Правовое регулирование образования России: цели, задачи, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:12, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование основных теоретических и практических аспектов формирования правового поля по вопросам гражданства в современный период развития России, а также особенностей конституционно-правового регулирования отношений гражданства в рамках интеграции Российской Федерации в Европейское сообщество, в Союзное государство России и Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Право на образование и образовательное право……………………………9
Понятие и общая характеристика права на образование в Российской Федерации………………………………………………………………………..9
Образовательное право: цели, задачи, предмет, метод……………………...18
Правовая основа отношений в сфере образования…………………………..

Глава 2. Правовое регулирование образования в России…………………………..40
Общие вопросы правового регулирования управления видов российского образования……………………………………………………………………..40
Вопросы модернизации образования в современной России………………54
Правовые аспекты интеграции Российской Федерации в европейское образовательное пространство………………………………………………...60

Заключение…………………………………………………………………………71
Список использованной литературы……………………………………………..75

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 394.00 Кб (Скачать документ)

      В 2002 году Министерство образования  РФ инициирует эксперимент по  введению системы зачетных единиц  в вузах. 2 июля 2003 года Министерство  издает приказ № 2847 «О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе», согласно которому в целях совершенствования планирования и организации учебного процесса, увеличения роли самостоятельной работы студента и оптимизации учебной нагрузки педагогических работников в ВУЗах России в 2003 – 2005 годах проводится эксперимент по применению системы зачетных единиц и кредитов в рамках преподавания отдельных специальностей. В список экспериментальных вузов были включены 22 учебных заведения России. В приложении к приказу Министерство образования РФ № 215 от 29.07.2005 г. «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачётных единиц» было названо 39 вузов, участвующих в эксперименте. Головным вузом по изучению и введению системы зачетных единиц (ESTS), призванным осуществлять систематический анализ и обобщение инновационной деятельности назначается Российский государственный университет дружбы народов80.

        В том же году была разработана и направлена во все вузы России «Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах» (Письмо Минобразования России от 28 ноября 2002 г. № 14-52-988 ин\13)81. Эта Методика учитывала особенности российской системы образования и рекомендовала вузам определенный порядок расчета зачетных единиц, совместимый с ECTS.

      Особое внимание должно быть  обращено на проблему присоединения  России к Болонской декларации 1999 года. Исходя из вышесказанного, Санкт-Петербургский государственный  университет выступил с инициативой  активного включения нашей страны в Болонский процесс. По инициативе Санкт-Петербургского университета в декабре 2002 г. Министерство образования РФ провело Первый Международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы». В работе семинара приняли участие эксперты Совета Европы, ЮНЕСКО и других международных организаций, представители законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, ректоры и проректоры вузов России, представители общественных организаций82. На семинаре обсуждались следующие основные вопросы: 1) цели, задачи и механизмы создания общеевропейской системы высшего образования; 2) условия и критерии, определяющие готовность вхождения национальных систем высшего образования в Болонский процесс, возможность гибкого подхода к этим условиям и критериям; 3) степень готовности России к присоединению к Болонской декларации с учетом исторических традиций и особенностей отечественной высшей школы; 4) роль классических российских университетов в интеграции России в общеевропейскую систему высшего образования; 5) механизмы реализации в РФ Лиссабонской конвенции; 6) программа законодательных, организационных и научно-методических мероприятий, направленных на присоединение России к Болонской декларации и реализации ее основных принципов.

       Участники семинара отметили, что в Российской Федерации уже созданы предпосылки для вхождения системы высшего профессионального образования в Болонский процесс, такие как: а) действующее законодательство предусматривает возможность реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования, более того в ряде вузов уже функционирует многоступенчатая структура основных образовательных программ; б) на территории России проводятся эксперименты по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц; в) в России активно совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также формируются внутривузовские системы управления качеством образования.

        Итогом работы семинара стала выработка целой серии рекомендаций, адресованных Минобразованию России: при реализации программы модернизации отечественной системы высшего профессионального образования учитывать перспективы вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию, а также положения Болонской декларации и сопровождающих ее документов; 1) обеспечить доступность для граждан и студентов зарубежных стран информации о российской системе образования, о структуре квалификаций, дипломов и о процессах модернизации высшего профессионального образования в России; 2) разработать предложения по оптимизации состава и структуры Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования с учетом необходимости интеграции России в общеевропейское и мировое образовательное пространство; 3) активизировать взаимодействие с министерствами (ведомствами) Российской Федерации по расширению практического признания квалификации (степени) "бакалавр" на предприятиях, в учреждениях и организациях конкретных отраслей; 4) разработать методологию модульного построения образовательных программ высшего профессионального образования; 5)  разработать рекомендации по формированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования следующего поколения с использованием зачетных единиц; 6) разработать систему выпускных документов, совместимых с общеевропейским «Приложением к диплому» (Diploma Supplement); 7) ускорить принятие решений по инициированию подключения Российской Федерации к Болонскому процессу.

       Таким образом, Первый международный  семинар очертил основные направления  движения России в сторону  Болонского процесса с учетом  уже имеющихся достижений и  обращением внимания на специфические черты российской образовательной системы в ее экономической и социальной практике.

       Документом, уточняющим и конкретизирующим направления деятельности в рамках Болонского процесса стал приказ Министерство образования науки РФ от 15 февраля 2005 года «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» и «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации на 2005 – 2010 гг.». В этих документах сформулированы следующие задачи83.

Задача 1: Развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях – бакалавриат и магистратура. Для достижения этой цели запланированы следующие мероприятия:

  • в течение 2005 года внести в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском образовании"» в части установления двух уровней ВПО;
  • в течение 2005 года внести в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ» в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования;
  • в 2005 – 2006 гг. Министерство образования науки должно разработать модели подготовки бакалавров и магистров с учётом особенностей профилей подготовки в ВПО, а также перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО с учётом российских и мировых потребностей рынка труда;
  • на 2007 – 2008 гг. запланированы разработка, утверждение и введение в действие ГОС ВПО третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачётных единиц.

Задача 2: Изучение и введение системы зачётных единиц (ECTS), для чего необходимо:

  • в течение 2005 – 2010 гг. подготовить информационные материалы для вузов по практике применения зачётных единиц и ходу эксперимента по использованию зачётных единиц в учебном процессе, проводимого в соответствии с приказом Министерства образования России от 2 июля 2003 года; сюда входят: анализ опыта, накопленного вузами уже перешедшими на систему кредитов, обобщение результатов эксперимента по использованию системы зачѐтных единиц в российских вузах, расширение инновационной деятельности вузов по переходу на систему зачѐтных единиц, внедрение модульных технологий построения образовательных программ ВПО и переход на асинхронную организацию образовательного процесса.
  • в 2005 – 2006 гг. сформировать методическую базу накопительной системы зачѐтных единиц (кредитов) в ВПО России;
  • в 2008 году запланирован всеобщий переход на систему зачѐтных единиц.

Задача 3. Введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement). Для решения этой задачи необходимо:

  • разработать образец приложения к диплому на основе единой системы классификации образовательных программ профессионального образования РФ, методических рекомендаций по заполнению приложения к диплому;
  • необходим также перевод на английский язык дисциплин федеральных компонентов ГОС ВПО (государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования) и их публикация;

Задача 4: Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах-участниках Болонской декларации. В свете этого актуальным является:

  • решение вопросов признания иностранных документов об образовании в государствах-участниках Болонской декларации на основе разработки методических рекомендаций по академическому и профессиональному признанию российских документов об образовании в государствах-участниках Болонской декларации, а также совершенствования систему признания иностранных документов об образовании на территории РФ;
  • создание системы подготовки переподготовки кадров по вопросам признания на территории РФ иностранных документов об образовании.

Задача 5: Проблема качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования. В этом направлении запланировано следующее:

  • к 2006 году – создание системы сопоставимых критериев, методик и технологии оценки качества образования с целью обеспечения гармонизации российской системы оценки качества образования с европейскими системами;
  • разработка технологии государственной аккредитации отдельных образовательных программ ВПО;
  • создание инфраструктуры признания российской системы оценки качества образования другими странами-участницами Болонского процесса, создание банка данных образовательных программ российских и зарубежных вузов, лицензированных в РФ, и результатов их оценивания при аккредитации;
  • привлечение зарубежных экспертов к работе экспертных комиссий по оценки качества образования;
  • участие в работе международных организаций (сетей);
  • содействие вхождению России в европейскую сеть агентств по обеспечению качества образования (ENQA);
  • организация и проведение рабочих семинаров Международной сети агентств по гарантии качества высшего образования INQAAHE (2008 г.) и Сети аккредитационных агентств стран Центральной и Восточной Европы CEENET (2007 г.) в России;
  • создание Евразийской сети органов по оценке качества образования (страны СНГ и Балтии) и обеспечение совместной деятельности.

Задача 6: Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов. Для этого необходимы:

  • нормативно-правовая поддержка осуществления академической мобильности студентов и преподавателей;
  • создание системы предоставления институциональных и индивидуальных грантов для обеспечения внутрироссийской и европейской мобильности российских студентов и преподавателей.

          В 2004 году сформировалась правовая база системы оценки качества образования в Российской Федерации, которая включала Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266-1 с последующими изменениями и дополнениями) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 29 августа 1996 года № 125-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации «О государственной аккредитации высшего учебного заведения» (от 2 декабря 1999г. № 1323) и «О лицензировании образовательной деятельности» (от 18 октября 2000г. № 796).

       Одним из направлений, по которым  оцениваются социальные эффекты,  получаемые в процессе и по  результатам реализации Программы,  является интеграция в европейское  образовательное пространство, повышение мобильности профессионального образования, рост экспорта образовательных услуг, в том числе расширение сотрудничества с европейскими странами в области обеспечения качества образования (увеличение количества вузов, прошедших институциональную и специализированную аккредитацию и внедривших системы управления качеством на основе международного стандарта); введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, путем внедрения легко сравнимых степеней, Болонских студенческих документов (Европейский табель курсов, приложения к диплому (Diploma Supplement), кредитов ECTS в накопительно-переводном «формате» (увеличение количества вузов, использующих эти инструменты); увеличение количества вузов, соответствующих международным требованиям (имеющих валидизацию); рост академической мобильности студентов, академического и административного персонала (увеличение количества выданных ссуд и грантов для финансового обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей, увеличение числа граждан Российской Федерации в возрасте до 30 лет, участвующих в международных обменах); рост экспорта образовательных услуг (увеличение числа граждан других государств, обучающихся в учреждениях профессионального образования Российской Федерации).

Информация о работе Правовое регулирование образования России: цели, задачи, проблемы