Ювенальная юстиция - за и против

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:10, доклад

Описание

В настоящее время проблемы ювенального права и ювенальной юстиции становятся все более актуальными, привлекая внимание видных отечественных юристов, педагогов, психологов, практических сотрудников органов внутренних дел, суда, прокуратуры, других правоохранительных органов, иных министерств и ведомств, работающих с несовершеннолетними.
В последние десятилетия XX века мировое сообщество обратило внимание на необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних. Знаковым событием стало принятие 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Конвенции о правах ребенка1, к которой 13 июня 1990 г. присоединилось наше государство.

Содержание

Введение__________________________________________3-4.
Что такое ювенальная юстиция?________________________5-6.
Задачи развития ювенальной юстиции
в Российской Федерации._____________________________6-7.
Спорные вопросы ювенальной юстиции_________________7-11.
Заключение________________________________________11-12.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

ювенальная юстиция.docx

— 47.08 Кб (Скачать документ)

          Содержание.

           Введение__________________________________________3-4.

  1. Что такое ювенальная юстиция?________________________5-6.
  2. Задачи  развития ювенальной юстиции

 в Российской  Федерации._____________________________6-7.

  1. Спорные вопросы ювенальной юстиции_________________7-11.

Заключение________________________________________11-12.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Введение.

В настоящее время  проблемы ювенального права и  ювенальной юстиции становятся все  более актуальными, привлекая внимание видных отечественных юристов, педагогов, психологов, практических сотрудников  органов внутренних дел, суда, прокуратуры, других правоохранительных органов, иных министерств и ведомств, работающих с несовершеннолетними.

В последние десятилетия XX века мировое сообщество обратило внимание на необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних. Знаковым событием стало принятие 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Конвенции о правах ребенка1, к которой 13 июня 1990 г. присоединилось наше государство.

Подписав главный  международный документ в сфере  защиты прав несовершеннолетних, Россия взяла на себя обязательство привести в соответствие с ним национальное законодательство. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В России в соответствии с международными документами созданы основы национального  законодательства, направленного на защиту интересов детей. Так, был  принят Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»2; разработаны Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей), утвержденные Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 9423, а также План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998–2000 гг., утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 15654, и другие.

Дети в любом  государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении  проявляется в самых различных  областях его деятельности. Среди  этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей.

Несовершеннолетние  наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными  относятся к числу лиц, которые  значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Необходимость усиленной  заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических  особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью  и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью. Подросток стремится  привлечь к себе внимание, выделиться; в то же время им руководит страх прослыть несамостоятельным, трусом, «слабым». Несовершеннолетний отличается развитым чувством личной дружбы и групповой солидарности. С точки зрения особенностей психических процессов подростка его отличает также способность к неадекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях. По сравнению со взрослым несовершеннолетний обладает ограниченной дееспособностью, меньшей свободой в передвижении, в хранении и распоряжении своим имуществом5. В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.

Под правовой защитой  несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы  органов по работе с несовершеннолетними  и защите их прав и законных интересов.

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности  несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг  и другое.

В то же время в  законодательстве о ювенальной юстиции, которое предлагается принять в  Российской Федерации, есть множество  правовых и этических пробелов. Не разработана чёткая терминология отдельных  понятий, что заставляет «ломать  копья» юристов, педагогов, СМИ, да и  просто граждан – родителей по поводу последствий принятия данного  законодательства.  В настоящей  работе я попытаюсь рассмотреть  различные точки зрения на проблему и различные пути решения этих проблем с позиции стороны заинтересованной, то есть самого подростка, относительно которого принимается законодательство о ювенальной юстиции.

 

 

         1.Что такое ювенальная юстиция?

 

Согласно определению, ювенальная юстиция - «правосудие по делам несовершеннолетних, включающее в себя особый порядок  судопроизводства, отдельную систему судов для несовершеннолетних (ювенальных судов), а также совокупность идей, концепций социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей».

Суды для несовершеннолетних были и прежде: первый в мире был  учрежден в 1899 г. в Чикаго, а первый в России существовал в Санкт-Петербурге в 1910-1918 гг. На принятие решении, определяя  форму наказания, влияли обстоятельства жизни детей-преступников и осознанность их действии: исправительные заведения  для несовершеннолетних или монастыри, приходские общины, приюты. После революции 1917 г. детские дела передали на рассмотрение комиссий о несовершеннолетних. Сейчас мы вернулись к тому, что большинство жизненно важных решений о судьбе несовершеннолетних принимается судьями единолично, при этом детская специфика учитывается редко, т.к. суды перегружены делами и им некогда подробно вникать в суть детских проблем.

Создание специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних является реализацией обязательств Российской Федерации по применению общепризнанных принципов и норм международного права, - прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных Стандартных Правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Руководящих Принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних.

В понятие «ювенальная юстиция» разные люди вкладывают разное содержание. Есть профессиональное представление о том, что ювенальная юстиция — это правосудие по делам несовершеннолетних (в узком смысле) или система защиты прав детей, включающая в обязательном порядке и специализированный суд, и органы исполнительной власти, и общественность (в широком смысле). Предполагается активное участие некоммерческого сектора — организаций, которые заинтересованы в защите прав детей и укреплении семьи. Но, к сожалению, в общественном сознании сложилось мнение, что это система «отбирания детей». В связи с этим изменения в законодательство, которые подтолкнули бы дальнейшую разработку и принятие закона о ювенальной юстиции, сейчас заморожены.  
Приверженцам же сторонников государственного «воспитания» детей из социально незащищенных семей хочется напомнить о страшной статистике, говорящей не в пользу детских домов6

Из приведённых  выше мнений видно, что отношение  в нашей стране к понятию «ювенальная  юстиция» далеко неоднозначно. Одни видят  в ней защиту прав ребёнка от произвола  со стороны судов, педагогов и  родителей, другие напротив – создание условий для произвола чиновников против семейного воспитания ребёнка. По моему мнению, к данной проблеме нужно подходить комплексно, рассматривая каждое слово законопроекта через призму соблюдения прав человека, нравственности и возможности произвольного толкования норм государственными чиновниками.

          2.Задачи развития ювенальной юстиции в Российской Федерации.

 

В соответствии с  Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении  выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

максимально возможное  в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности  и развития детей и минимизация  их потерь в уровне жизни; обеспечение  беспрепятственного доступа детей  к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в  особо трудных условиях – детей-сирот  и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине –  гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения  новых рисков – беспризорности, расширения насилия по отношению  к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

законодательное обеспечение  прав детей и мер политики по отношению  к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров7.

Во исполнение указанных  задач за последнее десятилетие  в России практически заново создана  целостная система правовой защиты интересов детей применительно  к новым социально-экономическими условиям. Так, начиная с 1992 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие 24 июля 1998 г. Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который установил основные гарантии прав и законных интересов детей, определил направления обеспечения и организационные основы гарантий прав детей в РФ. Пользуясь предоставленными им правами, субъекты РФ также принимают законы по различным аспектам регулирования прав и законных интересов детей8

Но исполняются  ли данные законы? Я думаю, что   большинстве случаев нет, так как конкретные механизмы их действия не разработаны на должном уровне и законы остаются только на бумаге. Живя с родителями, общаясь с друзьями, получая информацию о повседневной жизни семей. Я вижу, что поддержка семей с детьми на государственном уровне реализуется крайне слабо. В свете всего вышеизложенного, вопрос о ювенальной юстиции вызывает ещё больше сомнений в её развитии. Любое законодательство должно быть тщательно продуманным и действующим так, чтобы не нанести вреда ни одной из сторон семейных отношений. Дети должны чувствовать защищённость со стороны государства, а родители не опасаться произвола со стороны чиновников.

 

 

         3.Спорные вопросы ювенальной юстиции.

 

В 2009г. в Госдуму  РФ был внесен на рассмотрение проект Федерального закона «О внесении изменений  в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»  и отдельные законодательные  акты РФ в целях обеспечения гарантий прав детей на надлежащее воспитание» 
Проектом вводилось понятие «забота о ребёнке», означающее определённый уровень жизни ребёнка и устанавливалась ответственность за его не обеспечение (лишение или ограничение родительских прав и изъятие ребёнка). Т.е. ребёнка можно изъять из-за бедности независимо от вины родителей, а только по факту отсутствия «необходимого» уровня жизни, причём это понятие («необходимый уровень жизни») никак не раскрывалось, что допускало возможность признать недостаточно благополучной практически любую семью. Я думаю, что понятие «необходимый уровень жизни» вообще неприемлемо в данном законопроекте, так как в разных регионах  уровень жизни отличается. Сравнить хотя-бы Москву и Воронеж, зарплаты бюджетников в этих двух городах. Будут ли дети, например, школьных учителей Воронежской школы обеспечены таким же уровнем жизни, как дети тех же учителей Московского лицея? Что такое вообще необходимый уровень жизни? Например, в настоящее время каждому школьнику для успешного обучения необходим компьютер с подключением к интернету, во всех ли семьях в Российской Федерации родители могут себе это позволить? Я думаю, что в тех же отдалённых сёлах, вряд ли! Значит необходимо чёткое уяснение и разъяснение на законодательном уровне термина «необходимый уровень жизни». 
Также предлагались штрафы для родителей за ненадлежащее воспитание и содержание. А для должностных лиц (сотрудников образовательных и медицинских учреждений) – за недоносительство об этом. Это является тоже спорным предложением. Семья, испытывающая большие материальные трудности и не на должном уровне содержащая своего ребёнка, вынуждена будет оплатить ещё и штраф, по моему предположению, далеко не маленький. Получается, что на содержание ребёнка средств останется ещё меньше! 
Государство не должно диктовать родителям, как воспитывать детей, потому что это противозаконно. Статья 38 Конституции РФ и статья 63 Семейного Кодекса России однозначно говорят о том, что забота о детях (в том числе и об их здоровье), воспитание детей – это право и обязанность родителей. И родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.  В таком случае, передача детей под опеку других лиц, не имеющая достаточно сильных оснований как то: безнадзорность детей, злоупотребление родителей алкоголем, побои и истязания, противоречит Конституции Российской Федерации. В СМИ освещается много реальных историй, которые посвящены действительно тем случаям, когда детей из неблагополучных семей нужно изымать безоговорочно, но это вопиющие случаи! Но так же освещаются обратные случаи, когда детей изымают из семьи, например из-за того, что мама инвалид и не может обеспечить материальное благосостояние ребёнка на должном уровне. Вместо того, чтобы всеми имеющимися ресурсами помочь такой семье, чиновники зачастую идут по более лёгкому пути, не считаясь с мнением и душевными муками, как матери, так и ребёнка, которого у этой матери забирают и отправляют в приют.

Информация о работе Ювенальная юстиция - за и против