Судоустройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:38, шпаргалка

Описание

К основным направлениям правоохранительной деятельности относятся:
- правосудие;
- прокурорский надзор;
- расследование преступлений;
- защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи.

Работа состоит из  1 файл

судоустройство (шпоры).docx

— 110.60 Кб (Скачать документ)

- созывает Пленум Верховного  Суда РБ; организует работу Президиума  Верховного Суда РБ; председательствует  на их заседаниях;

- имеет право вносить  предложения о необходимости  толкования нормативных актов;

- вносит предложения в  Конституционный Суд РБ о несоответствии  нормативных актов Конституции  РБ;

- организует работу по  осуществлению контроля за выполнением разъяснений Пленума Верховного Суда РБ и соответствия этих разъяснений Конституции;

- представляет на рассмотрение  Пленума Верховного Суда РБ  составы судебных коллегий Верховного  Суда РБ, составы суда для рассмотрения  дел в судебных коллегиях, а  также составы суда для рассмотрения  специализированных дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Система и  полномочия хозяйственных судов.

Хозяйственные суды РБ представляют собой относительно автономную часть  судебной системы РБ.

Законодательством определены следующие виды хозяйственных судов  в РБ: Высший хозяйственный Суд  РБ, хозяйственные суды областей.

По существу, хозяйственные  суды – это суды для рынка, для  разрешения гражданско-правовых споров в сфере предпринимательской  деятельности и вытекающих из нее  правоотношений.

С 1997 г. действует Президиум Высшего Хозяйственного Суда, который:

- рассматривает в соответствии  с процессуальным законодательством  дела в порядке надзора и  по вновь открывшимся обстоятельствам,  по протестам или представлениям  о пересмотре решений, принятых  в порядке надзора Высшим Хозяйственным  Судом РБ;

- издает обобщения судебной  практики и судебной статистики, а также проекты нормативных  постановлений, вносимых на рассмотрение  Пленума Высшего Хозяйственного  Суда РБ;

- рассматривает вопросы  организации работы судебных  коллегий, отдельных судей и аппарата  Высшего Хозяйственного Суда, председателей  и судей хозяйственных судов  областей;

- оказывает помощь хозяйственным  судам в правильном применении  законодательства при разрешении  хозяйственных споров;

- рассматривает и утверждает  тексты предложений, вносимых  от имени Высшего Хозяйственного  Суда в Конституционный Суд  РБ, о проверке соответствия нормативных  актов Конституции РБ, законам  РБ и международно-правовым актам;

- принимает постановления  по вопросам, входящим в его  компетенцию, обязательные для  исполнения всеми хозяйственными  судами.

Основные  задачи хозяйственного суда:

- обеспечение защиты прав  и охраняемых законом интересов  предприятий и организаций независимо  от форм собственности путем  осуществления правосудия;

- содействие правовыми  средствами соблюдению законодательства  в экономических отношениях;

- обеспечение единообразного  и правильного применения законодательства  при разрешении хозяйственных  споров;

- предупреждение нарушений  законности в экономических отношениях  и договорных обязательствах;

- подготовка предложений  о совершенствовании хозяйственного  законодательства;

- координация деятельности  по предупреждению нарушений  законности с правоохранительными  и контролирующими органами.

Для решения задач хозяйственные  суды выполняют следующие функции:

- рассмотрение и разрешение  споров;

- осуществление надзора  за законностью и обоснованностью  судебных актов;

- ведение статистического  учета и анализа статистических  данных о своей деятельности  и др.

Для рассмотрения важнейших  вопросов деятельности хозяйственных судов в РБ действует Пленум Высшего Хозяйственного Суда в РБ.

В состав Пленума входят Председатель Высшего Хозяйственного Суда РБ, председатели хозяйственных судов областей.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда РБ:

- рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов в РБ;

- рассматривает материалы обобщения практики разрешения хозяйственных споров и дает в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения хозяйственного законодательства на территории РБ, которые обязательны для хозяйственных судов в РБ, предприятий, организаций, государственных и иных органов, должностных лиц, применяющих законодательство, по которому дано разъяснение;

- рассматривает вопросы о внесении предложений в государственные органы по совершенствованию правового регулирования экономических отношений;

- заслушивает сообщения председателей хозяйственных судов областей о деятельности этих судов и практике применения ваконодательства РБ при разрешении хозяйственных споров;

- избирает квалификационную коллегию судей для аттестации и заслушивает отчет о ее деятельности;

- рассматривает в порядке надзора дела по протесту Генерального Прокурора РБ, представлениям Председателя Высшего Хозяйственного Суда РБ и председателей хозяйственных судов областей о пересмотре решений, принятых в порядке надзора Высшим Хозяйственным Судом РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Конституционный суд РБ.

Конституционный Суд РБ осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. В своей деятельности Конституционный Суд РБ основывается на следующих основных принципах:

- законность (ст. 110 Конституции РБ);

- коллегиальность (все дела рассматриваются судом в полном составе);

- гласность (все решения Конституционного Суда публикуются в официальном издании — «Вестнике Конституционного Суда РБ»);

- независимость гарантируется юридической процедурой рассмотрения дел.

Конституционный Суд РБ формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом РБ, 6 судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда — 11 лет, предельный возраст 70 лет.

Конституционный Суд по предложениям Президента РБ, Палаты Представителей, Совета Республики, Верховного Суда РБ, Высшего Хозяйственного Суда РБ, Совета Министров дает заключения:

- о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным РБ;

- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента РБ, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам;

- о соответствии Постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам;

- о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам.

В случаях, предусмотренных  Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президиума дает заключения о наличии фактов систематического либо грубого нарушения Палатами Парламента Конституции РБ. Заключения Конституционного Суда вступают в силу непосредственно в момент его принятия, отмене и обжалованию не подлежат за исключением случаев:

- когда стали известны новые обстоятельства и факты, коренным образом влияющие на вынесенные решения;

- когда была изменена сама норма права, которая является предметом рассмотрения в Конституционном Суде.

Все дела рассматриваются  коллегиально, т.е. в полном составе  судей Конституционного Суда. Заседания  суда созываются Председателем, заместителем или старшим по возрасту судьей. Заседания созываются по мере необходимости по инициативе Председателя или не менее 5 судей Конституционного Суда. Решения принимаются в совещательной комнате большинством голосов. Раньше голос Председателя был решающим, теперь же при возникновении ситуации, когда 6 судей выступают за конституционность акта, а 6 — против, то решение принимается в пользу конституционности акта.

Секретариат Конституционного Суда занимается технической организацией деятельности Конституционного Суда. Возглавляет ее Генеральный секретарь. Секретариат функционирует в соответствии с положением, которое утверждается самим судом.

Научно-консультационный совет  создается из 2 сопредседателей, секретаря, членов совета, которые, как правило, являются учеными-правоведами. Решения совета носят рекомендательный характер. Задачи совета:

- научное консультирование Конституционного Суда;

- оказание помощи в проведении анализа состояния конституционной законности в республике;

- помощь в подготовке посланий Президенту и Парламенту.

 

 

26. Понятие правового  статуса судей.

В РБ существуют суды общей  и специальной юрисдикции. Ввиду  специфики дел их полномочия неодинаковы, поэтому закреплен правовой статус судей всех судов.

Содержание  правового статуса включает:

- совокупность прав и  обязанностей судьи;

- гарантии независимости;

- ответственность судей.

Под статусом судей понимается правовое и социальное положение судей как представителей государственных органов, осуществляющих судебную власть.

Независимость судей обеспечивается совокупностью установленных законом гарантий:

- политическая нейтральность  судей;

- запрещено осуществлять  другую работу;

- несменяемость судей;

- неприкосновенность судей;

- материальная и социальная  защита.

 

При осуществлении судебной власти судьи должны неукоснительно соблюдать Конституцию и Закон РБ, быть справедливыми и беспристрастными. Судья не может заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме научной или педагогической, не связанной с занятием штатных должностей, быть депутатом, осуществлять предпринимательскую деятельность, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям.

Судьей может быть гражданин  РБ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен.

Кроме того, кандидаты на должность судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трёх лет; судьи Верховного Суда РБ должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет; судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин РБ, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.

Судьи имеют следующие  полномочия:

1) они имеют право требовать  от должностных лиц и граждан  исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением возложенных законом обязанностей;

2) судьи могут запрашивать  информацию от государственных органов, предприятии, учреждении и организации, должностных лиц и граждан;

3) судьи имеют право  вносить представления в государственные  органы, предприятия, учреждения  и организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

4) судьи могут ставить  в установленном законом порядке  вопрос перед Конституционным  Судом о проверке конституционности  нормативного акта.

Судьи при осуществлении  правосудия обязаны точно исполнять требования законов, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Формирование судейского корпуса.

Судейский корпус – совокупность лиц, занимающих судейские должности.

В мировой практике существует 3 способа формирования судейского корпуса:

1) избрание судей населением  или их органами;

2) назначение судей высшими  должностными лицами государства;

3) смешанный способ.

В РБ:

1. 6 судей Конституционного  Суда назначаются Президентом  РБ, остальных 6 избирает Совет  Республики.

2. Судьи районных, областных,  межгарнизонного суда и специализированных  судов назначаются Президентом  РБ по представлению Совета  Министров.

3. Судьи Верховного Суда  и Высшего хозяйственного суда  назначаются Президентом РБ с  согласия Совета Республики по  представлению председателя Верховного  Суда или Высшего хозяйственного  суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Несменяемость судей.

Судьи всех судов несменяемы. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд  без его согласия.

Несменяемость обеспечивается назначением их на должность бессрочно.

Судьи – до 60 лет.

Различают приостановление  и прекращение полномочий судьи.

Приостановление полномочий – временное отстранение судьи от исполнения обязанностей (обязательно решение квалификационной коллегии).

Основания для приостановления:

1. участие судьи в избирательной  компании в качестве кандидата  в депутаты или на другие  государственные должности;

2. если дано согласие  на привлечение к уголовной  ответственности или заключение  под стражу;

3. признание судьи безвестно  отсутствующим.

Прекращение – полное отстранение в связи с лишением полномочий:

- умышленное нарушение  закона;

- совершение порочащего  поступка;

Информация о работе Судоустройство