Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса и оценка их эффективности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной тематике;
2. Разработать программу обследования слоговой структуры слова детей с ОНР;
3. Разработать методический инструментарий для проведения коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР;
4. Изучить влияние коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……..3
Глава I. Научно-методологические основы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………7
Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….9
Слоговая структура слова в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….18
Обследование состояния слоговой структуры и предпосылок её становления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Процесс формирования предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………….………………………………...50
Методика проведения педагогического эксперимента и анализ результатов исследования ………………………………………………….78
Заключение ………………………………………………………………….……96
Библиографический список используемой литературы …………………..…

Работа состоит из  1 файл

ГОУ Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.docx

— 176.23 Кб (Скачать документ)

ГОУ Ульяновский  институт повышения квалификации и  переподготовки работников образования 
 
 
 
 
 

Выпускная квалификационная работа по специальности 

«Логопедия» 
 
 
 
 
 
 

по  теме: «Формирование  слоговой структуры  слова у детей  старшего дошкольного  возраста с ОНР» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Работу выполнила:

                   

                             Научный руководитель:

      
 
 
 
 
 

г. Ульяновск

2010г.

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……..3

Глава I. Научно-методологические основы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    1. Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования    слога и слогосложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием  речи……………….…………………………………………7
    2. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова у  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….9
    3. Слоговая структура слова в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….18
    4. Обследование состояния слоговой структуры и предпосылок её становления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...32

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    1. Процесс формирования предпосылок становления слоговой    структуры слова у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………….………………………………...50
    2. Методика проведения педагогического эксперимента и анализ результатов исследования ………………………………………………….78

Заключение  ………………………………………………………………….……96

Библиографический список используемой литературы …………………..… 
 
 

 

Введение

     Актуальность  исследования заключается в том, что коррекция слоговой структуры слова является одной из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

     Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в  структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. В отечественной специальной литературе представлен разнообразный исследовательский материал по рассматриваемой проблеме. Однако, теория и практика логопедической науки не располагают сведениями о факторах, значимых для усвоения слоговой структуры слова.

     На  основе анализа данных литературы из таких областей научного знания как  философия, психология, лингвистика, психолингвистика, нейропсихология, физиология и др. авторами определены механизмы, значимые для становления процессов слогового оформления слов детьми в онтогенезе, представлены данные, касающиеся состояния этих механизмов у дошкольников с речевыми нарушениями.

     Система обучения и воспитания детей дошкольного  возраста с нарушением слоговой структурой слова включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

     Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных  сотрудников НИИ дефектологии в 50-60 годах ХХ века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как  нарушения развития, протекающие  по законам иерархического строения высших психических функций.

     Данная  дипломная работа посвящена логопедической работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

     В первой главе данной работы рассмотрены вопросы, составляющие научную базу проблемы обследования и формирования слоговой структуры слова у детей. В ней приводятся данные литературы различных областей научного знания, рассматривающие суть таких феноменов как слог, слово, оптико-пространственная ориентация, сложные параметры серийных движений и действий и др.

     Содержание  второй главы составляет изложение методики обследования процессов восприятия и проговаривания слов различного слогового состава, состояния оптико-пространственной ориентации, сложных параметров серийных движений и действий у детей и предлагаются основные направления коррекционной работы, комплексы упражнений и игровых приемов, направленные на формирование базовых предпосылок становления слоговой структуры слова и собственно развитие слоговой структуры слова.

      Объект  исследования: система коррекционно-логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

      Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

      Цель  исследования: разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса и оценка  их эффективности.

      Исходя  из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать методическую литературу по данной тематике;

2. Разработать программу обследования слоговой структуры слова детей с ОНР;

3. Разработать методический инструментарий для проведения коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР;

4. Изучить влияние коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР.

Гипотеза  исследования: в процессе опытно-экпериментального мы предположили, что эффект коррекционно-логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР зависит от ряда условий: выбора методов, средств обучения; оптимизации современных подходов и программ коррекционно-логопедической работы.

Выборку нашего исследования составляют 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР посещающих логопедическую группу.

Концептуальные  основы исследования:

Проблемой развития (коррекции?) слоговой структуры  слова занимались:  Левина Р.Е., Леонтьев А.А., Лурия А.Р., Гвоздев А.Н., Есечко Л.Б., Агранович З.Е., Бабина Г.В., Анищенкова Т.С., Большакова С.Е., Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С., Маркова А.К., Ткаченко Т.А..

      Ход исследования:

1.Констатирующий эксперимент. Изучение нарушений слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи.

2.Формирующий эксперимент. Проведение коррекции выявленных нарушений слоговой структуры слова с помощью логопедической работы.

3.Контрольный эксперимент. Повторное изучение нарушений слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи с целью выявления различий с результатами констатирующего эксперимента и эффективности коррекционной работы.

     Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: изучение научной  и методической литературы по теме исследования, наблюдение за детьми, беседа, тестирование.

     В исследовании были использованы следующие группы методов:

1. Обследование состояния слоговой структуры слова (обследование произношения слов различной структурной сложности;                      обследование восприятия лексических единиц; обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий; обследование состояния оптико-пространственной ориентации.                                       2. Методы коррекции предполагали  использование  индивидуальной  и подгрупповой формы работы с каждым ребенком.

Глава I. Научно-методологические основы формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

1.1. Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей с общим недоразвитием речи.

     Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение остается одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетики.

     В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом [24]. А.А. Леонтьев (1956) определяет слог как минимальный сегмент потока речи, который может быть произнесен в изолированной позиции: «Слог - это особенно неуловимая единица, психолингвистическая единица, имеет множество коррелятов, как в языковом стандарте, так и вне его, на разных уровнях физиологической активности организма». [24, С. 182].

     А.Л. Трахтеров (1956) считает, что слоги  представляют собой более сложные фонетические образования, разнообразные по составу, но всегда обладающие общностью физико-акустических свойств. Физические свойства выделения слога, по мнению А.Л. Трахтерова, должны быть заложены в нем независимо от ударности, так как они обеспечивают языковую специфику слога. К материальным средствам выделения слога автор относит все физические свойства звука: силу, высоту, долготу, тембр. В совокупности своих акцентных вершин слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи, возникающий при этом мелодический рисунок слога представляет собой фонетическое оформление синтагмы и предложения. Основная лингвистическая функция слога, по мнению автора, — служить кратчайшим звеном акцентно-тонического строя речи.

     Принято считать, что составляющие элементы слога обладают монолитностью. Монолитность трактуется А.Л. Трахтеровым как единство однородного элемента и как максимальная слитность элементов друг с другом. Психологические, лингвистические, психолингвистические исследования содержат сведения, касающиеся процессов восприятия, опознания и проговаривания лексических единиц, в том числе слогов и слов различной структурной сложности. Доминирующими для нас являются сведения, касающиеся изучения механизмов речевой деятельности человека.

     Исследования  Н.И. Жинкина (1958), Л.Р. Зиндера (1958), И.А. Зимней (1973) и других свидетельствуют о  том, что в перцептивной гностической деятельности человека принцип опережающего отражения проявляется в более  сложной форме — вероятностного прогнозирования (в процессе восприятия речи), а в праксической сфере речевой деятельности человека — в упреждающем синтезе (в процессе производства речи). Принято считать, что упреждающий синтез, как механизм, действующий в процессе продуцирования речи, актуален для всех речевых образований — слога, слова, фразы, но и способа их соединения. Таким образом, предугадывание, предвосхищение, предворение следующего действия является той психологической характеристикой, которая определяет общность процессов восприятия и производства речи.

     Исследования  И.А. Зимней (1958, 2001) свидетельствуют о том, что анализ входного речевого сигнала представляет собой многомерную функцию. Процесс восприятия с точки зрения характера обработки речевого сигнала может быть представлен как априорно-апостериорный, параллельно-последовательный, континуально-дискретный и текуще-отсроченный. Восприятие и проговаривание слов различной структуры определяется как процесс создания пространственной схемы параллельно с ее временным анализом.

     Анализ  данных литературы по психологии, психолингвистике, языкознанию позволяет говорить о том, что для адекватного восприятия и производства речи необходимо функционирование ряда механизмов: вероятностного прогнозирования и упреждающего синтеза, идентификации и генерализации, линейного посегментного анализа языковых единиц, контроля их языковой правильности.

     Сведения  из области языкознания свидетельствуют  о том, что слоговая расстановка  в потоке речи не является случайной, подчинена канонам эвфонии. Законы эвфонии реализуются на уровне языковой способности, в частности, ее фонопросодического компонента. Фонопросодический компонент, как и другие составляющие языковой способности, обладает собственной структурой. Гармония, ритм и лад, вероятно, выступают как его фоновые компоненты, длительность и соразмерность являются просодическими составляющими. В реализации слоговой структуры слова участвуют все перечисленные составляющие фонопросодического компонента.

Информация о работе Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР