Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2011 в 10:19, контрольная работа

Описание

Основные принципы государственной службы закреплены в Конститу¬ции Республики Беларусь или вытекают из нее. Виды этих принципов кон-кретизированы в Законе Республики Беларусь «Об основах службы в госу-дарственном аппарате».

Содержание

1. Понятие государственной службы, ее сущность.
2. Принципы государственной службы.
3. Понятие «государственный служащий» и виды государственных служащих.
4. Общий порядок прохождения государственной службы (возникновение, основания и порядок прекращения государственной службы).
5. Виды ответственности государственных служащих.

Работа состоит из  1 файл

Администрвтивное право.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

На  государственного служащего  возлагаются следующие  обязанности:

  • выполнять функциональные обязанности в пределах полномочий, предоставленных им актами законодательства Республики Беларусь;
  • выполнять действующие законы и иные подзаконные акты;
  • выполнять приказы и распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;
  • хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения службы в государственном аппарате;
  • сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • поддерживать квалификацию, достаточную для эффективного исполнения служебных обязанностей;
  • соблюдать нормы служебной этики и др.

  В правовой статус государственного служащего органически входят нормы, устанавливающие определенные ограничения для служащего в связи со службой в государственном аппарате, вызванные интересами службы.

   Так, служащие государственного аппарата не имеют права:

  • участвовать в забастовках;
  • выполнять имеющие отношение к службе в государственном аппарате указания и поручения политических партий, общественных объединений и субъектов хозяйствования;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников;
  • выполнять иную оплачиваемую работу на условиях штатного совместительства и др.

   Наряду  с правами государственных служащих законодательством определены и основные гарантии их правовой и социальной защиты, в соответствии с которыми им гарантируются:

  • заработная плата, обеспечивающая достаточные материальные условия для независимого исполнения служебных обязанностей;
  • переподготовка и повышение квалификации;
  • в случае ликвидации государственного органа или сокращения штатов -выплата выходного пособия в размере шести среднемесячных заработных плат при наличии стажа работы в государственном аппарате не менее двух лет, а также пособия по безработице и стипендии на срок профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению государственной службы занятости в размере средней заработной платы в порядке и на условиях, определенных законодательством;
  • бесплатное государственное страхование на случай причинения ущерба жизни и здоровью, связанного с выполнением служебных обязанностей, а также болезни или потере трудоспособности, наступившей в период пребывания на службе;
  • защита его самого и членов семьи от насилия, угроз и оскорблений, совершаемых в связи с выполнением служебных обязанностей;
  • бесплатное медицинское обслуживание, как самого служащего, так и членов семьи в государственных учреждениях здравоохранения;
  • пользование льготным кредитом для строительства (приобретения) индивидуального жилого дома или квартиры в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. После 5 лет службы в государственном аппарате отпуск увеличивается на 2 календарных дня, после 10 лет - на 4, после 15 лет - на 6 календарных дней.

   Служащий  государственного аппарата не может  быть переведен на другую постоянную работу без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Перевод на временную работу осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. При выходе на пенсию (в отставку) выплачивается пособие в размере шести месячных должностных окладов и сохраняется право на медицинское и социальное обслуживание по прежнему месту работы.

  Актами  законодательства служащим государственного аппарата могут устанавливаться  иные правовые и социальные гарантии.

  Таким образом, в целом содержание правового положения государственных служащих характеризуется их общегражданскими правами и обязанностями и обязанностями и правами по занимаемой должности. Служебные права и обязанности делятся на общие, для всех государственных служащих, и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями. 
 
 

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ)

  Под прохождением государственной службы понимается совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.

  Прохождение государственной службы - непрерывный  процесс, он тщательно регламентируется нормами права с учетом должностей и способов их замещения.

  Основанием  возникновения государственно-служебных отношений является приказ руководителя государственного органа, предприятия, учреждения, организации о назначении на должность или постановления уполномоченного органа об избрании на должность. Должности государственных служащих могут замешаться также по контракту, на основании конкурса. С этого момента у государственного служащего возникают должностные обязанности и права по выполнению возложенных на него функций

  Право поступления на государственную службу имеют лица, достигшие 16-летнего возраста. В некоторых сферах государственной деятельности установлены иные возрастные критерии (например, для служащих, профессиональной обязанностью которых является защита жизни и здоровья людей, ценностей нашего общества, установлен 18(20)-летний возраст поступления на службу (служба в органах внутренних дел, военная и др.)).

  Состав  государственных служащих комплектуется  с соблюдением общих и специальных  условий.

  Общими  являются условия, обязательные при назначении на любые должности и для всех граждан: на государственную службу не могут быть зачислены лица, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы; на конкретные должности - лица, лишенные судом права занимать их в течение определенного срока.

  Запрещается состоять на службе лицам близкого родства или свойства - родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов (если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому).

  Исключения  из названного правила устанавливаются  законодательством. Так, данное правило не распространяется на должности врачей, педагогов и некоторые другие категории служащих.

В государственном  аппарате не имеют  права занимать должности  лица:

  • профессиональная подготовка которых не соответствует квалификационным требованиям;
  • ограниченные решением суда в дееспособности либо признанные недееспособными, а также те, кому судом запрещено занимать должности в государственном аппарате или заниматься определенной деятельностью;
  • имеющие, в соответствии с заключением медицинского учреждения, заболевание, препятствующее выполнению служебных обязанностей;
  • имеющие судимость, не снятую или не погашенную в установленном законом порядке (ст. 9 Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате»).

  Специальными являются условия, обязательные для замещения определенных должностей (возраст, образование, стаж работы, состояние здоровья, ученая степень и звание). Законодательством предусмотрены случаи, когда вступление в должность предполагает принесение присяги (например, работники милиции).

  Вместе  с тем при поступлении на государственную  службу, а также при ее прохождении  не допускается установление каких бы то ни было прямых пли косвенных ограничений в зависимости от социального или имущественного положения, пола, расовой и национальной принадлежности, отношения к религии, политических воззрений.

  В целях наиболее рационального использования  служащих, повышения эффективности  их труда и ответственности за порученное дело прохождение государственной  службы по отдельным должностям связано с периодической аттестацией служащих. Оценка деятельности государственного служащего и рекомендации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттестационными комиссиями.

  Режим прохождения государственной службы включает регулирование работы государственных служащих по совместительству, служебных командировок, введение для некоторых категорий служащих персональных званий (классных чинов, рангов), форменной одежды.

  За  успехи в служебной деятельности к государственным служащим применяются меры поощрения материального, морального и смешанного характера. Поощрение может быть коллективным и индивидуальным.

  Своеобразным  видом материального поощрения  государственных служащих являются различные преимущества и льготы, которые предоставляются им за успешное и добросовестное выполнение должностных обязанностей.

  Действенная система стимулирования качественного  и эффективного труда государственных  служащих сочетается с установлением  их строгой юридической ответственности  за недобросовестное выполнение служебных обязанностей, за ущемление прав граждан, за любые другие нарушения законности и государственной дисциплины.

  Законодательством определены условия прекращения  службы в государственном аппарате. Служба прекращается по основаниям, предусмотренным законодательством: в соответствии с личным заявлением служащего об увольнении с государственной службы; по инициативе руководителя государственного органа (достижение служащим предельного возраста; прекращение гражданства Республики Беларусь; истечение срока действия контракта; неизбрание (для выборных должностей) на новый срок; отставка; ликвидация должности и др.). Порядок оставления должности документально оформляется (приказом, решением и т. п.) с указанием времени прекращения служебных полномочий. Служба в государственном аппарате может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде. 
 
 
 

ВИДЫ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ  СЛУЖАЩИХ

  Юридическая ответственность  выражается в применении к государственным служащим мер наказания, взысканий, предусмотренных действующим законодательством, за совершенные ими правонарушения. Законодательством предусмотрены четыре вида юридической ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная.

  Основанием  дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т. е. виновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности, трудовой дисциплины. Законодательством установлены три вида дисциплинарной ответственности служащих:

  1) в порядке подчиненности; 

  2) в порядке, установленном уставами  и положениями о дисциплине, действующими в ряде министерств, ведомств;

  3) в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка. Виды дисциплинарной ответственности отличаются друг от друга перечнем взысканий, порядком их наложения и обжалования.

  Административная  ответственность  наступает за совершение административного правонарушения, связанного со служебной деятельностью. Так, в ст. 14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливается, что должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

  Материальная  ответственность  государственных служащих наступает в случае нанесенных их служебными действиями материального ущерба государству. Возмещение ущерба производится в административном или судебном порядке.

  Уголовная ответственность  наступает за совершение должностных преступлений: злоупотребление властью или служебным положением; превышение власти или служебных полномочий; халатность; получение взятки; должностной подлог.

ЛИТЕРАТУРА: 

  1. Кодекс  Республики Беларусь «Об административных правонарушениях». – Мн., 2007.
  2. «Сравнительное административное право» А.Л. Бачило, Н.Е. Сокол.

Информация о работе Государственная служба