Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:31, контрольная работа

Описание

Административная ответственность это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

Содержание

1. Административная ответственность в РФ……………………………….3
2. Административная дееспособность ……………………………………11
3. Административное выдворение за пределы РФ

Работа состоит из  1 файл

адм гот.docx

— 33.43 Кб (Скачать документ)

     Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании  законодательства, действующего во время  и по месту совершения правонарушения.

     Время вступления в силу нормативного акта об административной ответственности  может быть указано в самом  акте. Действие нормативного акта распространяется на отношения, возникающие после  его введения.

     Если  по закону административная ответственность  после совершения проступка смягчилась, то дело должно решаться на основе новых  норм, а не тех, которые действовали  в момент его совершения.

     Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании  законодательства действующего по месту  совершения правонарушения. С учетом возможности несовпадения места  совершения административного правонарушения, и места рассмотрения дела о нем  законодатель специально установил, что  производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего  по месту рассмотрения дела об  административном правонарушении.

     Основным  актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Он принят 6 декабря 1984 года и введен в действие с 1 июня 1985 года. КоАП состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Административная  дееспособность 

     Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характер, содержание и объем.

     Административная  правоспособность и административная дееспособность - главные составляющие административно-правового статуса  субъектов административного права. В отличие от частного права (гражданского законодательства), нормативно устанавливающего понятия гражданской право- и дееспособности, в административном праве термин «административная правосубъектность» лишен правового регулирования и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.

     Правоспособность  субъекта сочетает в себе его юридические  права и обязанности; она традиционно  представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Административная правоспособность -вид общей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность - это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности совершать действия и принимать решения возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований Таким образом правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих сами правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.

     Административно-правовые отношения возникают тогда, когда  субъекты (участники) этих отношений  имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-правовых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.

     Специфика любой отрасли права накладывает  свой отпечаток на содержание административной правоспособности. Изменение административного законодательства также вносит коррективы в сущность административной правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.

     Вместе  с тем реализацию правоспособности как физических, так и юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего орган публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, административная правоспособность - это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности

     Все субъекты административного права, с одной стороны, имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе  «Субъекты административного права» содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения).

     С другой стороны, все субъекты административного  права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:

     управленческая  сущность деятельности, проявляющаяся  при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);

     наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);

     юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);

     реализация  государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);

     обеспечение защиты правоотношений, участниками  которых являются граждане (для всех субъектов административного права);

     юридические гарантии рассмотрения возникшего в  системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

     Субъекты  административного права, имеющие  установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

     Административная  дееспособность имеет «активное» и  «творческое» начало, позволяющее осуществить  нормативно установленную за субъектом  административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность - это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей

     Административная  дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реали-зовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособ-ность). В последнем случае деликтоспособность - часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

     У разных субъектов административного  права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев: 1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет); 2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты); 3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены); 4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например/некоторые организации - субъекты административного права - приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью). Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Административное  выдворение за пределы РФ 

       Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

      Административное  выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

      Административное  выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

     
  1. Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ принят ГД ФС РФ 20.12.2001 в ред. от 07.02.2011// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. 
  2. Стахов А.И. Административная ответственность. Учебное пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2008 г.
  3. Административно-процессуальное право. Курс лекций./Под редю. И.Ш.Килясханова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007 г.
 

      

Информация о работе Административная ответственность