Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лица без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:14, контрольная работа

Описание

Государство может быть сильным, а его управление эффективным, если оно имеет социальным фундаментом доверие граждан, их заинтересованность в государственных делах. Административное право должно содействовать осуществлению формулы: обеспечение интересов государства через интересы каждого гражданина и общества в целом. Надо признать, что государство существует для гражданина, общества, а не наоборот.

Содержание

Введение
Основы административно-правового статуса граждан РФ
Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан
Ответственность иностранных граждан. Сокращение срока пребывания. Выдворение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Административное право.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по административному  праву 

на тему «Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лица без гражданства» 
 
 
 
 
 
 

2008

 

    План 

Введение

  1. Основы административно-правового статуса граждан РФ
  2. Основные права, свободы и обязанности  иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
  3. Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан
  4. Ответственность иностранных граждан. Сокращение срока пребывания. Выдворение

Список  используемой литературы

 

    Введение.

     Гражданин Российской Федерации (далее по тексту - гражданин) — приоритетный субъект административного права. Ибо в структуре публичного интереса, выражаемого данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются судом (ст. 18 Конституции РФ). Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основу государственной службы, получивший специальное закрепление в федеральном законе от 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации». С точки зрения этой концепции административное право должно быть нацелено на осуществление прав и свобод граждан и всемерное укрепление их административно-правовых гарантий.

     Поэтому ошибочным будет признание основным субъектом административного права  органов государственного управления и местного самоуправления, поскольку  это не только не согласуется с действующим законодательством, но и порочно в мировоззренческом и методологическом отношениях.

     Государство может быть сильным, а его управление эффективным, если оно имеет социальным фундаментом доверие граждан, их заинтересованность в государственных делах. Административное право должно содействовать осуществлению формулы: обеспечение интересов государства через интересы каждого гражданина и общества в целом. Надо признать, что государство существует для гражданина, общества, а не наоборот.

     Следует также отметить, что предпочтение интересов органов управления интересам  гражданина логически может привести к ложному выводу, что административное право — это право администрации, к игнорированию представительно-обязывающего характера его норм, регулирующих отношения с участием граждан. Подобный вывод все настойчивее опровергается судебной властью, подтверждающей права и свободы граждан в сфере государственного управления.

     Сказанное, безусловно, имеет значение, но лишь в качестве общего мировоззренческого контура, который важен в частности для создания наиболее благоприятных организационно-правовых условий осуществления прав и свобод граждан. Практическая потребность в этом злободневна. За фактами частых нарушений прав и свобод граждан (задолженность по зарплате, самоуправства в сфере обслуживания и т.д.) стоит более общая проблема прав гражданина и прав власти — вопреки Конституции РФ на практике имеет место ущемление интересов граждан в пользу органов управления, в пользу власти.

    Иностранными гражданами  в РФ признаются лица,  не являющиеся    гражданами России и  имеющие  доказательства  своей  принадлежности  к   гражданству иностранного государства.

    Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие   гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Согласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 г., документом, подтверждающим гражданство, является прежде всего паспорт, а до его получения — свидетельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

    В соответствии с Конституцией РФ иностранным  гражданам и лицам без гражданства в РФ   гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

    Они  пользуются  теми же  правами  и   свободами и несут те же обязанности,  что и граждане РФ, если иное   не  вытекает  из Конституции РФ,   и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в  РФ равны перед законом независимо от происхождения,  социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности,  пола,  образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства  прав и  свобод  не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства,   правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

    Находящиеся в  РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны   уважать Конституцию РФ и соблюдать российские  законы.

    Иностранные граждане могут постоянно проживать  в РФ, если они   имеют  на  то  разрешение  и  вид  на жительство,  выданные органами   внутренних дел.

    Иностранные граждане,  находящиеся  в  России  на  ином  законном   основании,  считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в   установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или   заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного   им срока пребывания.

   Российская  Федерация предоставляет   политическое    убежище    иностранным гражданам  и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

 

  1. Основы административно-правового статуса граждан РФ

     Административно-правовой статус граждан Российской федерации  составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 28 ноября 1991 года «О гражданстве РФ» с изменениями, другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. Принципиальные аспекты гражданства регламентируются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года в редакции Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1993 года.

     Содержание  правового статуса граждан Российской Федерации обуславливается также  международными правовыми актами. Например, нашим национальным законодательством  восприняты определенные положения Всеобщей декларации прав человека, принятые резолюцией 217/111 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

     Права и обязанности граждан в сфере  административного права в основном производны от конституционных и  конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

     Содержание  административно-правового статуса  человека и гражданина составляют:

     а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

     б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления.

     Однако  не все права и обязанности  человека и гражданина производны от его конституционного правового  статуса. Немало и таких, которые  находятся за пределами данного  статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в

     Нормы административного права о статусе  человека и гражданина содержатся:

     а) в комплексных правовых актах, включающих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу человека и гражданина (акты о земле, собственности и др.);

     б) в специальных правовых актах, регламентирующих конкретные вопросы статуса человека и гражданина (Закон Российской Федерации  от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями, внесенными законом РФ от 15 ноября 1995 года и др.)

     Правовые  акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса  человека и гражданина, могут быть подразделены также в зависимости:

     а) от принципа разделения властей — на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти. Многие вопросы указанного статуса регламентируются актами Президента Российской Федерации как главы государства, а также президентов субъектов Российской федерации;

     б) от юридической силы — на законы и подзаконные акты;

     в) от характера компетенции издающих их органов — на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Акты органов отраслевой и межотраслевой компетенции часто именуют ведомственными актами.

     В силу полномочий, вытекающих из закона, акты, влияющие на правовой статус гражданина, могут издавать также органы местного самоуправления.

     В правовых актах не отождествляется, правовой статус личности (человека) и гражданина Российской Федерации. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем человек как таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям федеральных органов имеют только граждане Российской Федерации.

     Однако  в действующем праве, в том  числе в Конституции Российской Федерации, различия в статусе личности и гражданина отражаются не всегда четко. Например, Конституция закрепляет право на обращение в государственные органы только применительно к гражданам Российской Федерации, но этим правом может воспользоваться также иностранный гражданин и лицо без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.

     Административно-правовой статус граждан Российской Федерации  устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов  представительной (законодательной) власти. Но в формировании и особенно в  реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

     а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

     б) организуют исполнение законов, имеющих  непосредственное отношение к административно-правовому  положению граждан;

     в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты;

     г) осуществляют охрану прав и свобод граждан. Во многих случаях актами органов  государственного управления и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями, отдельными законодательными актами.

     Органы  государственного управления в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных, устанавливают  права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера. Например, они предусмотрены Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.

     Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами государственного управления и местного самоуправления многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.

     Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

     Под административной правоспособностью (схема 5) гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской федерации изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в области Защиты Отечества детализируются в Законе Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности и воинской службе» .

Информация о работе Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лица без гражданства