Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что административно-правовые отношения связанные с правовым статусом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации всегда играли и играют существенную роль в жизни общества.
В своей совокупности граждане Российской Федерации составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.

Содержание

Введение 4
Понятие административно-правового статуса граждан РФ 6
Содержание административной правосубъектности граждан 11
Российской Федерации
Особенности административно-правового положения иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации 14
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 24
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

АДМИНИСТРАТИВНО.docx

— 59.96 Кб (Скачать документ)

 В части первой ст. 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства, то есть  гражданство Российской федерации приобретается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от основания приобретения/1/. Это связано, прежде всего, с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации.  Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

Принадлежность лица к  гражданству того или иного государства  имеет существенное значение, поскольку  гражданин обладает в отношении  государства всеми правами и  свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство - это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.

В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и  свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими  лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере  осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и  ее субъектов. Только граждане обязаны  защищать  отечество и нести  некоторые другие обязанности.

Одной из важных гарантий использования  гражданином Российской Федерации  своих прав и свобод является закрепление  в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения  гражданина его гражданства. Гражданин  Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому  государству иначе как на основании  закона или между народного договора РФ/1/.

Российская Федерация  гарантирует своим гражданам  защиту и покровительство и за ее пределами /1/,согласно ст. 61 п. 2 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» , иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации/3/.

Виза - это разрешение на въезд и транзитный проезд через  территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему  личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Виза содержит фамилию, имя, дату рождения, пол, гражданство (подданство), номер основного документа, удостоверяющего  личность иностранного гражданина, дату выдачи визы, разрешенный срок пребывания в России, номер приглашения на въезд либо решения государственного органа, срок действия визы, цель поездки, данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице), кратность  визы.

Виза выдается дипломатическим  представительством, консульским учреждением, органом иностранных дел, органом  внутренних дел и может быть однократной, двукратной и многократной.

Однократная виза дает право  иностранному гражданину пересечь Государственную  границу Российской Федерации один раз при въезде и один раз при  выезде из России.

Двукратная виза дает право  иностранному гражданину на двукратный въезд.

Многократная виза дает право  иностранному гражданину на неоднократный (более двух раз) въезд.

Срок действия визы может  быть продлен во время пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации:

1) органом внутренних  дел по заявлению в письменной  форме иностранного гражданина  либо по ходатайству в письменной  форме органа государственной  власти, органа местного самоуправления  или юридического лица;

2) федеральным органом  иностранных дел, по обращению  в письменной форме органа  по внешним сношениям (иностранным  делам) иностранного государства,  дипломатического представительства  или консульского учреждения  иностранного государства, представительства  международной организации в  Российской Федерации; 

3) представительством федерального  органа иностранных дел в пределах  приграничной территории по заявлению  в письменной форме иностранного  гражданина, либо по ходатайству в письменной форме органа государственной власти, органа местного самоуправления или юридического лица, либо по обращению в письменной форме дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, представительства международной организации в Российской Федерации;

4) органами пограничного  контроля.

Так же при въезде иностранец обязан получить и заполнить миграционную карту, которую нужно будет сдать (вернуть) в пункте пропуска через  Государственную границу РФ при  выезде иностранного гражданина или  лица без гражданства из России. Миграционная карта содержит сведения об иностранном гражданине и служит для контроля за его временным  пребыванием на территории Российской Федерации, заполняется на каждого  иностранного гражданина вне зависимости  от возраста.

Миграционная карта, согласно ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», является документом, содержащим сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащим для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации./6/

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕ

Законодательство закрепляет в отношении таких людей два  правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый – Федеральным  законом о беженцах (в ред.от 22.08.2004г.) и второй- Законом РФ о вынужденных  переселенцах (в редакции  от 23.12.2003 №186-ФЗ.)

 Федеральным Законом  « О беженцах»  определяются основания  и порядок признания  беженцем на территории  Российской Федерации, установление экономических, социальных  и правовых гарантий защиты  прав  и законных интересов  беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также   общепризнанными  принципами и нормами  международного права  и международными договорами Российской  Федерации.

 Беженцы – это лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Беженец – это лицо, которое не является   гражданином Российской Федерации и которое в силу  вполне  обоснованных  опасений   стать жертвой преследований по признаку  расы,  вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности  к определенной  социальной группе   или политических убеждений находится   вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться   защитой этой страны  или не желает пользоваться  такой защитой вследствие таких   опасений, или не имея   определенного гражданства и находясь вне страны своего  прежнего обычного  местожительства в результате подобных   событий, не может или не желает   вернуться в нее вследствие  таких опасений/3/,согласно ст.1 Федерального закона «О беженцах» .

  Лицо, ходатайствующее  о признании беженцем - это лицо, которое не является  гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным  беженцем по обстоятельствам, предусмотренным п.п. 1 пункта 1 настоящей ст. из числа:

- иностранных граждан,  прибывших  или  желающих  прибыть  на территорию Российской  Федерации;

- лиц без гражданства,  прибывших  или  желающих  прибыть на территорию Российской  Федерации;

- иностранных граждан  и (или)  лиц без гражданства,  прибывших на территорию  Российской  Федерации на законном основании./7/

Лицу, признанному беженцем и  достигшему  возраста 18 лет, федеральным  органом исполнительной  власти  по миграционной  службе  либо его  территориальным органом  выдается  удостоверение  о признании его  беженцем. Выданное удостоверение действительно  на всей  территории  Российской  Федерации и является основанием  для регистрации. Лицо признается беженцем на срок  до 3-х лет.

Лицо, признанное беженцем, имеет те же права, что  были у  него при наличии свидетельства, а также право на работу по найму  или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, социальную защиту, в том  числе и социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации, получение содействия в   устройстве детей   в государственные  муниципальные   и общеобразовательные  учреждения, учреждения начального  профессионального  образования, а  также участие  в общественной деятельности  наравне с гражданами Российской Федерации и  право  на выезд  на место жительства  в иностранное государство и  добровольное  возвращение  в  государство  своей    гражданской  принадлежности.

Ходатайство лица, желающего  получить статус беженца, рассматривается  компетентными органами, которые  при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее  ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие.)

Временное убежище – это возможность  иностранных   граждан  или лица   без гражданства    пребывать  на территории Российской Федерации в соответствии со ст.13 настоящего  Федерального Закона./7/

 Место временного  содержания -  это место пребывания  лица, ходатайствующего  о признании беженцем, и членов его семьи   в пункте   пропуска через   Государственную границу Российской Федерации;  центр временного  размещения лиц, ходатайствующих  о признании  беженцем и членов  их семей   на территории  Российской Федерации./7/

Лицо, получившее свидетельство  в месте  временного содержания   и прибывшие с ним члены семьи обязаны:

  1. соблюдать  Конституции Российской Федерации;
  2. соблюдать  установленный порядок  проживания  и 
  3. выполнять  установленные  требования  санитарно-гигиенических норм проживания;
  4. пройти обязательное  медицинское освидетельствование;
  5. сообщать в федеральный орган  исполнительной власти  по   миграционной службе либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для  принятия  решения  о признании данных  лиц беженцами.
  6. Кроме того, им гарантированы права  на:
  7. получение услуг  переводчика   и получение информации   о порядке  признания беженцем, о своих правах и обязанностях;
  8. получение  содействия   в обеспечении  проезда  и провоза  багажа  к месту пребывания;
  9. получение  единовременного денежного пособия    на каждого члена семьи;
  10. получение направления   территориального органа  федерального органа исполнительной власти по миграционной  службе  в центр  временного размещения;

Правовой статус вынужденных  переселенцев на территории Российской Федерации регулируется   Законом  « О вынужденных переселенцах». Настоящий Закон определяет  статус вынужденных  переселенцев, устанавливает  экономические, социальные и правовые  гарантии защиты  их прав  и законных интересов  на территории Российской Федерации  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, общепризнанными  принципами  и нормами  международного права  и международными  договорами  Российской Федерации/8/.

Вынужденный  переселенец – гражданин  Российской Федерации, покинувший  место  жительства  вследствие  совершенного в отношении его  или членов  его семьи  насилия  или преследования в иных формах  либо вследствие   реальной опасности подвергнуться  преследованию по признаку  расовой  или национальной принадлежности, вероисповедания языка, а также  по признаку  принадлежности  к определенной  социальной  группе  или политических  убеждений, ставших   поводами  для проведения  враждебных   кампаний  в отношении  конкретного лица   или группы лиц, массовых  нарушений  общественного порядка.

Вынужденным  переселенцем   признается:

  1. гражданин  Российской Федерации, вынужденный покинуть  место жительства  на территории иностранного  государства и прибывший   на территорию  Российской Федерации;
  2. гражданин  Российской Федерации, вынужденный  покинуть место жительства  на территории одного   субъекта  Российской  Федерации  и прибывший  на территорию  другого  объекта  Российской Федерации.
  3. вынужденным  переселенцем также  признается  иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно  проживающие  на законных  основаниях  на территории  Российской Федерации  и изменившие  место  жительства в пределах  территории  Российской Федерации  по обстоятельствам, предусмотренным  пунктом 1 настоящей статьи.
  4. вынужденным переселенцем   признается также  гражданин  бывшего  СССР,  постоянно  проживавший  на территории республики, входившей  в состав СССР, получивший  статус  беженца  в Российской  Федерации и утративший  этот статус  в связи  с приобретением  гражданства Российской  Федерации, при наличии  обстоятельств, препятствовавших  данному лицу  в период  действия  статуса  беженца  в  обустройстве  на территории Российской  Федерации./8/

Однако, существует и ряд  обстоятельств, по которым лицо  не может быть признано  вынужденным  переселенцем, в частности:

- при совершении  лицом  преступления  против мира,  человечности  или другого тяжкого   преступления, признаваемого  таковым  законодательством   Российской Федерации;

Информация о работе Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства