Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:09, реферат

Описание

В настоящей работе мы изучим состояние административного государственного контроля в Российской Федерации.
Целью данной работы является конкретный анализ государственного контроля и контрольной деятельности государства. Для достижения поставленной цели мы изучим понятие, сущность и классификацию видов государственного контроля, механизм осуществления контроля Президента РФ, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Содержание

Введение
Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля
Контроль Президента РФ
Контроль органов законодательной власти
Контроль органов исполнительной власти
Судебный контроль
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)


                                                  

Содержание

 

Введение

Понятие, сущность и классификация  видов государственного контроля

Контроль Президента РФ

Контроль органов законодательной  власти

Контроль органов исполнительной власти

Судебный контроль

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Государство, осуществляя  контрольные функции в экономических, социальных, политических и иных сферах обеспечивает для общества стабильность и прогресс.

Государственный контроль - это явление, которое имеет достаточно глубокие исторические корни. Во всех развитых демократических странах с давних пор сформировались и по настоящий момент функционируют, системы бюджетного, финансового и административного государственного контроля, наблюдается разветвленная система контрольных органов. В зависимости от формы государственного устройства, национальных обычаев, они базируются по-разному.

Анализируя историческую и юридическую литературу, можно  сказать, что в наибольше степени результативно контрольные системы действуют в странах, где обеспечена наибольшая суверенность (независимость) данных систем, поскольку основная задача органов контроля - это выяснение истинного состояния государственного механизма. Современное состояние государственного контроля России характеризуется разнообразием видов, массой органов, реализовывающих контроль, при высоких различиях в их правовом статусе, значительным объемом законов и нормативных актов, регламентирующих исполнение государственного контроля.

В настоящей работе мы изучим состояние административного  государственного контроля в Российской Федерации.

Целью данной работы является конкретный анализ государственного контроля и контрольной деятельности государства. Для достижения поставленной цели мы изучим понятие, сущность и классификацию видов государственного контроля, механизм осуществления контроля Президента РФ, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

 

 

Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля

Понятие контроля довольно обширно, и включает в себя функции  государственного управления, направленные на обеспечения законности в обществе и государстве в целом.

Многим государствам в той или иной мере и форме  присущи функции государственного контроля. У каждой ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной, имеются свои контрольные функции. Законодательная власть (Парламент) осуществляет контроль над деятельностью правительства, и при определённых сложившихся обстоятельствах, может выразить Правительству вотум недоверия. Правительство осуществляет контроль над действиями и решениями министров, которые в свою очередь контролируют деятельность своих подчиненных. Судебный контроль, осуществляется путем проверки кассационной и надзорной инстанции судебных решений, имеет функцию направления дела для нового рассмотрения и отмены решения суда. Существует множество примеров государственного контроля, но очевидным фактом является, то, что обычно вышестоящий орган осуществляет контрольную функцию по отношению к нижестоящим органам. Также существуют специализированные государственные органы, которые осуществляют внутриведомственный и межведомственный государственный контроль, а также имеют административные полномочия. При этом деятельность таких органов не означает, что они являются отдельной ветвью власти, позиционирующей себя как контрольная.

Сущность государственного контроля состоит в волевых воздействиях надлежащих субъектов сравнительно сохранения, изменения или направления  обусловленного состояния социальных отношений.

Подчеркнем, что в нынешнем обществе государственный контроль проявляется в деятельности надлежащих государственных органов; он неразрывно соединён с иными функциями государства; контроль пронизывает сферы деятельности государства, обращая их в русло правопорядка.

Контроль можно рассматривать, как самостоятельную функционально  обособленную деятельность, которая  получает выражение в целенаправленной, положительно организующей деятельности.

Следовательно, сущность контроля содержит в своем понятии организационно - правовые способы и средства, используемые должными лицами, и направленные на обеспечение законности.

Для того, чтобы понять сущность государственного контроля, необходимо выделить его цели, а  именно в широком смысле слова  – охрана конституционного строя, стабильности государственного устройства, обеспечение прав и свобод.

Государственный контроль должен быть направлен на обеспечение  общественных интересов и установленных  правил, в соответствии с действующим  законодательством.

Перечень целей контроля является окончательным вариантом, его возможно и продолжить. Однако какими бы параметрами не обладал государственный контроль, главной его целью всегда будет выполнение действий в рамках законности и правопорядка, с целью предупреждения возможных отклонений, а в случае наступления негативных и антиправовых последствий – осуществить деятельность по их устранению.

Государственный контроль в зависимости от объема контрольной  деятельности можно классифицировать на общий и специальный.

Общий государственный контроль включает в себя систематические проверки решений подконтрольного объекта, законности его действий, соответствие решения подконтрольного органа законодательству, обоснованность таких решений. Общий государственный контроль характеризуется тем, что охватывает деятельность подконтрольных органов в полном объеме, то есть фактически всю. Осуществляется теми, органами которые имеют над подконтрольными более существенные полномочия. Например, Правительство Российской Федерации осуществляет контроль над администрациями субъектов РФ. Функцией общего государственного контроля является предотвращение правонарушения и незаконных действий. Обычно общий контроль является основой для осуществления специального контроля.

Специальный государственный контроль исполняется по функциональным направлениям подконтрольных органов. Органы, которые контролируют определенный вид деятельности, осуществляют специальный контроль. Следовательно, можно сделать вывод, что финансовый контроль, контроль над состоянием правопорядка, валютно-экспортный контроль являются видами специального контроля.

Следующая классификация  государственного контроля разделяет  его в зависимости от положения  на внешний и внутренний.

Внешний государственный  контроль может осуществляться государственным органом, который не входит в систему проверяемого ведомства (иного органа). Главной трудность при осуществлении такого вида контроля является то, что обычно подконтрольный орган стремиться скрыть недостатки работы и оградить себя от контроля.

Внутренний государственный контроль осуществляется самим подконтрольным органом, внутри системы, осуществляется руководителем такого государственного органа или объекта или с помощью создания специального контрольно-ревизионного органа.

Кроме того, в зависимости от периода осуществления контроля, его можно классифицировать на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный государственный  контроль обычно осуществляется перед  тем, как подконтрольным органом  будет принято решение или  совершено какое-либо действие.

Текущий государственный  контроль – это осуществление  государственного контроля в процессе всего периода деятельности подконтрольного  органа.

Последующий государственный  контроль осуществляется уже после  принятия решения подконтрольным органом или совершения какого-либо действия.

Государственный контроль в зависимости от субъекта, который  его осуществляет, классифицируется на контроль Президента РФ, контроль органов  исполнительной, законодательной власти, контроль судебной власти.

Исходя, из выше сказанного, для более детального понимания темы работы, можно составить схему государственной власти, которая выглядит следующим образом:

 

Таблица 1. Виды государственного контроля

Президентский контроль

Контроль органов законодательной  власти

Контроль органов исполнительной власти

Контроль органов судебной власти

1.Президент РФ

Федеральное собрание РФ

Общей компетенции

Конституционные суды РФ, субъектов

2.Администрация Президента  РФ

Счетная Палат РФ

Межотраслевой компетенции

Суды общей юрисдикции

3.Гл.управление Президента  РФ по рег-й политике 

Законодательные (Представительные) органы субъектов

Отраслевой компетенции

Арбитражные суды

Другие Президентские  структуры


 

Достижение целей и  следование принципам контроля не предполагает формирования единого и однонаправленного контрольного органа, стоящего над всеми органами власти, что возражало бы принципу разделения властей. В связи с этим контрольные полномочия определены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.

Более подробно компетенцию данных органов как контрольных органов государственной власти мы рассмотрим далее, определим полномочия и статус данных органов, структуры входящие в органы государственного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

Контроль Президента Российской Федерации

 

Президент Российской Федерации в соответствии нормами Конституции РФ обладает контрольными функциями за деятельностью органов исполнительной власти.

Кроме того, Президент  обладает контрольными полномочиями при  формировании Правительства, других федеральных  органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц, а именно Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил.

Президент имеет возможность реализовывать государственный контроль за деятельностью Правительства, т.к. вправе председательствовать на заседаниях Правительства (его Президиума), возглавлять деятельность органов исполнительной власти, решающих вопросы обороны, безопасности, юстиции, налоговой полиции, предупреждения чрезвычайных ситуаций, устранению результатов стихийных бедствий, имеет право исполнять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий вооруженными силами и Председатель совета безопасности Российской Федерации. Президент осуществляет контролирующую функцию за соблюдением законности актов исполнительной власти. В полномочия Президента входит отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ, в случае, если они противоречат нормам Конституции РФ, Федеральным Законам и Указам Президента.

Контроль над органами исполнительной власти осуществляется Президентом лично или через соответствующие президентские структуры – Администрацию Президента, которая осуществляет систематический контроль над деятельностью федеральный органов исполнительной власти.

Полномочные представителя  Президента РФ осуществляют свою деятельность в регионах России по полномочному представлению Президента, с целью  реализации наделенных конституцией президентских  полномочий.

Полномочный представитель наделен полномочиями для выполнения ответственных задач:

вправе запрашивать  и соответственно получать сведения, документы от федеральных (региональных) органов власти, принимать участие  в работе органов исполнительной власти региона.

Институт полномочного представительства обеспечивает усиление контроля над органами исполнительной власти, за соблюдением законов в регионах России, указов и распоряжений.

По результатам осуществляемого  контроля, полномочный представитель  готовит и предоставляет Президенту РФ аналитические материалы об экономических, политических, социальных процессах в определенном регионе, может вносить свои предложения. Кроме того, полномочный представитель Президента может внести свое предложение о приостановлении актов исполнительной власти субъекта федерации, в том случае, если они не соответствуют законодательству или нарушают права и свободы, подрывают основы конституционного строя.

Полномочный представитель  является государственным служащим, входит в состав Администрации Президента. В полномочия Президента входит назначение и освобождения от должности своих представителей.

 

 

Контроль органов  законодательной власти

 

Контроль органов законодательной (представительной) власти закреплен  в Конституции РФ. А именно статьями 102, 103 Конституции РФ.

Данный вид контроля характеризуется определенным механизмом его осуществления со стороны  Федерального Собрания, которое контролирует соответствие Указов Президента основному  закону страны – Конституции РФ и федеральным законам.

Совет Федерации контролирует утверждение приказов Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, а также в поросах о возможности использования ВС РФ за пределами территории государства.

Контрольные полномочия Государственной Думы РФ в сфере исполнительной власти (ст.103 Конституции РФ):

-дача согласия Президенту  РФ в вопросах назначения Председателя  Правительства РФ;

Информация о работе Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля