Правовое регулирование образования России: цели, задачи, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:12, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование основных теоретических и практических аспектов формирования правового поля по вопросам гражданства в современный период развития России, а также особенностей конституционно-правового регулирования отношений гражданства в рамках интеграции Российской Федерации в Европейское сообщество, в Союзное государство России и Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Право на образование и образовательное право……………………………9
Понятие и общая характеристика права на образование в Российской Федерации………………………………………………………………………..9
Образовательное право: цели, задачи, предмет, метод……………………...18
Правовая основа отношений в сфере образования…………………………..

Глава 2. Правовое регулирование образования в России…………………………..40
Общие вопросы правового регулирования управления видов российского образования……………………………………………………………………..40
Вопросы модернизации образования в современной России………………54
Правовые аспекты интеграции Российской Федерации в европейское образовательное пространство………………………………………………...60

Заключение…………………………………………………………………………71
Список использованной литературы……………………………………………..75

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 394.00 Кб (Скачать документ)

       Программы профессионального обучения  необходимым трудовым функциям, связанным с получением квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза, реализовывались ранее системой НПО. В проекте закона эти функции передаются специализированным структурным образовательным подразделениям иных организаций (учебные центры профессиональных квалификаций на производстве и т.п.). Есть опасение, что при этом будут нарушены принципы системности и единства пространства профессионального обучения.

        Основное направление развитых  демократических, правовых государств  в области образования характеризуется дальнейшим расширением права граждан на образование. Основное направление развитых демократических, правовых государств в области образования характеризуется дальнейшим расширением права граждан на образование и созданием реальных возможностей каждому желающему получить высшее профессиональное образование на бесплатной основе либо за минимальную, доступную для всех социальных слоев населения плату и одновременным возложением на государство обязанности финансировать все или большую часть расходов на образование. Ярким примером этому может служить Франция, в которой право на получение высшего профессионального образования принадлежит всем желающим. Согласно ст. L-613.5 Кодекса об образовании Франции гражданин свободно, по своему желанию выбирает вуз. Для поступления в него достаточно подать заявление и приложить документ об образовании66.   

        Корректировки образовательное  законодательство потребует и  при решении проблемы интеграции  России в мировое сообщество. Очевидно, что интеграция может и должна осуществлять прежде всего посредством образования, культуры, науки. Болонская декларация и последующие документы, принятые в последние годы, являются первыми кирпичиками в фундаменте Европейской зоны высшего образования67. Вопросы интеграции отечественного образования в мировую образовательную систему требует открытого обсуждения, детальной проработки и осуществления взвешенных и просчитанных шагов, которые гарантировали бы России обеспечение ее интересов как страны с высоким интеллектуальным потенциалом, а не дальнейшее закрепление за ней статуса сырьевого придатка. Здесь нельзя допустить применение принципа: «Ввяжемся в драку, а затем посмотрим»68.

    В зависимости от числа направлений  обучения студентов вузы делятся  на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

    Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

        Введение «третьего» уровня высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура). Отнесение к этому уровню высшего образования ординатуры и ассистентуры-стажировки. Отсутствие в структуре уровней образования докторантуры.

     Введение «третьего» уровня высшего образования – подготовка научно- педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура) – логически обосновано.

       Подготовка научно-педагогических  кадров осуществляется в трех  направлениях деятельности аспиранта:

- учебная  деятельность в соответствии  с федеральными государственными  требованиями, которая предполагает  участие в учебном процессе научно-педагогических кадров вуза;

- научная  деятельность, которая предполагает  активную работу аспиранта, управляемую  научным руководителем;

- рефлексивную  деятельность для снятия аспирантом  методологии деятельности научного, педагогического сообщества (научной школы).

       Из этого следует обязательное  отнесение «третьего» уровня  к высшему образованию. Отсутствие  отнесения докторантуры к системе  образования (но не к образовательным учреждениям высшего профессионального образования) обусловлено целевой направленностью докторантов на самостоятельную научную деятельность.

        Также к проекту законодательства  «Об образовании» будет изменение видов образовательных организаций высшего образования: исключение академий из системы образовательных организаций высшего образования, введение в число последних колледжей.

        Предполагаемая в проекте закона система уровневого высшего образования и видов образовательных организаций имеет смысл при условии четкого указания критериев классификации. При этом:

- в законе  должны быть прописаны  концептуально  квалификационные требования (наподобие  «Дублинских дескрипторов»), разводящие  квалификации (степени) «бакалавр», «магистр» и «специалист». Только  в этом случае будет ликвидирована  существующая ситуация непонимания между сферами уровневого высшего образования и профессиональной деятельности выпускников;

- в законе  должен найти отражение тот  факт, что результатом образования  является не только трансляция  существующего культурного слоя, но и передача методологии познания и творческой инновационной интеллектуальной деятельности. Очевидно, что преподавательский состав, в практике которого отсутствует научная деятельность, не имеет достаточно сформированного уровня методологического мышления и способности его передачи обучаемым. Поэтому принцип интеграции образования и науки является основным принципом высшего образования;

- в заключительном  слове на конференции Российском Союзе ректоров Министр образования и науки А.Фурсенко подчеркнул: «Как так колледж и институт наукой не занимаются? Дело не в том, что мы запрещаем заниматься наукой, а в том, что сегодня в высшей школе только 16% занимающихся наукой. Логика закона заключается в том, что надо называть вещи своими именами. Давайте четко определим: эти типы учебных заведений, занимаются наукой, а эти – нет. Если вы говорите, что вообще не может быть высшей школы без занятия наукой, это тоже ответ. Но при этом мы должны понимать, что тогда значительную часть высших учебных заведений, не менее 2/3, мы обязательно закроем»69. Анализируя это суждение, посыл которого несомненно верен, видно, что имеется разрыв в логике высказывания:

а) действительно  включать колледжи в категорию образовательных  организаций высшего профессионального  образования оснований нет. Колледжи в подавляющем большинстве не занимаются научной деятельностью;

б) предлагаемый в проекте закона термин «колледж – образовательная организация, основной деятельностью которой  является реализация программ прикладного  бакалавриата противоречит п.3 статьи 112 проекта закона «Об образовании». Высшее образование, поскольку она не предполагает квалификации «прикладной бакалавр»;

в) утверждение, «что сегодня в высшей школе только 16% занимающихся наукой» вступает в  противоречие с фактом, что в высшей школе более 50% или занимающихся наукой, или занимавшихся до развала системы, основанной на интеграции в высшей школе образования и науки. Поэтому задача состоит не в закрытии вузов со слабо развитой научной инфраструктурой, а в обеспечении на федеральном уровне развития вузовской науки;

г) в  соответствии с вышеизложенным предлагаемая в проекте закона классификация  видов образовательных организаций  высшего образования нуждается  в существенном изменении.

       Предлагается установить два вида образовательных организаций высшего образования – «институт» и «университет», предусмотрев для института выполнение научных исследований, и исключить из проекта закона «Об образовании» п.4 ст.113. Закрепление равноправия государственных (муниципальных) и частных образовательных организаций различных видов на доступ к финансированию за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Как было:

Вузы: институт - академия - университет.

Профобразование: начальное, среднее, высшее.

Вне конкурса зачислялись олимпийцы, олимпиадники и 150 категорий льготников. И как будет:

Вузы: колледж - институт - университет.

Профобразование: среднее, высшее. Вместо учреждений НПО (научно-программное обеспечение) - центры профессиональных квалификаций.

Вне конкурса будут зачисляться только олимпийцы и олимпиадники.

       Конкурсное распределение контрольных цифр приема граждан на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от результатов ЕГЭ лиц, зачисленных на первый курс (год) обучения.

        Конкурсное распределение контрольных  цифр приема в зависимости  от результатов ЕГЭ не может  быть принято по следующим  причинам:

- региональные  организации высшего образования окажутся в неравном положении с центральными из-за оттока абитуриентов с высокими баллами;

- отток  абитуриентов с высокими баллами  ЕГЭ на «модные» направление  (экономика, юриспруденция и т.п.) негативно отразятся в сфере  технического образования как с количественной (уменьшения контрольных цифр приема), так и с качественной сторон;

- при  сокращении контрольных цифр  приема региональные вузы не  смогут обеспечивать конституционное  право на получение образования  по месту их проживания.

       Авторы законопроекта предлагают отменить большую часть льгот при поступлении в вузы. Как говорится в концепции, сейчас нормативными документами предусмотрено в общей сложности более 200 категорий лиц, имеющих право на льготу. Теперь "преимущественное право зачисления" на бюджетные места будут иметь не больше десятка категорий граждан: сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, "чернобыльцы" и некоторые другие. Причем они смогут воспользоваться льготой только при условии "успешного прохождения вступительных испытаний", то есть не провалив экзамены. Взамен Министерство образования науки предлагает право сокращенным льготникам бесплатно заниматься на подготовительных отделениях при вузах70.

       Новый закон призван заменить  законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятые еще в начале девяностых. Как говорится в концепции, документ должен устранить "проблемы и противоречия" действующего законодательства, которое обросло избыточным количеством подзаконных актов71.

    Итак, можно сделать вывод, что развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с  проводимой социальной политикой в  соответствии с «Основными направлениями  социально-экономической политики Правительства Российской Федерации  на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования.

    «Опора  на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно "социальный заказ" общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века»72. 
 
 
 

  1. Вопросы модернизации образования  в современной  России.
 

        Вопросы модернизации, обусловлены ходом кардинальной  модернизации Российского общества которое объективно вызывает структурные, неоднозначно выраженные по содержанию и направленности функциональные изменения всех видов отношений в жизнедеятельности человека и социума. Под воздействием социальных трансформаций в стране, а также процесса глобализации наиболее противоречиво изменяются духовные основы образа жизни людей, направленность их духовной мотивации в поведении и деятельности.

        Современная трансформация духовной жизни в особой мере усложняет решение задач воспитания и обучения кадров в ходе их профессиональной подготовки73.Это во многом объясняется тем, что в общественном и индивидуальном сознании расширяются идеи и чувства свободы и творчества, личностной мотивации к самосознанию и самореализации в профессиональной деятельности.

       Таким образом, в философских и практических аспектах возрастает необходимость выявления и изучения закономерностей и тенденций функционирования духовных процессов во всех сферах жизнедеятельности. В этой связи возрастает значение исследования особенностей реализации духовного в решении задач профессионального воспитания, и обучения кадров на уровне современных требований74.

Информация о работе Правовое регулирование образования России: цели, задачи, проблемы