Судоустройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:38, шпаргалка

Описание

К основным направлениям правоохранительной деятельности относятся:
- правосудие;
- прокурорский надзор;
- расследование преступлений;
- защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи.

Работа состоит из  1 файл

судоустройство (шпоры).docx

— 110.60 Кб (Скачать документ)

1. Правоохранительная функция государства.

Правоохранительная  деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РБ определяет РБ как правовое государство. Государство (в лице его правоохранительных органов) осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

О правоохранительной деятельности можно говорить в широком и  узком смыслах. В широком смысле – это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле – это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.

Правоохранительные  органы

Государство создает специальные  органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер  принуждения. Эти органы именуются  правоохранительными.

В юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным.

1. Правоохранительная деятельность  осуществляется не любыми, а лишь  юридическими способами воздействия. 

2. Применяемые в правоохранительной  деятельности меры воздействия  должны строго соответствовать  требованиям законодательства.

3. Правоохранительная деятельность  реализуется в установленном  законом порядке с соблюдением  определенных процедур.

4. Осуществление правоохранительной  деятельности возлагается на  специально управомоченные государственные  органы. Организация и деятельность  правоохранительных органов регламентируется  законодательными актами.

К основным направлениям правоохранительной деятельности относятся:

- правосудие;

- прокурорский надзор;

- расследование преступлений;

- защита прав и законных  интересов граждан и организаций  и оказание им юридической  помощи.

Традиционно к правоохранительным органам относят:

- суд;

- прокуратуру;

- органы внутренних дел;

- органы предварительного  расследования;

- органы юстиции;

- таможенные органы;

- органы обеспечения безопасности;

- органы государственной  налоговой службы.

Выделяют следующие правоохранительные функции:

- конституционный контроль;

- осуществление правосудия;

- организационное обеспечение  деятельности судов;

- расследование преступлений;

- прокурорский надзор;

- исполнение судебных  решений;

- оперативно-розыскная деятельность;

- оказание юридической  помощи и защиты по уголовным  делам;

- предупреждение преступлений  и других правонарушений.

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию (Конституционный Суд), а на другие органы возлагается несколько функций (органы внутренних дел). Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы (прокурорский надзор). Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами государственной  безопасности, и органами финансовых расследований. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению  правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в  системе правоохранительных органов  главенствующее место.

2. Предмет и система курса «Судоустройство».

Предмет изучения курса «Судоустройство в РБ» - устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенция, которой они наделены для их осуществления.

Курс рассматривает такие  вопросы, как структура правоохранительного  органа, состав, требования, предъявляемые  к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др.

Предмет курса определяет его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части – Общую и Особенную.

В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.

В Особенной  части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд – организация всей судебной системы в целом и ее звеньев, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности хозяйственного суда, конституционного суда, органов внутренних дел, прокуратуры, органов юстиции, таможенных органов, органов налоговой службы и адвокатуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Соотношение  курса «Судоустройство» с другими  юридическими учебными дисциплинами.

Курс «Судоустройство  в РБ» является своего рода вводным  курсом для изучения других юридических  дисциплин и находится в непрерывной  связи с ними. В нем даются начальные  представления о деятельности правоохранительных органов, их полномочиях и взаимоотношениях.

Наиболее тесная связь  курса с конституционным правом, которое является базовым для правоохранительной деятельности.

Много точек соприкосновения  имеет данный курс с административным правом, которое изучает деятельность органов государственного управления.

Данный курс находится  в тесной связи с такими отраслями  права, как гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное, которые регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют порядок судебного производства.

Уголовное и  гражданское право широко применяются в деятельности правоохранительных органов при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, при расследовании уголовных дел и их рассмотрении в судах, при решении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного правонарушением.

Правоохранительная деятельность опирается на научные рекомендации криминологии и судебной статистики.

Курс «Прокурорский надзор» подробно излагает формы и методы деятельности прокурора при осуществлении надзора, в т.ч. за другими правоохранительными органами.

Курс «Судоустройство в РБ» имеет взаимосвязь и с такой основополагающей дисциплиной, как «Теория государства и права».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Источники курса «Судоустройства».

Курс «Судоустройство  в РБ» является правовой дисциплиной, поэтому главное место среди  его источников занимают законы.

Деятельность правоохранительных органов регулируется множеством нормативных  актов различного уровня и различной  юридической силы. Все эти нормативные  акты можно классифицировать по их предмету (содержанию) , другие – по форме (виды источников).

По предмету правового  регулирования можно назвать  следующие нормативные акты:

1. общего характера;

2. о судебной власти, правосудии  и судах;

3. об организационном  обеспечении деятельности судов  и органах юстиции;

4. о прокурорском надзоре  и органах прокуратуры;

5. об организации выявления  и расследования преступлений.

Важнейшим универсальным  правовым актом, относящимся ко всем правовым дисциплинам, является Конституция РБ, обладающая высшей юридической силой. Для курса «Судоустройство» важное значение имеют положения Конституции, содержащиеся в разделе втором (Личность. Общество. Государство) и разделе четвертом, глава шестая (Суд).

Следующую иерархическую  ступень занимает группа актов (о судебной власти, правосудии и судах), относящихся к конституционному контролю и правосудию.

К третьей группе актов  относится закон «Об адвокатуре», согласно которому адвокатура в РБ представляет собой независимый правовой институт, призванный осуществлять профессиональную правозащитную помощь. Органы юстиции свою деятельность строят на основе Положения о Министерстве юстиции и Положения о нотариате, которые определяют порядок построения системы органов юстиции и их полномочия. Положение о нотариате регламентирует организацию нотариата, который призван содействовать правоохранительной деятельности.

Четвертая группа нормативных  актов регламентирует деятельность прокуратуры. Главным здесь является закон «О прокуратуре РБ» (от 29 января 1993). В законе названы цели и направления деятельности прокуратуры, принципы ее организации, определена система органов прокуратуры и виды прокурорского надзора, дан перечень актов прокурорского надзора. Также деятельность прокуратуры регламентируется Положением о военной прокуратуре, в котором возлагается обязанность на органы военной прокуратуры осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов в Вооруженных силах.

В пятую группу входят нормативные акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Судебная власть как вид государственной власти.

Тезис о том, что судебная власть должна представлять собой абсолютно  самостоятельную и независимую  часть государственной власти, впервые  был выдвинут в 18 в. правоведом и философом Шарлем де Монтескье в его теории разделения властей. В советское время эта концепция отвергалась, однако в настоящее время признана единственно правильной. Принцип разделения властей закреплен в ст. 6 Конституции РБ. А в ст. 109 Конституции говорится, что «Судебная власть принадлежит судам», т.е. Конституцией определено, что судебная власть – один из видов государственной власти.

Судебная власть реализуется  через специально созданные органы.

Содержание  судебной власти составляют следующие элементы:

1) осуществление судебного  контроля за конституционностью нормативно-правовых актов государства;

2) деятельность судов  по рассмотрению и разрешению  различных правовых конфликтов;

3) обеспечение исполнения  судебных решений;

4) разъяснение действующего  законодательства по вопросам  судебной практики;

5) аналитическая и организационная  работа.

Судебная власть в отличие  от законодательной и исполнительной – это право и обязанность  государства в лице суда разрешать  правовые споры и конфликты путем  применения закона к конкретным случаям.

Судебная власть в РБ принадлежит  только судам, образованным в установленном  порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Понятие судебной  власти.

Судебная  власть – система независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению от имени государства правовых споров, применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений.

Судебную власть можно  определить и как полномочия, предоставленные  законом специальным государственным  органам – судам, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и  справедливости применяемых судами решений.

Судебная власть обладает рядом признаков.

1. Судебная власть осуществляется  специальными государственными  органами – судами.

2. Исключительность судебной  власти.

3. Независимость, самостоятельность  и обособленность судебной власти.

4. Судебная власть осуществляется  путем судопроизводства.

5. Судебная власть осуществляется  на основе и в строгом соответствии  с процессуальным законом.

6. Властный характер полномочий  суда.

7. Подзаконность.

 

 

9. Легитимность  судебной власти.

Легитимна такая судебная власть, которую поддерживает народ.

К легитимности судебной власти ведет ее легитимация, т.е. соответствующий  путь, который подтверждает, доказывает, определяет легитимное состояние судебной власти.

 

Легитимность проявляется  в избрании и назначении судей, в  организационном направлении процедуры  назначения; это связано с правомочностью судьи.

Легитимность судебной власти проявляется через символы судебной власти: государственный флаг, герб, гимн, мантия для судей.

10. Понятие и виды правосудия.

Важнейшая судебная функция  – осуществление правосудия.

Правосудию присущи определенные признаки:

1) правосудие осуществляется  только судом;

2) четкий процессуальный  порядок производства по делам;

3) вступивший в законную  силу приговор, определение или  постановление, вынесенное судом  при рассмотрении уголовного  дела, являются обязательными для  всех государственных и общественных  организаций, учреждений и предприятий  независимо от форм собственности,  должностных лиц и граждан  и подлежат исполнению на всей  территории РБ.

Характер дела и порядок  его разрешения образуют вид правосудия.

Информация о работе Судоустройство