Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:24, контрольная работа

Описание

Действующие в России различные юридические обязательные правила имеют свое целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие административной ответственности……………………….5
Административное правонарушение и административная ответственность……………………………………………………..5
Административная ответственность: понятие, признаки и основания возникновения………………………………………….8
Функции и стадии административной ответственности……….10
Принципы административной ответственности………………..11
Административное наказание……………………………………12
Понятие и система административной ответственности………………………………………..12
Виды административных наказаний…………………13
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения…………………………….19
Освобождение от административной ответственности………..20
Глава 2 Субъекты административной ответственности……………………24
2.1 Юридические лица как субъекты административной
Ответственности……………………………………………………………….24
2.2 Должностные лица как субъекты административной ответственности………………………………………………………………..25
2.3 Особенности административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов……………………………………………………..26
2.4 Особенности административной ответственности иностранных лиц, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц……………

Работа состоит из  1 файл

адм права.docx

— 96.57 Кб (Скачать документ)

 

В соответствии с примечание к ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица несут административную ответственность (если законом не установлено иное) так же, как и совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать такие функции, как руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и мер дисциплинарной ответственности к подчиненным, а под административно-хозяйственными – такие как управление и распоряжение имуществом или денежными средствами и др.

 

Нормы особенной части  КоАП РФ построены таким образом, что в отдельных случаях в диспозиции или санкции тех или иных статей указываются конкретные должностные лица, выступающие в качестве субъектов административной ответственности. В частности, в диспозиции ст. 5.29 КоАП РФ «Непредставление информации, необходимой для проведения коллективных договоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения» в качестве субъекта правонарушения напрямую указывается работодатель, в диспозиции ст. 5.36 «Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – руководитель учреждения, в диспозиции ст. 8.16 «Невыполнение правил ведения судовых документов» – капитан судна.

 

Наличие у должностных  лиц права совершать те или  иные действия властного характера  в некотором роде и предопределяет особенности их административной ответственности. Причем наступать она может не только за их собственные фактические  противоправные действия либо бездействие, но также и за бездействие в  форме необеспечения соблюдения правил и норм иными лицами, если это входит в круг их служебных обязанностей. В частности, директор магазина, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП РФ за нарушение его продавцами правил торговли, выражающихся в продаже товаров с нарушением санитарных правил или без соответствующих сертификатов на товары.

 

 

2.3 Особенности  административной ответственности  военнослужащих и иных лиц,  на которых распространяется  действие дисциплинарных уставов

 

Ст. 2.5 КоАП РФ оговаривает особенности административной ответственностивоеннослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Причем к категории «иных лиц» отнесены сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов.

 

Военнослужащие, то есть лица, проходящие кадровую службу в Вооруженных  силах РФ, а также призванные на военные сборы граждане несут  ответственность за административные правонарушения в соответствии с  дисциплинарными уставами.

 

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной  службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов  несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с  нормативными правовыми актами, регламентирующими  порядок прохождения службы в  указанных органах (в частности, в таможенных органах это Федеральный  закон «О службе в таможенных органах  РФ» от 21.07.1997г. № 117-ФЗ и Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 16.11.1998г. № 1396).

 

В то же время КоАП РФ закрепляет ряд составов административных правонарушений, за совершение которых военнослужащие и иные лица несут административную ответственность на общих основаниях, которым относятся:

 

·        правонарушения в сфере законодательства о выборах  и референдумах;

 

·        правонарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения;

 

·        правонарушения в области Правил дорожного движения, а также требований пожарной безопасности вне места службы;

 

·        правонарушения в сфере законодательства об охране окружающей природной среды;

 

·        правонарушения в сфере таможенных правил и правил режима Государственной границы  РФ, пограничного режима, режима в пунктах  пропуска через Государственную  границу РФ;

 

·        правонарушения в области налогов, сборов и финансов;

 

·        невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или  должностного лица, осуществляющего  производство по делу об административном правонарушении.

 

При совершении этих правонарушений к военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, не может быть применено административные наказания  в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную  службу по призыву, наказание в виде административного штрафа.

 

 

2.4 Особенности  административной ответственности  иностранных лиц, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц

 

Правовое положение иностранных  граждан в РФ определяется нормами  Федерального закона «О правовом положении  иностранных граждан в РФ»  от 25.07.2002г. № 115-ФЗ, согласно которому иностранный  гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее  доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства – это  физическое лицо, не являющееся гражданином  РФ и не имеющее доказательства наличия  гражданства (подданства) иностранного государства.

 

Иностранное юридическое  лицо – юридическое лицо, учредителем  которого являются иностранные граждане или иностранные организации. Правовое положение иностранных юридических  лиц в РФ определяется как нормами  внутреннего российского законодательства, так и положениями международных  договоров в России с другими  государствами.

 

В соответствии с положение  ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, то есть наравне с российскими лицами.

 

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном  шельфе, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, предусмотренные  ч. 2 ст. 8.16 («Невыполнение правил ведения судовых документов»), ч. 2 ст. 8.17 – 8.20 («Нарушение правил и условий действий лицензий»; «Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований»; «Нарушение правил захоронения отходов и других материалов»; «Незаконная передача минеральных или живых ресурсов»), ч. 2 ст. 19.4 («Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или контроль») КоАП РФ, также подлежат административной ответственности на общих основаниях.

 

Единственное исключение из сформулированного выше правила  содержит ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ, согласно которой вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ (имеется виду дипломатический иммунитет, консульский иммунитет и иммунитет членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в РФ) и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. В отношении иностранных юридических лиц (как и лиц без гражданства) закон оговорок не делает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Административная ответственность  наряду с уголовной, гражданской  и процессуальной является одним  из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем  издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые  могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях  и исполнения этих мер.

 

В теории права юридическая  ответственность понимается как  реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю  наказания, поскольку оно выражается в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и  в гражданско-правовой неустойке.

 

При наличии юридического факта – административного правонарушения – включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной  возможности применения наказания  преобразуется в действительное административное наказание.

 

В административном праве  из всех многочисленных мер административного  принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и др.) только назначение административного наказания  влечет наступление административной ответственности.

 

Таким образом, административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченных органом или должностным  лицом административных наказаний  к гражданам и юридическим  лицам, совершившим нарушение.

 

Основная особенность  административной ответственности  состоит в том, что ее основание  является административное правонарушение, а мерой воздействия административное взыскание.

 

На основании вышеизложенного  следует, что основанием для привлечения  лица к административной ответственности  могут служить только его противоправные действия (или бездействия). Только лишь наличие вины в действиях (бездействиях) правонарушителя предусматривает привлечение к ответственности. Каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил и ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным.

 

Административная ответственность  имеет собственную нормативно-правовую базу. Ответственность за правонарушение наступает лишь в случаях, прямо  предусмотренных предписаниями  соответствующих правовых норм и  в строгом соответствии с установленными для этого требованиями.

 

Изложенные материалы  судебной практики в части привлечения  к административной ответственности  свидетельствуют о соблюдении вышеперечисленных  условий. Судебная практика в области административного права помогла всесторонне, полно, объективно и своевременно рассмотреть обстоятельства каждого дела, разрешить его в соответствии с законом, а также выявить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.

 

 

Список нормативных  актов

 

1. Арбитражный Процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 24.04.2002г. № 95-ФЗ.

 

2. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30.12.2001г. № 195-ФЗ.

 

3. Федеральный закон Российской  Федерации от 22.05.2003г. № 54-ФЗ  «О применении контрольно-кассовой  техники при осуществлении денежных  расчетов и (или) расчетов с  использование пластиковых карт.

 

4. Порядок ведения кассовых  операций в Российской Федерации.  Утвержден решением Совета директоров  Центрального банка России от 22.09.1993г. № 40.

 

Список использованной правоприменительной практики

 

5. Постановление Федерального  арбитражного суда Московского  округа от 11 ноября 2003 г. N КА-А40/8640-03.

 

6. Постановление Федерального  арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2004 г. № А33-11000/03-с6-Ф02-1247/04-С1.

 

7. Постановление Федерального  арбитражного суда Волго-Вятского  округа от 31 августа 2005 г. №  А39-1701/2005-129/2.

 

8. Постановление Федерального  арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2006 г. № Ф04-228/2006(19522-А75-23).

 

Список использованной литературы

 

9. Административное право:  Учебник/ Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юрист, 2002г.

 

10. Марченко М.Н, Правоведение, Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник  – М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2005г.

 

11. Тимошенко И.В. Административная  ответственность. Учебное пособие  – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2004г.

 

12. Топорин Б.Н. Административная ответственность: вопросы теории и практики. – Государство и право, 2005. – № 1. – с.5-27.

 

 

 

 

 

 

1.Правовое положение  Правительства РФ

Правительство РФ является органом государственной власти, возглавляющим ветвь исполнительной власти Российской Федерации.

Правительство РФ является коллегиальным органом общей  компетенции, который несет полную ответственность за организацию  и деятельность исполнительной власти в Российской Федерации.

Информация о работе Административная ответственность