Коллективное управление авторскими правами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:19, курсовая работа

Описание

Авторское право - один из старейших компонентов правового регулирования интеллектуальной собственности. Его зачатки встречаются еще в глубокой древности, ибо человеку творческому всегда было свойственно защищать свое авторство на созданное произведение. С течением времени авторское право обогатилось регулированием смежных прав и неизмеримо усложнилось, найдя ответы на те вызовы, которые несло с собой появление новых технологий - книгопечатания, фотографии, кинематографии, радиовещания, телевидения, интернет-технологий...

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Понятие и содержание коллективного управления авторскими правами 4
§ 1. Становление института коллективного управления авторскими правами 4
§ 2. Понятие авторского права и смежных прав. Содержание управления авторским правом и смежными правами. 8
Глава II. Реализация права коллективного управления авторскими и смежными правами 13
§ 1. Организации по коллективному управлению авторскими правами 13
§ 2. Договоры по коллективному управлению авторскими правами 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Б 11100305(8) кур.р. Авторские права.docx

— 48.91 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава I. Понятие и содержание коллективного управления авторскими правами 4

§ 1. Становление института коллективного управления авторскими правами 4

§ 2. Понятие авторского права и смежных прав. Содержание управления авторским правом и смежными правами. 8

Глава II. Реализация права коллективного управления авторскими и смежными правами 13

§ 1. Организации по коллективному управлению авторскими правами 13

§ 2. Договоры по коллективному управлению авторскими правами 19

Заключение 23

Список использованной литературы 25

 

 

 

 

Введение

 

Авторское право - один из старейших компонентов  правового регулирования интеллектуальной собственности. Его зачатки встречаются  еще в глубокой древности, ибо  человеку творческому всегда было свойственно  защищать свое авторство на созданное  произведение. С течением времени  авторское право обогатилось  регулированием смежных прав и неизмеримо усложнилось, найдя ответы на те вызовы, которые несло с собой появление  новых технологий - книгопечатания, фотографии, кинематографии, радиовещания, телевидения, интернет-технологий...

Но, сколько  бы ни менялись конкретные авторско-правовые механизмы под воздействием научно-технического прогресса, все равно концептуальные предпосылки авторского права остаются неизменными, основываясь на необходимости  для человечества, с одной стороны, иметь доступ к накопленным знаниям, а с другой - вознаграждать тех, кто эти знания добывает.1 Именно этой идеей проникнуты положения Всеобщей декларации прав человека (ст. 27):

1. Каждый человек имеет право  свободно участвовать в культурной  жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе  и пользоваться его благами. 

2. Каждый человек имеет право  на защиту его моральных и  материальных интересов, являющихся  результатом научных, литературных  или художественных трудов, автором  которых он является.2

Одной из ключевых проблем реализации авторских прав проявляется в том, что индивидуальное управление правами является практически невозможным в отношении некоторых видов использования в силу ряда практических причин. Автор не имеет материальных возможностей для того, чтобы следить за всеми видами использования своего произведения. Он не может, например, вступать в контакт с каждой радио или телевизионной станцией для того, чтобы вести переговоры о лицензиях или вознаграждении за использование его произведений. И напротив, нереально для каждой организации эфирного вещания запрашивать конкретное разрешение от каждого автора на использование каждого произведения, охраняемого авторским правом. Ежегодно на телевидении исполняется в среднем 60 000 музыкальных произведений, и таким образом, разрешение должно быть получено от тысяч правообладателей. Практическая неосуществимость индивидуального управления такой деятельностью как для правообладателей, так и для пользователей, приводит к необходимости создания организаций коллективного управления, чья роль состоит в том, чтобы стать связующим звеном между пользователями и правообладателями в этих ключевых областях.3

Целью настоящей работы является: рассмотреть вопросы становление института коллективного управления авторскими правами, понятие авторского права и смежных прав, содержание управления авторским правом и смежными правами, а также субъекты коллективного управления авторскими правами.

 

 

Глава I. Понятие и содержание коллективного управления авторскими правами

§ 1. Становление института коллективного управления авторскими правами

Первые авторские  общества, которые являлись не только профессиональными союзами авторов, но также боролись за признание прав авторов на произведения, были созданы  во Франции.

Создание самого первого  общества такого типа было тесно связано  с именем Бомарше. Бомарше вел  правовые битвы против театров, неохотно признававших имущественные и неимущественные  права авторов. Все это привело  к созданию первого такого общества в 1777 году - Бюро по драматическому законодательству, которое позднее трансформировалось в Общество драматических авторов  и композиторов (SАСD).

Более полувека спустя Оноре де Бальзак, Александр  Дюма, Виктор Гюго и другие французские  писатели последовали примеру Бомарше  и создали Общество литераторов (SGDL), первое заседание которого состоялось в конце 1837 года.

В 1838 году стараниями Оноре де Бальзака и Виктора Гюго было учреждено Общество французских  литераторов. Общество собирало авторские  гонорары только за публикации в прессе, но в те времена, когда жанр "романа с продолжением" процветал, этого  было достаточно, чтобы обогатить  многих авторов.

Однако события, которые подтолкнули к созданию полностью развитой системы коллективного  управления, произошли в 1847 году, когда  два композитора Поль Энрион и  Виктор Паризо, а также автор слов Эрнест Бурже, поддержанные их издателем, предприняли иск против кафе "Амбассодор" на Елисейских полях в Париже, где  исполнялась музыка. Эти авторы посчитали  вопиющей несправедливостью тот  факт, что они должны платить за места и пищу в кафе, в то время  когда никто не имел ни малейшего  намерения платить за публичное исполнение их произведений оркестром. Авторы приняли логическое решение не платить, пока им не заплатят. Это дело в суде было выиграно, и в результате владелец кафе выплатил им большое авторское вознаграждение. Данное судебное решение открыло новые возможности для композиторов и авторов текстов. Но они также поняли, что не смогут самостоятельно отслеживать использование своих произведений и реализовать свои права. Понимание этого привело к созданию в 1850 году общества по сбору гонорара - Общества авторов, композиторов и музыкальных издателей, первоначальной целью которого было обложение авторскими отчислениями каждого публичного исполнения музыкального произведения, которое вскоре было заменено ныне действующим Обществом авторов, композиторов и музыкальных издателей (SАСЕМ).4

Формирование авторских  обществ в России началось еще  в 70-е гг. XIX в. Первыми для защиты своих прав объединились драматурги, учредившие по инициативе драматурга Александра Николаевича Островского  в 1870 г. Собрание русских драматических  писателей. В 1874 г. на его основе было создано Общество русских драматических  писателей, учредителями которого стал 81 российский литератор, в числе  которых были Иван Сергеевич Тургенев, Алексей Константинович Толстой, Николай  Семенович Лесков и многие другие отечественные "властители дум".

Об авторитете и влиянии  этого Общества свидетельствует  тот факт, что уже через полгода  после его создания было получено письмо от старейшего в Европе и  в мире французского Общества драматических  писателей и композиторов (SАСD) с предложением заключить Конвенцию о переводах, которая положила начало международным контактам Российской империи в области авторского права.

В 1875 г. к Обществу присоединились композиторы во главе с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, в  результате чего оно было переименовано  в Общество русских драматических писателей и композиторов и стало первым российским универсальным авторско-правовым обществом, управляющим правами авторов на коллективной основе.

Значительный вклад в  фундамент отечественной системы  коллективного управления внес известный  российский юрист Федор Никифорович  Плевако, который с 1887 г. возглавлял юридическую службу Общества.5

В 1904 г. из-за внутренних противоречий произошел  раскол единой ранее организации  на Московское общество драматических  писателей и композиторов (МОДПИК) и ДРАМСОЮЗ с центром в Санкт-Петербурге. И только в 1930 г. эти общества вновь  объединились во Всероссийское общество драматургов и композиторов.

Определенный  этап в развитии системы реализации авторских прав в нашей стране был связан с созданием и деятельностью  ВУОАП (Всесоюзного управления по охране авторских прав) - учреждения, охраняющего  права "авторов при издании, публичном  исполнении, механической записи и  всяком ином виде использования литературных, драматических и музыкальных  произведений..." (ст. 1 Положения об Управлении, утвержденного Приказом Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР от 16 февраля 1945 г.). Данное учреждение первоначально возникло еще в 1933 г., действовало в пределах РСФСР и состояло в ведении  автономной секции драматургов, а затем - Правления Союза советских писателей. В 1938 г. оно было преобразовано во Всесоюзное управление.

В круг деятельности ВУОАП входили:

1) взимание  через своих уполномоченных на  местах авторского гонорара за  публичное исполнение всех видов  драматических, музыкальных и  других произведений;

2) выдача взимаемых  сумм писателям и композиторам;

3) оказание  авторам юридической помощи в  вопросах авторского права.6

После присоединения  СССР в 1973 г. к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве  в редакции 1952 г. было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), учредителями которого стали все  существовавшие тогда творческие союзы  и ряд организаций, использующих авторские произведения. Появление  ВААП снова привело к централизации  деятельности во всех сферах авторского права, в которых тогда были применимы  принципы коллективного управления.

В 1991 г. ВААП было преобразовано в Государственное  агентство по авторским и смежным  правам (ГААСП), а в 1992 г. появилось  Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС).

03.08.1993 вступил  в силу Закон Российской Федерации  «Об авторском праве и смежных правах» от 24.07.1993, который предусматривал необходимость создания негосударственных некоммерческих организаций для осуществления деятельности по управлению авторскими правами на коллективной основе. В том же году Президент Российской Федерации своим Указом от 7 октября 1993 г. N 1607 "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав" ликвидировал РАИС.

В настоящее  время в России существует несколько  организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Из наиболее крупных можно назвать Российское авторское общество (РАО), зарегистрированное в том же 1993 году, и Российский союз правообладателей (РОСП), созданный в 2009 году. Существует также ряд более мелких организаций. Их всех объединяет одна черта: они не осуществляют должным образом коллективное управление авторскими правами, не распределяют собранные денежные средства между правообладателями и не выплачивают их им. В настоящее время идет борьба за разделение сфер управления между организациями по коллективному управлению авторскими правами.

§ 2. Понятие авторского права и смежных прав. Содержание управления авторским правом и смежными правами.

 

В действующем законодательстве не дается четкого определения понятия  «коллективное управление авторскими правами». В соответствии со ст. 1242 ГК РФ «Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских  и смежных прав в случаях, когда  осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда  настоящим Кодексом допускается  использование объектов авторских  и смежных прав без согласия обладателей  соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать  основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).(п.1 ст 1242 ГК РФ).

Создание таких организаций  не препятствует осуществлению представительства  обладателей авторских и смежных  прав другими юридическими лицами и  гражданами». Из приведенной статьи можно сделать вывод, что коллективное управление - это осуществление авторского права и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени правообладателей.7

Чтобы понять, что именно включает в себя управление авторскими правами, необходимо обратиться в основным понятиям авторского права:

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ авторскими правам являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Автору произведения принадлежат следующие  права: (п. 2 ст. 1255 ГК РФ)

1) исключительное  право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора  на имя;

4) право на  неприкосновенность произведения;

5) право на  обнародование произведения.

Автором произведения науки, литературы или искусства  признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное  в качестве автора на оригинале или  экземпляре произведения, считается  его автором, если не доказано иное (ст. 1257 ГК РФ).

Право авторства  и право автора на имя относятся  к неимущественным правам и являются необчуждаемыми.

Право на неприкосновенность произведения означает, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения). (п.1 ст. 1266 ГК РФ). Данное право является «пассивным», т.е. предполагает что окружающие должны воздержаться от какого-либо действия.

Право на обнародование произведения означает, что автору принадлежит  право осуществить действие или  дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения  в эфир или по кабелю либо любым  другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение  экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой  материальной форме, в количестве, достаточном  для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. (п. 1 ст. 1266 ГК РФ).

Особый интерес  вызывает исключительное право на произведение. Его раскрывает ст.ст. 1229, 1233 ГК РФ:

Гражданин или  юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое  средство по своему усмотрению любым  не противоречащим закону способом. Правообладатель  может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Информация о работе Коллективное управление авторскими правами