Ювенальная юстиция - за и против

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:10, доклад

Описание

В настоящее время проблемы ювенального права и ювенальной юстиции становятся все более актуальными, привлекая внимание видных отечественных юристов, педагогов, психологов, практических сотрудников органов внутренних дел, суда, прокуратуры, других правоохранительных органов, иных министерств и ведомств, работающих с несовершеннолетними.
В последние десятилетия XX века мировое сообщество обратило внимание на необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних. Знаковым событием стало принятие 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Конвенции о правах ребенка1, к которой 13 июня 1990 г. присоединилось наше государство.

Содержание

Введение__________________________________________3-4.
Что такое ювенальная юстиция?________________________5-6.
Задачи развития ювенальной юстиции
в Российской Федерации._____________________________6-7.
Спорные вопросы ювенальной юстиции_________________7-11.
Заключение________________________________________11-12.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

ювенальная юстиция.docx

— 47.08 Кб (Скачать документ)

 Размышляя над  материалами различных статей, изученных  в процессе работы над докладом, я задавала себе вопрос: а могла  бы я захотеть, чтобы меня забрали  от родителей (даже если они  были бы очень плохо материально  обеспечены) и поместили в детский  дом или приёмную семью, даже  очень обеспеченную? Нет, могу сказать точно, что я никогда не предпочла бы своим родителям кого-то чужого! И ещё я не хотела бы того, чтобы кто-то решал за меня, нужны мне такие родители или нет, будь он хоть трижды «защитником прав детей». Так что, по моему мнению, законопроект в данном виде затрагивает интересы не только родителей, но и самих детей, на защиту которых он направлен. 
Как написала в своём блоге в интернете Л. Качесова – Заслуженный учитель Российской федерации, 2005 году началось внедрение в школьные программы курсов по изучению «прав ребёнка» на уроках ОБЖ, Граждановедения и др. Изданы красочные пособия о правах детей и для детского сада. Воспитателям было рекомендовано разбирать с дошколятами примеры нарушений детских прав в… сказках.  
Но вот об опасности ювенальных нововведений в прессе и на телевидении почти не говорится. Например, о том, что в апреле 2010г. Межрелигиозный совет России на встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом однозначно выступил против грубого вмешательства ювенальных судов и чиновников во внутреннюю жизнь российских семей, проходящих под предлогом защиты детских прав, не написала ни одна крупная газета.9 
        На уровне федеральных ведомств принято решение об обязательном заполнении учащимися Паспортов здоровья школьника. Там имеется множество вопросов о частной жизни детей и их родителей, о вредных привычках, отношениях в семье, рационе питания, жилищных условиях и т.д. 
Это решение грубо нарушает статьи 24 Конституции РФ, 6 и 9 Федерального Закона «О персональных данных», которые говорят о том, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. 
1 сентября 2009г. Президентом РФ издан указ N986 «Об уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка». Было рекомендовано и региональным органам власти учредить должности уполномоченных по правам ребёнка – омбудсменов (в том числе и школьных, но не подотчетных органам образования). Делается это все для широкомасштабного ознакомления детей с их правами (к сожалению, в отрыве от обязанностей), надзором за их соблюдением и сбором доносов детей на родителей и учителей. Создана и система обязательного информирования медиками и педагогами органов УВД и опеки обо всех семейных трудностях, неурядицах и случаях детского травматизма.

Данные мероприятия, если они действительно проводятся по серьёзным поводам, безусловно нужны и важны! Дети должны знать свои права. Но не всегда ребёнок, ещё не окрепший психически и не всегда понимающий последствия своих действий, может правильно распорядиться своими правами. Получается, что фактически ребёнка нельзя ущемлять ни в чём! Ведёт себя плохо на уроке и мешает остальным ученикам и учителю – удалить из класса нельзя, так как этим будет нарушено его право на обучение. И виноват, по этому закону будет именно учитель. Является ли такой подход к решению задачи воспитания рациональным? А как-же с правами на обучение остальных его одноклассников? Ведь такое поведение ребёнка, который мешает вести учителю урок, нарушает права других детей. Или другой пример, который первым пришел мне на ум, в связи с рассмотрением данной ситуации: а что если ребёнку отказали в покупке планшетника по причине недостаточности средств в семейном бюджете? Есть повод пожаловаться на недостаточное содержание со стороны родителей? А ведь не зря в гражданском праве предусмотрено понятие дееспособности, то есть определённого уровня психического развития, который достигается человеком к восемнадцати годам.

Планируется также  создание в стране единой сети «Детского  телефона доверия» для жалоб на родителей. В Воронеже такая служба уже создана.

       Возможности изъятия детей из неблагополучных семей волевым решением «ответственных органов»  имеет под собой безусловные резоны. Очевидно, что социально ответственное государство не имеет ни морального, ни тем более юридического права оставлять детей на попечении алкоголиков и наркоманов. Собственно говоря, уже существующее законодательство предусматривает законодательные барьеры, которые препятствуют реализации подобного сценария. Речь, в частности, идет о деятельности органов опеки, призванных выступать неусыпными стражами детского благополучия в семье.

Еще один аспект ювенальной юстиции  – чрезвычайно либеральное отношение  к несовершеннолетним преступникам. Наиболее ярые ее сторонники предлагают вообще не привлекать несовершеннолетних к уголовной ответственности  за преступления средней тяжести (становится, например, безнаказанной уличная  продажа наркотиков), даже если они  совершаются повторно, и при вынесении  наказания исходить из «благополучия  несовершеннолетнего».

Опять все ставится с ног  на голову. Общество должно думать не о  благополучии и реабилитации жертвы, а заботиться о благополучии преступника. Предлагается даже с комфортом оборудовать  помещения для ювенальных судов, украсить их аквариумами и птичками в клетках, чтобы несовершеннолетний преступник не испытал стресса во время судебного заседания, проходящее по принципу: не важно, что ты убил бабушку, лишь бы ты не испугался, когда тебя будут судить. Во Франции такая  система привела к тому, что  отдельные преступники до 18 лет  успевают безнаказанно совершить до тысячи преступлений! 10

 Да, я согласна, что судить детей за преступления нужно в особом порядке, стараясь не нарушить детскую психику и судьями должны быть специально обученные, специализированные на ювенальной юстиции люди, которые имеют не отдалённое представление о детской психологии. Но и нельзя перегибать палку с чрезмерной мягкостью к преступникам, пусть и малолетним, но преступникам. Подросток, совершивший преступление, должен осознавать, что наказание и суд не будут «игрушечными». Иначе он не осознает одного из принципов правосудия – неотвратимости наказания за преступление! У него не будет страха перед законом, и он не будет бояться пойти вновь на преступление.

 

 

Заключение.

 

Итак, в своей  работе я рассмотрела различные  аспекты развития ювенальной юстиции  в российской Федерации. Изученное  позволяет сделать вывод о  том, что законодательство о ювенальной юстиции требует основательной  доработки с учётом всех возникающих  вопросов как со стороны родителей, правозащитных организаций, педагогов, так и со стороны самих детей, на которых он собственно и направлен. Многие понятия и этого законодательства нуждаются в конкретизации. Требуется серьёзная подготовка специалистов в области ювенальной юстиции и введение повышенной ответственности за принятие решений этими органами. Помимо права, данные специалисты должны в совершенстве разбираться в детской и подростковой психологии, чтобы исключить фатальные ошибки, как при судебных разбирательствах с участием несовершеннолетних, так и при рассмотрении жалоб самих несовершеннолетних и малолетних детей. Да, многим детям в нашем государстве, как и в других, требуется квалифицированная правовая помощь в различных житейских ситуациях, но государственная поддержка семей, имеющих детей, принесла бы гораздо более положительные результаты, чем изъятие детей у семьи, оказавшейся в сложной ситуации. Кто может заменить родных маму и папу? Вопрос риторический. Конечно, в семьях алкоголиков и наркоманов детям не место, из таких семей детей нужно перемещать в более благоприятную среду для выживания и воспитания и это делается в рамках действующего законодательства, но к каждой ситуации нужно подходить строго индивидуально, чтобы не сделать ребёнку хуже.

И в заключение, немного статистики, взятой с официального сайта11:

 

Из выпускников  детских домов: 
 
Становятся наркоманами или алкоголиками – 40% ; 
Кончают жизнь самоубийством – 10% ; 
Совершают преступления – 40%;  
Поступают в вузы – 2%.  
 
Из молодых людей, выросших в семье  
 
2% совершают преступления;  
45% поступают в вузы.

 

 

     Литература.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. // «Российская газета», N 7, 21.01.2009.

Гражданский кодекс Российской федерации Ч.1.от 30.11.1994 № 51-ФЗ Принят ГД ФС РФ 21.10.1994.// «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.

Семейный кодекс Российской Федерации от29.12.1995.№ 223- ФЗ. Принят ГД ФС РФ 08.12.1995.// «Российская газета», N 17, 27.01.1996.

  1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// СЗ РФ 1998. № 31. Ст. 3802.
  2. Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
  3. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей), утвержденные Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942//СЗ РФ 1995. № 38. Ст. 3669
  4. План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998–2000 гг., утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1565// СЗ РФ1997. № 51. Ст.5815
  5. Национальный доклад о прогрессе, достигнутом РФ в ходе осуществления целей Всемирной декларации и плана действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей, подготовленный к Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН в 2001 г. по итогам Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей (Нью-Йорк, 19–21 сентября 2001 г.)

 

  1. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997. С. 173
  2. Законодательное регулирование защиты прав детей: Учебно-научное издание в 4-х частях (в 8 томах). Часть IV: Законодательство субъектов Российской Федерации по защите прав детей  /Отв. ред. Е. Д. Волохова, В. Ф. Воробьев, А. В. Заряев/. Воронеж: ВИ МВД России, 2000.
  3. Сиволдаев И.А. «Ювенальный раскол» АиФ Черноземье № 49(70)
  4. Чалых М.,  « Проблемы ювенального законодательства»// www.oodvrs.ru.

1 Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998

2   Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» //СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

3 Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей), утвержденные Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942//СЗ РФ 1995. № 38. Ст. 3669

4 План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998–2000 гг., утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1565// СЗ РФ1997. № 51. Ст.5815

5 Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997. С. 173

6 Сиволдаев И.А. «Ювенальный раскол» АиФ Черноземье № 49(70)

7 Национальный доклад о прогрессе, достигнутом РФ в ходе осуществления целей Всемирной декларации и плана действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей, подготовленный к Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН в 2001 г. по итогам Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей (Нью-Йорк, 19–21 сентября 2001 г.)

8 Законодательное регулирование защиты прав детей: Учебно-научное издание в 4-х частях (в 8 томах). Часть IV: Законодательство субъектов Российской Федерации по защите прав детей / Отв. ред. Е. Д. Волохова, В. Ф. Воробьев, А. В. Заряев. Воронеж: ВИ МВД России, 2000

9 Качесова Л. http://kachesova.blog.ru/

10 Маргарита Чалых, председатель Воронежского регионального отделения общероссийского общественного движения «Всероссийское Родительское собрание», член Центрального Совета ООДВРС// www.oodvrs.ru

11 http://www.bigchange.ru/stat.htm 

 


Информация о работе Ювенальная юстиция - за и против