Судоустройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:38, шпаргалка

Описание

К основным направлениям правоохранительной деятельности относятся:
- правосудие;
- прокурорский надзор;
- расследование преступлений;
- защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи.

Работа состоит из  1 файл

судоустройство (шпоры).docx

— 110.60 Кб (Скачать документ)

Финансирование в установленном  порядке областных, Минского городского, районных (городских) судов, организация и контроль их финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет и отчетность осуществляется также Минюстом. Это министерство имеет право возбуждать в установленном порядке ходатайства о привлечении к дисциплинарной ответственности судей областных, Минского городского, районных (городских) судов.

В свою очередь Министр  юстиции совместно с Председателем Верховного Суда РБ вносит в соответствии с законодательством представления Президента РБ об организации районных (городских) судов, их количестве, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов, а также о количестве в областных и Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателями областного, Минского городского судов), кандидатурах председателей и заместителей председателей данных судов. Министр юстиции входит в местные исполнительные и распределительные органы с предложениями по созданию надлежащих условий для деятельности судов, социально-бытовым обеспечением их работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Съезд судей.

Съезд судей  РБ – высший орган судейского сообщества, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд судей РБ осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда РБ, общих и хозяйственных судов, а также судей в отставке. Съезд судей РБ созывается, как правило, один раз в 4 года. В случае необходимости может созываться внеочередной съезд судей РБ.

Съезд судей РБ:

а) рассматривает в пределах своей компетенции актуальные проблемы работы судов, а также вопросы  правового, материального и социального  положения судей;

б) обсуждает вопросы судебной практики, вносит субъектам права  законодательной инициативы предложения  по совершенствованию законодательных  актов;

в) проводит обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся статуса судей, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения работы судов и иных вопросов их деятельности;

г) избирает Республиканский  совет судей и его председателя.

Решения съезда судей РБ, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми судьями и органами судейского сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Понятие, задачи  и формы предварительного расследования.

Предварительное расследование – регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Предварительное расследование  осуществляется в определенном порядке. Начинается оно после возбуждения  уголовного дела и принятия его к  производству, а заканчивается составлением обвинительного заключения и передачей  дела прокурору.

Предварительным расследование  называется потому, что все выводы, сделанные в его процессе, о  виновности, о доказанности и другие не являются окончательными. Суд, в который поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, осуществляет свое собственное исследование доказательств: заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, изучает заключения экспертов, осматривает вещественные доказательства и т. д. Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного расследования и оказаться диаметрально противоположными. Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, органы предварительного расследования считают его виновным, согласно конституционному принципу «презумпции невиновности», оно признается государством виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

 

Органы предварительного расследования входят в систему правоохранительных органов.

Органы предварительного расследования — органы дознания и предварительного следствия.

Основные задачи: предупредительные  меры, борьба с преступностью.

+ вопросы  38, 39

38. Органы предварительного следствия, их задачи и компетенция.

Органы предварительного следствия – это специальные органы государства, предназначенные для расследования уголовных дел. Они осуществляют сложную, регулируемую законом деятельность по сбору, проверке и оценке доказательств, исследованию фактических обстоятельств дела, привлечению к уголовной ответственности лиц, в отношении которых имеются веские доказательства их виновности в совершении преступления.

Предварительное расследование  по уголовным делам производится:

1) следователями прокуратуры; 

2) следователями органов  внутренних дел, 

3) следователи комитета  государственной безопасности,

4) следователи органов  финансовых расследований Комитета  государственного контроля РБ.

В связи с тем, что следственные органы находятся в различных ведомствах, различна и их структура. Так, в прокуратуре структура следственных подразделений выглядит следующим образом. В аппарате прокуратуры РБ имеются:

- следственный отдел по особо важным делам;

- следственный отдел в составе Управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

- следователи-криминалисты.

В аппарате прокуратуры РБ следователи находятся не в одном  подразделении, а входят в другие службы.

Наиболее четкая система  органов предварительного следствия функционирует в органах внутренних дел. При МВД РБ образован Следственный комитет. Следственный комитет является республиканским органом государственного управления, возглавляющим систему органов предварительного следствия, организующим и осуществляющим производство предварительного следствия.

Основными задачами Следственного  комитета являются:

- организация и осуществление предварительного следствия в соответствии с законодательством;

- определение основных направлений совершенствования следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;

- обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлениями;

- выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению, принятие мер по их устранению;

- иные задачи в соответствии с актами законодательства РБ.

Следственный комитет  возглавляет заместитель МВД – начальник Следственного комитета при МВД РБ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РБ.

Уголовно-процессуальный закон  наделяет следователя широкими полномочиями, что позволяет ему самостоятельно принимать все решения, связанные  с ходом расследования и производством  следственных действий. Однако в некоторых  случаях его решения приобретают  законную силу лишь после получения им санкции или согласия прокурора на совершение определенных действий.

Следователь процессуально  независим, его полномочия носят  властный характер. Суть этого выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в производстве следователя.

Объем полномочий и процессуальное положение следователя не зависят от его ведомственной принадлежности, они одинаковые. Следователь призван раскрыть преступление и изобличить виновных, то есть установить, какое преступление, когда и каким способом совершено, выявить всех лиц, причастных к его совершению, выяснить все признаки преступления, образующие его состав, все данные, характеризующие субъекта преступления, причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

 

 

 

 

 

 

39. Органы дознания, их задачи и компетенция.

Органы дознания — это установленные законом государственные органы и должностные лица, которые раскрывают преступления, выявляют и разыскивают виновных, пресекают и предупреждают преступления. Функция расследования преступления не является основой их деятельности. Они, как правило, только начинают расследование по делам, входящим в их компетенцию, а потом передают материалы следователю, который проводит дальнейшее расследование. Лишь по делам о преступлениях, не представляющих особой сложности и значительной общественной опасности, органы дознания проводят расследование в полном объеме.

Органами дознания в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РБ являются:

1) милиция;

2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений – по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

3) органы государственной безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;

4) начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев – по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы государственного пожарного надзора по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;

6) органы пограничной охраны — по делам о нарушении государственной границы;

7) управление налоговых расследований Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов РБ и соответствующие подразделения налоговых расследований в государственных налоговых инспекциях – по делам о нарушениях законодательства о предпринимательстве и налогах и другим делам, отнесенным законом к их ведению;

8) таможенные органы — по делам о контрабанде.

Основным органом дознания в практике выступает милиция. Ее важнейшая задача – предупреждение и пресечение преступлений, быстрое и полное их раскрытие, содействие устранению причин, порождающих правонарушения. Эту задачу милиция выполняет как административно-исполнительный орган и орган дознания. Она предпринимает оперативно-розыскные и иные предусмотренные законом меры в целях обнаружения признаков преступления и лиц, совершивших преступления.

Закон различает деятельность органов дознания в зависимости от того, обязательно или не обязательно производство предварительного следствия по делу.

По делам, производство предварительного следствия по которым обязательно, орган дознания, возбудив уголовное  дело, руководствуясь правилами уголовно-процессуального  закона, производит неотложные следственные действия по установлению следов преступления (осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей) и не позднее 10 суток со дня возбуждения  уголовного дела, не ожидая указаний прокурора, передает дело следователю.

По делам, производство предварительного следствия по которым необязательно, орган дознания возбуждает дело и  принимает все предусмотренные  уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Дознание должно быть закончено не позднее  одного месяца с момента возбуждения  уголовного дела, включая в указанный  срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

Закон различает понятие  и компетенцию органа дознания и дознавателя.

Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования.

Дознаватель — это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство дознания. Он, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь только законом. Дознаватель несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора, то дознаватель многие решения принимает с согласия начальника органа дознания, или по его поручению. Наиболее важные действия и решения совершаются и принимаются органом дознания. Например, только орган дознания вправе возбудить уголовное дело, задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, приостановите или прекратить производство по делу и др. Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органа дознания либо им утверждаются. В отличие от следователя все указания прокурора для органа дознания являются обязательными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Органы, осуществляющие  оперативно-розыскную деятельность, их задачи и компетенция.

Оперативно-розыскная деятельность – это осуществляемая гласно или  негласно оперативными подразделениями  государственных органов деятельность направленная на проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Основными  задачами оперативно-розыскной  деятельности являются:

а) предупреждение, выявление, пресечение преступлений, а также  выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или  совершивших;

б) розыск лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования  и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести  пропавших;

в) охрана государственных  секретов;

г) добывание информации о событиях или действиях, создающих  угрозу национальной безопасности РБ.

Право осуществлять оперативно-розыскную  деятельность на территории РБ предоставляется  оперативным подразделениям:

Информация о работе Судоустройство