудие;
- прокурорский надзор;
- расследование преступлений;
- защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи.

Работа состоит из  1 файл

судоустройство (шпоры).docx

— 110.60 Кб (Скачать документ)

1) органов внутренних дел;

2) органов государственной безопасности;

3) органов пограничной службы;

4) Службы безопасности Президента РБ;

5) органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ;

6) таможенных органов;

7) органов внешней разведки Министерства обороны РБ.

При осуществлении оперативно-розыскной  деятельности проводятся следующие  оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; 

отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

В ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические  и иные средства, не наносящие вреда  здоровью людей и окружающей среде. Сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, решают ее задачи путем  личного участия в организации  и проведении оперативно-розыскных  мероприятий, используя помощь должностных  лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также иных лиц с  их согласия на гласной и негласной  основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Понятие и  задачи прокуратуры и направления  деятельности.

Прокуратура РБ  - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства  надзор за точным и единообразным  исполнением нормативных правовых актов на территории РБ.

Задачами прокуратуры  являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан  и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РБ, закрепляется Законом РБ «О прокуратуре РБ».

Принципами  организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.

Направления деятельности – поддержание законности и правопорядка:

- прокурорский надзор;

- предварительное следствие  по уголовным делам;

- участие в судах в  качестве обвинения;

- координация правоохранительной  деятельности в сфере борьбы  с преступностью.

 

 

42. Система органов прокуратуры.

Единую и централизованную систему органов прокуратуры  составляют (трехзвенная система):

- Генеральная прокуратура  РБ;

- прокуратуры областей, города  Минска и приравненные к ним  специализированные прокуратуры, 

- прокуратуры районов,  районов в городах, городов,  межрайонные и приравненные к  ним специализированные транспортные  и межгарнизонные военные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры, входят военные, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, природоохранные прокуратуры, это так называемые специализированные прокуратуры.

 

43. Отрасли прокурорского надзора.

Прокурорский  надзор — особая форма конституционной законоохранительной деятельности, цель которой состоит в обеспечении точного и единообразного понимания и применения законов.

Отрасли прокурорского  надзора

Отрасль прокурорского  надзора — это направление прокурорского надзора, которое обусловлено спецификой правового положения поднадзорных органов, организаций и должностных лиц и характеризуется определенными полномочиями прокуроров, методами и формами прокурорской деятельности.

Надзор за законностью  осуществляется прокуратурой по 4 отраслям.

1. Общий надзор (за исполнением  законодательства).

2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

3. Надзор за соответствием закону судебных решений.

4. Надзор за исполнением  законов при исполнении наказания  или других мер ответственности.

Акты прокурорского  надзора:

1. Протест.

2. Предписание. 

3. Представления.

4. Официальное предупреждение.

5. Постановление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Прокуратура  района (города).

Прокуратура района (города) является основным звеном органов прокуратуры. Районные прокуратуры организованы в районах каждой области, а также  в районах города Минска. Районные (городские) прокуратуры подчиняются  прокурору области (г. Минска).

Типичной является следующая  структура районной (городской) прокуратуры:

- прокурор района (города);

- заместитель прокурора  района (города);

- помощник прокурора района (города);

- следователь;

- канцелярия.

Также существуют межрайонные  прокуратуры. Структура их такая  же.

Названные прокуратуры осуществляют деятельность по всем отраслям прокурорского  надзора на территории, подпадающей  под их юрисдикцию.

 

45. Областная (Минская  городская) прокуратура.

Областная (Минская городская) прокуратура относится ко второму  звену системы органов прокуратуры.

Структура:

- прокурор области (г. Минска);

- первый заместитель;

- заместители прокурора;

- следственное управление, которое состоит из 2 отделов: 1) отдел  по надзору за следствием в  органах прокуратуры; 2) следственный  отдел по важнейшим делам;

- отделы (по надзору за  следствием; по надзору за дознанием  и оперативно-розыскной деятельностью  и др.);

- старшие помощники прокурора  области, г. Минска (по работе с кадрами, по работе с законодательством и связях с прессой и др.);

- финансово-хозяйственный  отдел;

- главный бухгалтер;

- канцелярия.

 

46. Специализированная  прокуратура.

В систему органов прокуратуры, входят военные, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, природоохранные прокуратуры, это так называемые специализированные прокуратуры.

Органы военной прокуратуры как структурное подразделение прокуратуры РБ осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов в Вооруженных Силах РБ. Военная прокуратура состоит из Главной военной прокуратуры, военных прокуратур видов Вооруженных Сил, военных округов, групп войск и т.д. Органы военной прокуратуры расследуют все преступления, совершенные военнослужащими, а также совершенные служащими военных учреждений.

Органы транспортной прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия на транспорте. На транспортные прокуратуры возложен комплекс обязанностей: расследование преступлений, совершенных на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; надзор за деятельностью органов транспортной милиции; осуществление общего надзора.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов  в ИТУ осуществляют надзор за соблюдением законов о трудовом и бытовом устройстве лиц, освобожденных из мест лишения  свободы и учреждений административного надзора за лицами, представляющими повышенную опасность, производят предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных в местах лишения свободы.

В предмет надзора, осуществляемого природоохранными прокуратурами, включено исполнение законов, направленных на защиту окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

47. Классные чины  органов прокуратуры, их поощрение  и награждение.

Прокурорскому работнику  присваивается классный чин в  соответствии с занимаемой им должностью, стажем работы. Для лиц, назначенных  на должности прокурорских работников, устанавливаются следующие классные чины, соответствующие воинским званиям:

1) государственный советник юстиции 1 класса – генерал-полковник;

2) государственный советник юстиции 2 класса – генерал-лейтенант;

3) государственный советник юстиции 3 класса – генерал-майор;

4) старший советник юстиции – полковник;

5) советник юстиции – подполковник;

6) младший советник юстиции – майор;

7) юрист 1 класса – капитан;

8) юрист 2 класса – старший лейтенант;

9) юрист 3 класса – лейтенант;

10) младший юрист –  младший лейтенант.

Классные чины прокурорским работникам присваиваются последовательно  в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы.

Присвоение классных чинов  производится в порядке очередности  и по истечении определенных сроков.

Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются  Президентом РБ. Иные классные чины присваиваются Генеральным прокурором.

В отдельных случаях за примерное исполнение служебного долга  и достигнутые успехи в работе по укреплению законности Генеральный  прокурор РБ имеет право:

- присваивать очередные  классные чины до истечения  указанных в законодательстве  сроков;

- при назначении на  высшую должность присваивать  классный чин без соблюдения  очередности, но не более чем  на 2 чина выше того, который имеет  работник;

- присваивать классный  чин выше положенного по занимаемой  должности.

Мерами поощрения прокурорских работников являются:

- благодарность;

- денежная премия;

- подарок;

- ценный подарок;

- Грамота Генерального  прокурора РБ;

- досрочное присвоение  классного чина;

- награждение нагрудным  знаком «Почетный работник прокуратуры  РБ»;

- представление к награждению  государственными наградами РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Дисциплинарная ответственность прокурорских работников.

За нарушение служебных  обязанностей, трудовой дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского  работника, прокурорский работник несет  дисциплинарную ответственность.

Дисциплинарными взысканиями  являются:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- понижение в классном  чине;

- лишение нагрудного знака  «Почетный работник Прокуратуры  РБ»;

- объявление неполного  служебного соответствия;

- понижение в должности;

- увольнение;

- увольнение с лишением  классного чина.

Перед наложением дисциплинарного  взыскания от прокурорского работника  должно быть затребовано письменное объяснение. Отказ от дачи объяснения не является препятствием для наложения  дисциплинарного взыскания. При  необходимости назначается служебное  расследование.

Дисциплинарное взыскание  налагается не позднее 1 месяца со дня  выявления проступка, не считая времени  болезни прокурорского работника, нахождения его в отпуске, а также  времени проведения служебного расследования. Дисциплинарное взыскание не может  налагаться позднее 6 месяцев со дня  совершения проступка или правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Понятие и  задачи адвокатуры. Правовой статус  адвоката.

Адвокатура в РБ представляет собой независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией РБ осуществлять профессиональную правозащитную  деятельность.

Главная задача адвокатуры – оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов. Адвокатура участвует в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан. Своей деятельностью адвокатура служит принципам законности, справедливости и гуманизма.

Правовую основу деятельности адвоката составляют Закон РБ «Об  адвокатуре», постановление Министерства юстиции РБ «Об утверждении правил профессиональной этики адвоката».

В своей деятельности адвокатура тесно взаимодействует с государственными органами, с местными Советами народных депутатов и различными общественными  объединениями.

Адвокат, его права и обязанности

Адвокатом РБ может быть гражданин РБ, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью.

Адвокаты и стажеры  не могут состоять на службе в государственных, общественных и иных организациях, за исключением лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью.

Лица, окончившие вузы по специальности «Правоведение», но не имеющие трехлетнего стажа работы по это специальности, проходят в адвокатуре стажировку от 6 месяцев до года. Стажировка завершается сдачей экзамена Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в РБ. В случае несдачи экзамена стажировка может быть продлена еще на один год.

Граждане, имеющие юридическое  образование, могут быть приняты  в качестве помощников адвокатов  для выполнения вспомогательной работы при оказании адвокатом юридической помощи. Помощники не обладают правами адвокатов и не допускаются к ведению дел в органах дознания, предварительного следствия, судах и других государственных органах. На помощника адвоката распространяется обязанность сохранения адвокатской тайны. Время работы в качестве помощника адвоката включается в стаж работы, необходимый для приема в адвокатуру.

Информация о работе Судоустройство