Государственный контроль и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание

Государственный контроль с самого начала представлял собой самостоятельную часть государственного аппарата. Его основной задачей было наблюдение за распорядительными и исполнительными действиями, которые были связаны с приходом, затратой и хранением капиталов государственного бюджета. Главное внимание при этом должно было уделяться точности ведения документов в полном соответствиями с законами и инструкциями. Стоявший во главе ведомства Государственный контролёр самостоятельно составлял заключения о выгодности или невыгодности хозяйственных операций.

Содержание

Задачи и функции Государственного контроля……………………………………..3
Государственный контроль и его виды……………………………………………….4
Президентский контроль……………………………………………………..……..6
Контроль органов законодательной (представительной) власти…………….8
Контроль органов исполнительной власти………………………………………11
Судебный контроль……………………………………………………………….....14
3.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

административное право контролная работа.docx

— 113.55 Кб (Скачать документ)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования  
«Российский государственный гуманитарный университет»  
 

Институт экономики, управления и права.  
Юридический факультет  
Кафедра частного права  

 

Мельникова Елена Александровна  
Контрольная работа по дисциплине

 «Административное право»  
Тема «Государственный контроль и его виды» 
студентки 3-го курса заочной формы обучения  
 
 
 

 

                                                                    Руководитель:  

 

 

Москва 2012      

 

 

 

 

Содержание

  1. Задачи и функции Государственного контроля……………………………………..3
  2. Государственный контроль и его виды……………………………………………….4
    1. Президентский контроль……………………………………………………..……..6
    2. Контроль органов законодательной (представительной) власти…………….8
    3. Контроль органов исполнительной власти………………………………………11
    4. Судебный контроль……………………………………………………………….....14

3.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи и функции Государственного контроля

Государственный контроль с самого начала представлял собой самостоятельную  часть государственного аппарата. Его  основной задачей было наблюдение за распорядительными и исполнительными  действиями, которые были связаны  с приходом, затратой и хранением капиталов государственного бюджета. Главное внимание при этом должно было уделяться точности ведения документов в полном соответствиями с законами и инструкциями. Стоявший во главе ведомства Государственный контролёр самостоятельно составлял заключения о выгодности или невыгодности хозяйственных операций.

К области ведения Государственного контроля относились также проверки финансовых смет всех министерств и  главных управлений, разрешение на ассигнование сверхсметных займов, наблюдение за передвижением займов по кассам и сметным подразделениям, а также за классификацией всех подотчётных капиталов. Государственный контроль московской Руси проводил также ревизии денежных оборотов и материальных капиталов всех кредитных учреждений, государственных, земских, городских, сословных и даже акционерных, короче, всех, которые по закону должны были предоставлять этому ведомству отчёты. Чиновники Государственного контроля обладали полномочиями проводить также и фактическую проверку капиталов, сооружений, построек и другой деятельности, которая осуществлялась за счёт налогов и различных сборов с населения. Отдельно государственный контроль следил за эксплуатацией казённых и частных железных дорог. Кроме того, он заботился об усовершенствовании и оптимизации правил и форм счетоводства и отчётности.

Практически во всё время существования  Государственного контроля его роль и функции неуклонно повышались. Исключением стали, пожалуй, только первые четверть века существования ревизионного ведомства, когда кадровый голод и нехватка действительной воли в деле эффективного контроля государственного аппарата привели к тому, что возложенные на него задачи радикальным образом были сокращены. Таким переломным этапом стал прежде всего 1823 год, когда Государственный контролёр Балтазар Кампенгаузен1 был вынужден констатировать, что в связи с неразвитостью аппарата и острейшей нехваткой кадров молодое контрольное ведомство буквально завалено бумагами и не справляется с громадным валом работы. Однако начиная с середины XIX века министерство ревизии только прирастало функциями и обязанностями. Работа Государственного контроля в XIX — начале XX веков сыграла большую роль в упорядочении работы бюрократического аппарата Российской Федерации и повышении чёткости служебного делопроизводства, особенно в сфере отчётности. Во многом она способствовала ограничению коррупции и должностных злоупотреблений в среде российской бюрократии, что во все времена представляло собой задачу весьма тяжёлую и чреватую многими осложнениями.

Особая роль мощных и подотчётных  только верховной власти контрольных  учреждений в Российской Федерации  определялась прежде всего политическими  особенностями страны: отсутствием  гласности, слабым развитием законодательных  институтов и общей неразвитостью  общественного мнения на всём протяжении XVIII-XIX веков. Именно это более всего  отличало российскую государственность  от стран Западной Европы, где постепенно, шаг за шагом, исторически сложились  принципы разделения властей и их солидарная ответственность перед союзом. В Российской Федерации не существовало практически никакого общественного контроля, а потому и был возможен лишь административный надзор за исправностью функционирования управленческой машины. Первейшим условием хотя бы относительной эффективности такого надзора для пресечения различных злоупотреблений могла быть только его независимость — от прочих ведомств. Именно потому, с самого начала своего существования, Государственное управление ревизии государственных счетов было наделено статусом отдельного министерства, и во главе его был поставлен максимально исполнительный и беспристрастный чиновник: Балтазар Кампенгаузен. Задевая интересы множества влиятельных лиц и кланов, к сожалению, не во всё время своего существования, Государственный контроль был в состоянии действовать действительно независимо и эффективно. 

 

Государственный контроль и его виды

Рассматривая государственный  контроль как общее теоретическое  понятие следует выделить основные критерии, с помощью которых можно  характеризовать тот или иной вид контроля. В частности, существует разделение контроля во времени, то есть наличие определенных стадий контроля, следующих одна за другой и взаимозависимых. Первая временная стадия любой контрольной  деятельность – информационная, то есть сбор, получение информации об объекте контроля. Здесь следует сказать, что получение сведений может быть активным, когда субъект государственного контроля самостоятельными усилиями получает информацию об объекте, или пассивным, когда объект контроля (надзора) сам предоставляет информацию о себе субъекту, его контролирующему. Причём, эта обязанность – передавать информацию субъекту контроля, закреплена законодательно, например, налоговая администрация проводит информационную стадию контроля на основании обязательных отчетов предпринимателей. Данная стадия контроля соответствует таким видам деятельности как аудит и мониторинг, целью которых, в том числе, является получение информации об объекте аудита или мониторинга, а для аудита – ещё и определение выводов, то есть оценочная стадия контроля или анализ.

Таким образом, можно сказать, что  мониторингу соответствует первая временная стадия контроля – информационная, аудиту – первая и вторая стадия (информационная и оценочная). Говоря о надзоре, обычно включается это понятие как сбор информации (информационная стадия), так и анализ (оценочная стадия). Что же касается третьей стадии контроля – то применительно к надзору, следует сказать, что «надзирающий» субъект тоже может выполнять регулятивную функцию, однако в этом случае она имеет пассивную форму, так как объект надзора не подчинен непосредственно субъекту, невозможно активное влияние субъекта надзора на объект. В качестве примера приведём прокурорский надзор: прокурор не может отменить действие нормативно-правового акта местных властей, но в его компетенции – подать протест, представление или обратится в суд по этому поводу.

Заключающей стадией контроля (собственно практическая реализация) является регулятивная стадия. В этой стадии субъект контроля оказывает регулирующее воздействие  на объект контроля, целью которого является установление соответствия объекта  тем правомерным требованиям, которые  к нему предъявляются. Таким образом, регулятивная стадия характерна только для контроля (в отличие от надзора, мониторинга, аудита), однако включающего  и другие стадии, предшествующие регулятивной фазе.

Исходя из установленного основным Законом государства РФ разделения государственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Россией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля:

1) президентский контроль;

2) контроль органов законодательной  (представительной) власти;

3) контроль органов исполнительной  власти;

4) судебный контроль.

Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и  экономного расходования средств, поддержание  стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемойзаконом тайны.

Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образование какого-то единого и  всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством  отдельно по каждому виду государственного контроля.

  1. Президентский контроль.

 Контрольные полномочия Президента  РФ за деятельностью органов  исполнительной власти наиболее  полно выражаются в том, что  согласно ч. 3 ст. 80 основного Закона государства он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти.

Он осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, а кроме того, при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства, его заместителя и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил.

Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью  Правительства и других органов  исполнительной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Правительства, руководить деятельностью федеральных  органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности РФ.

Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов  исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия основного Закона страны, федеральным законам и указам Президента. Президент в определенных законодательством случаях вправе приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа), органов исполнительной власти субъектов.

Федеральным законом "Об общих принципах компании законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России" от 6 октября 1999 г. (с изменениями и дополнениями) определены полномочия Президента по обеспечению законности в случаях, когда этими органами принимаются нормативные правовые акты, противоречащие основного Закона государства РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Если эти нарушения законности своевременно не устраняются, Президент в зависимости от фактических обстоятельств и в порядке, установленном названным законом, выносит предупреждение законодательному (представительному) органу или вносит в Государственную Думу проект федерального закона о его роспуске, выносит предупреждение высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта общества или отрешает его от должности. По представлению Президента РФ законодательными органами субъектов союза избираются высшие должностные лица (руководители высшего исполнительного органа) субъекта общества - президенты, губернаторы и др.

Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично  и через соответствующие президентские  структуры, прежде всего Администрацию  Президента.

Контрольное управление как подразделение  Администрации Президента:

1.организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации, органов исполнительной власти субъектов союза, организаций и их руководителей;

2. при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах общества;

3. по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях.

Контрольному управлению поручено регулярно проводить проверки хода исполнения поручений Президента органами исполнительной власти союза и ее субъектов, вносить представления  о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или  ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к  дисциплинарной ответственности, вплоть до отрешения от должности

Главные направления деятельности этого Управления - обеспечение президентского контроля за деятельностью федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти, в  том числе внешнеэкономической  деятельностью; ходом экономических  реформ и выполнением государственных  программ; использованием государственных  средств, выделенных целевым назначением. Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных актов Президента и  Правительства, имеющих социальную направленность.

Информация о работе Государственный контроль и его виды