Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:09, реферат

Описание

В настоящей работе мы изучим состояние административного государственного контроля в Российской Федерации.
Целью данной работы является конкретный анализ государственного контроля и контрольной деятельности государства. Для достижения поставленной цели мы изучим понятие, сущность и классификацию видов государственного контроля, механизм осуществления контроля Президента РФ, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Содержание

Введение
Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля
Контроль Президента РФ
Контроль органов законодательной власти
Контроль органов исполнительной власти
Судебный контроль
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

-решение вопросов  доверия Правительству РФ

- вопросы о выдвижении  обвинения против Президента, в  случиях, предусмотренных ст. 93 Конституции РФ.

- Председатель ЦБ РФ  и уполномоченный по правам  человека назначаются и освобождаются  от должности Госдумой РФ (ст. 103 КРФ)

- вопросы назначения  и отзыва дипломатических представителей  РФ в иностранных государствах.

Кроме того органы законодательной власти осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета, для этого образована Счетная Палата [6]. Задачи Счетной Палаты:

-организация и исполнение государственного  контроля за своевременным исполнением  доходных (расходных) статей Федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов. Здесь контролируется целевое направление денежных средств, объем фондов и бюджета, структура доходов и расходов.

-определение результативности  и целесообразности затрат государственных  средств и применения федеральной  собственности;

-оценка обоснованности  доходных (расходных) статей проектов  федерального бюджета (бюджетов  федеральных внебюджетных фондов);

-финансовая экспертиза федеральных законов и других нормативных правовых актов;

-анализ отклонений  федерального бюджета (бюджетов  федеральных внебюджетных фондов) от показателей и внесение  предложений по их устранению, усовершенствованию бюджетного  процесса;

-осуществление контроля за движением денежных средств федерального бюджета, внебюджетных фондов с точки зрения законности и своевременности;

-систематическое представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информационных данных о  исполнении федерального бюджета.

Счетная палата, согласно отведенным ей функциям может контролировать не только государственные организации, но и на органы местного самоуправления, организации, вне зависимости от видов и форм собственности.

Счетная палата имеет  право на проведение ревизии, проверок и иных контрольных мероприятий.

Проверяемые организации  несут обязанность обеспечения  условий для проведения соответствующих  проверок и ревизий, под угрозой  юридической ответственности. Кроме  того данные организации обязаны  предоставлять, финансовые документы, по запросу Счетной палаты.

После проведения проверок и ревизий, по их результатам, Счетная  палата направляет организациям, в  отношении, которых была проведена  проверка, представления. Обычно в представлениях указываются недостатки и недочеты, выявленные в ходе проверок, которые организации на основании представления, должны устранить, отчитавшись о результатах, проведенных мероприятий Счетной палате. Для устранение недостатков, Счетная палата устанавливает, срок, в течении которого организация должна отчитаться о принятых мерах.

Кроме того, в случае обнаружения  признаков преступлений материалы  проверок Счетной палаты передаются правоохранительным органам, для принятия соответствующего решения.

Счетная палата обладает полномочиями давать предписания, для исполнения которых предусмотрен специальный механизм, а также механизм обжалования таких предписаний в судебном порядке.

Согласно ст. 77 Конституции  РФ, субъекты федерации сами создадут соответствующие государственные  органы. Данные органы. законодательно наделены соответствующими контрольными полномочиями. Конституции республик определяют, что представительные органы – не только законодательные органы, но и контрольные.

Контроль органов  исполнительной власти

 

Правительство, федеральные министерства и иные органы исполнительной власти осуществляют функции государственного контроля.

Законодатель наделил  Правительство РФ широкими контрольно-властными  полномочиями, как органа общей компетенции, в отношении нижестоящих органов исполнительной власти – федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов.

Правительство РФ исполняет  меры по обеспечению законности, соблюдению прав и свобод граждан.

В пределах своей компетенции  Правительство РФ осуществляет контроль за исполнением законодательства федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нарушения законодательства Правительство РФ, принимает меры по устранению таких обстоятельств.

Кроме того, Правительство  РФ наделено полномочиями отменять, приостанавливать акты нижестоящих органов исполнительной власти, обеспечивает соблюдение прав органов исполнительной власти, разрешает  споры между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов, создавая для этой цели согласительные комиссии, состоящие из представителей заинтересованных сторон.

В полномочия Правительства  РФ входит – вносить предложения  Президенту РФ о приостановлении  актов органов исполнительной власти, если они противоречат Конституции РФ, Федеральным Законам, Указам Президента РФ и т.д.

Органы исполнительной власти могут осуществлять надведомственный и внутриведомственный контроль (межотраслевой и отраслевой).

Органы, осуществляющие отраслевой контроль: Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, министерство по налогам и сборам, таможенный комитет.

Большинство федеральных  министерств контроль по отраслям своей  деятельности. Так, например, в финансово-экономической сфере, Министерство финансов осуществляет контроль, контроль в сфере правопорядка осуществляет Министерство внутренних дел и Министерство Юстиции.

Особенностью межотраслевого контроля является то, что он исполняется  в отношении определенных сфер (вопросов) деятельности, не подчиняющихся им органов, должностных лиц.

Такой контроль зачастую касается только установленной функции  или отдельной сферы деятельности подконтрольных органов, суверенно  от ведомственной подвластности  объектов управления.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль, проводится органами одной отрасли, по отношению к нижестоящим органам. Отраслевой контроль — основная часть управляющих влияний руководителей на своих подчиненных.

Руководитель, который  осуществляет контроль за подчиненными структурами по всем вопросам их профессиональной деятельности, вправе отменять (изменять) их решения, оказывать воздействие на оперативную деятельность, применять меры дисциплинарного взыскания.

При осуществлении государственного контроля органы исполнительной власти, используют разнообразные методы: проводят ревизии и проверки, требуют и заслушивают отчеты от должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судебный контроль

 

Судебный контроль является одной из разновидностей административного  государственного контроля, необходим для соблюдения законности решения, с целью ограждения физических и юридических лиц от нарушения их прав и свобод.

Особенностью судебного  контроля является то, что процедура  судебного контроля возбуждается лицом, пострадавшим от незаконных и антиправовых действий органов власти.

Однако судебный контроль в сравнении с другими видами государственного контроля носит довольно ограниченный характер, поскольку имеет  структуру, основанную на правовых аргументах.

Судебный контроль более  формализован, чем все другие виды контроля. Судья, имеющий независимый статус и непредвзятое отношение должен обеспечивать законность и объективность своих решений, как мер судебного контроля.

Если абстрагироваться от законодательства, и рассуждать применительно к действительности наших дней, то судебный контроль, несмотря на всю свою объективность, носит медленный и дорогостоящий характер. В связи с чем является нецелесообразным использовать его в качестве основного средства государственного контроля.

Так, согласно ст. 118 Конституции РФ, судебная власть включает в себя конституционное, гражданское, административное и, конечно же, уголовное судопроизводство.

Будучи сильной, независимой  ветвью власти, судебная власть, является гарантом прав и свобод человека и  гражданина, должна предпринять все меры правового характера (согласно имеющимся судебным полномочиям), кто бы на них ни покушался.

При этом, судебная власть является гарантией эффективной  деятельности исполнительной власти.

Судебную власть определяет не только правосудие, но и возможность выявить инициативное воздействие на проблемы и действия исполнительной власти. Наличие императивных полномочий судебной власти дает возможность заявить о существовании судебного контроля за исполнительной властью.

Конституционный Суд  РФ служит укреплению конституционного строя государства, защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства закона, а в частности Конституции РФ на всей территории страны.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда - независимость, коллегиальность, гласность, состязательность, равноправие сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается путем неприкосновенности судьи, несменяемости.

Конституция РФ, а именно ст. 125, предусматривает наличие у  Конституционного суда контрольных функций по отношении к органам исполнительной власти. Выполнения эти полномочия, суд рассматривать дела о соответствии Конституции РФ и нормативных актов Президента, Правительства. При выявлении, конкретных нарушений законодательства, Конституционный Суд, с помощью своего представления обращает внимание органа исполнительной власти.

Конституционный Суд  дает толкование норм Конституции РФ. При этом, данное толкование, является обязательным и имеет официальный  статус. Однако, нормами действующей  Конституции РФ, Конституционный Суд функционирует по запросам и жалобам, он не имеет права рассматривать дела по собственной инициативе.

Суды общей юрисдикции также имеют право на применение государственного судебного контроля по отношению к органам исполнительной власти. Основной задачей судов общей юрисдикции при осуществлении такого контроля является рассмотрение уголовных, административных и гражданских дел. В этом и выражена их контрольная функция, которая осуществляется в процессе рассмотрения судом дел. При рассмотрении уголовных дел, в том числе о должностных преступлениях, суд изучает не только действия подсудимого, но и условия, которые способствовали возникновению дела. Судом выноситься в этом случае, не только приговор, но и осуществляются формы реагирования, то есть выноситься частное определение, в котором указываются недостатки органа исполнительной власти, должностным лицом которого являлся подсудимый. В ходе рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел, также выносятся частные определения, которые должны способствовать мерам реагирования органов исполнительной власти. Рассматривая дела об административных правонарушениях, суд проверяет законно ли решение органа исполнительной власти о привлечении лица к административной ответственности.

Особая роль отводится государственному контролю Арбитражных судов. Этот вид правосудия санкционирует определить строгую дисциплину договорных взаимоотношений, прекратить экономический произвол должностных лиц, реализовывать процесс банкротства, постоять за интересы предпринимателей. Судебные решения, вступив в законную силу, исполняются государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами. Принудительное исполнение судебного акта, вступившего в законную силу, реализовывается на основании исполнительного листа. Незамедлительному исполнению подлежат судебные акты о противозаконности актов государственных органов.

Следовательно, Конституционный  Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные  суды в пределах своей компетенции  разрешают вопросы и задачи по обеспечению легитимности в сфере исполнительной власти.

государственный контроль власть

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, на основании  изложенного в работе, можно сделать  следующие выводы:

  1. Государственный контроль как форма государственной власти снабжает выполнение законов и иных нормативных актов, преследуя при этом цель недопущения отклонений от законодательных норм.
  2. Содержание государственного контроля – это деятельность государственных органов, обеспечивающая предупреждение и выявление правонарушений в социальной жизни, а также возможность привлечения к ответственности подконтрольных органов, лиц.
  3. Цели государственного контроля: а) охрана конституционного строя, б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в)повышение результативности государственного управления, г)поддержание устойчивости государственного устройства, д)обеспечение соответствия издаваемых правовых актов Конституции РФ;
  4. Функции государственного контроля правоохранительные, социальные, воспитательные и др.
  5. Субъект государственного контроля - органы государственного управления федерального (регионального) значения.

То есть, изучив научную  и юридическую литературу в области  государственного контроля и его  видов можно сделать вывод, что прежде всего государственный контроль действует в интересах общества, а во второстепенном плане, уже в интересах самого государства в целом.

Органы государственного контроля построены и действуют  исходя из конституционного принципа разделения властей, федеративного  устройства, из законодательно обусловленной деятельности по контролю. Государственный контроль — это контроль, государственных органов, направленный на достижение целей государственного развития, формирование социальных институтов.

Информация о работе Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля