Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса и оценка их эффективности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной тематике;
2. Разработать программу обследования слоговой структуры слова детей с ОНР;
3. Разработать методический инструментарий для проведения коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР;
4. Изучить влияние коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……..3
Глава I. Научно-методологические основы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………7
Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….9
Слоговая структура слова в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….18
Обследование состояния слоговой структуры и предпосылок её становления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Процесс формирования предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………….………………………………...50
Методика проведения педагогического эксперимента и анализ результатов исследования ………………………………………………….78
Заключение ………………………………………………………………….……96
Библиографический список используемой литературы …………………..…

Работа состоит из  1 файл

ГОУ Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.docx

— 176.23 Кб (Скачать документ)

     В ряде работ указано, что процесс  речевого производства является не чем  иным, как реализацией языковой программы, т.е. переход от языкового правила к языковому действию обусловлен определенной системой норм, принятой для данного языка. Общность психологических характеристик производства и восприятия речи рассматривается как одно из проявлений полиморфизма их взаимозависимости в процессе вербального общения, что свидетельствует о том, что производство и восприятие речи — одно из проявлений единой лингвистической способности [18, 19,22 и др.].

    1.2. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова у  детей с общим недоразвитием речи.

     Существенное значение для восприятия и проговаривания лексических единиц различной слоговой сложности имеют следующие процессы: оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации серийных движений и действий.

     Рассмотрение  пространственного фактора в качестве одной из предпосылок становления слоговой структуры слова обосновано исследованиями в области психолингвистики, философии, психологии, нейропсихологии и др. [1, 4 и др.].

     Специфическим способом организации пространственно-временного континуума материи выступает ритм, по-разному обнаруживающий себя в том или ином ее проявлении и рассматриваемый как универсальная космическая категория. Существуют исследования, доказывающие, что для нормального функционирования всей психики человека необходимо постоянное ощущение равномерной пульсации, накапливающейся во времени и пространстве из разрозненных сегментов речи. Эта психофизиологическая закономерность лежит в основе интуитивного выбора того или иного ритма устного высказывания [1, 6 и др.].

       Дефицитарность пространственных представлений различной степени выраженности может иметь место при любом речевом развитии, как нормальном, так и патологическом. Подобные проявления нарушают линейность построения и этапность прохождения любой сенсорной и двигательной программы. Недостаточность пространственных представлений непосредственно проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов слова.

     Современные данные нейропсихологической науки  говорят о пространственных представлениях как о базисе, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребенка — письмо, чтение, счет и др. Специфическая роль пространственного фактора в речевой деятельности заключается в возможности восприятия симультанных схем и в дальнейшей их перестройке в нормативную последовательность сегментов       [8, 33].

     В качестве следующей предпосылки  формирования слоговой структуры слова  рассмотрим сложные параметры движений и действий, возможности организации серийно-последовательной деятельности. Любая высшая психическая функция представляет собой сложную сознательную форму психической деятельности и обладает динамическими характеристиками. Согласно отечественной нейропсихологической традиции выделяют два аспекта динамической деятельности: регуляторный и энергетический. К числу первого относят процессы, обеспечивающие программирование, выполнение последовательности операций в соответствии с заданной программой, контроль над полученными результатами. К числу второго — процессы, обеспечивающие энергетическую или активационную сторону психической деятельности, которая характеризуется такими временными показателями как скорость, длительность, равномерность, продуктивность [26]. Двигательная реализация вербального стимула возможна при наличии скоординированной серийной последовательности артикуляторных актов. «Для произнесения слов требуется хорошо упроченная серийная организация последовательных артикуляций с хорошей денервацией предшествующих движений и плавным переключением на последующие ... при достаточно пластичном изменении артикуляции того или иного звука» [26, С. 125].

     К.В. Тарасова (1976, 1989) указывает на то, что  сенсомоторная субстанция, называемая «чувством ритма», формируется в онтогенезе не сразу, а покомпонентно. Первой появляется способность к восприятию-воспроизведению темпа следования звуковых сигналов (2-3 года). Второй появляется способность к восприятию-воспроизведению соотношения акцентированных и неакцентированных звуков (4 года). Последней появляется способность к восприятию-воспроизведению непосредственно ритмического рисунка (Конец 4 года- начало 5 года).

     Аналитическое рассмотрение результатов выполнения заданий детьми с ОНР позволяет охарактеризовать специфические особенности состояния оптико-пространственной ориентации, возможностей серийной организации движений и действий дошкольниками данной категории:неспособность к построению и непродолжительному удержанию двигательных серий; невозможность воспроизведения ритмических моделей любой степени сложности; наличие специфических особенностей серийно-организованной деятельности; выраженная несформированность пространственных представлений; дезориентация во всех направлениях пространства; аритмичность, хаотичность, бесцельность производимых движений и их серий;  невозможность удержания последовательности серийных действий и стратегии пространственно ориентированной деятельности.

    1.3. Слоговая структура слова в онтогенезе и у детей с ОНР.

     Проблема  становления слоговой структуры  слова у детей с нормальным речевым развитием является предметом  специального исследования в различных областях научного знания и отражена в работах многих авторов [12 и др.].

     Усвоение  ребенком слоговой структуры слова  подчинено ряду этапов, успешное прохождение  которых определяет нормальный речевой  онтогенез.

     Подготовительным  периодом к развитию всей речи в  целом считается доречевой. Период младенческих криков подготавливает голосовой аппарат ребенка к речевой работе, кроме того, в этот период закладывается «базальный компонент в формировании детской речи» — кинестетическая чувствительность. К концу периода младенческих криков ребенок постепенно учится воспринимать интонацию обращенной к нему речи. Исследователи Н.И. Жинкин (1956), Е.И. Исенина (1986), Р.В. Тонкова-Ямпольская (1985) определяют роль способности к интонационному подражательству как решающую в формировании слоговой структуры слова.

     Качественный  скачок в развитии вокализаций ребенка  происходит в период с 0.3 до 0.5-0.6 м.м. В.И. Бельтюков (1964, 1977) и А.Д. Салахова (1972) называют лепет первой тренировкой ребенка в выстраивании линейной структуры звуковых комплексов. По данным А.А. Леонтьева (1991), Н.И. Жинкина (1958), Н.Х. Швачкина (1948), в этот период у звуков появляется признак локализованности, начинается структурализация слога, поток речи распадается на слоговые кванты, структурный состав которых можно определить как последовательность слогов типа СГ. Н.И. Жинкин (1958) отмечает, что именно в этот период у ребенка формируется физиологический механизм слогообразования, автономный по отношению к другим речевым механизмам.

     Приблизительно с полугодовалого возраста ребёнок начинает сознательно оперировать «сегментами меняющейся звучности», они становятся, по выражению Е.Н. Винарской (1987), предметами его специальных усилий. Вплоть до появления первых лепетных псевдослов (до 0,9-11-м.), ребенок тренируется в воспроизводстве цепей, состоящих из сегментов типа слогов СГ, в которых пока отсутствует четкое звуковое наполнение. По мнению Л.А. Чистович (1961), в первый год жизни последовательность СГ-СГ-СГ — это единственный речеобразующий механизм.

     Появление первых лепетных псевдослов (9-10 месяцев) означает, что ребенок переходит  на более высокий уровень коммуникативно-познавательной активности. Речь ребенка с началом  этого периода характеризуется  А.А. Леонтьевым (1965) как «словесная». Слово начинает формироваться как  “строевая психолингвистическая единица» и как «носитель определенной акцентно-силлабической модели» [23 С. 84].

     В своем исследовании усвоения слоговой структуры слова ребенком А.Н. Гвоздев (1981) в качестве главной причины, влияющей на искажения одних слогов и абсолютный пропуск других, называет сравнительную силу слогов. Наиболее защищенными от редукции являются более сильные ударные и / или первые слоги в словах, что объясняет преобладание хореических структур в речи детей раннего возраста. Н.Х. Швачкин (1948) объясняет превалирование хореических псевдослов и первостепенное их появление у ребенка частотной актуализацией хореического размера в речи окружающих. Анализ литературных источников, посвященных данному аспекту проблемы, показывает, что «хореический» этап структурирования невербальных и вербальных последовательностей сменяется этапом усвоения разнообразных ритмических моделей.

     Последующее речевое развитие характеризуется  неравномерностью и скачкообразностью, чередованием критических периодов с эволюционными скачками. Для каждого возраста принято считать адекватными различные проявления особенностей речевого онтогенеза. К возрастному пределу, с которым связывают овладение ребенком структурными особенностями слов родного языка, по данным различных источников, относят трехлетний возраст. К трем годам ребенок способен воспроизводить структуру любой степени сложности. Исключения могут составлять слова многосложной слоговой структуры и недоступной указанному возрасту семантики (паспортистка, квартиросъемщик и др.).

     Таким образом, дети рано обнаруживают способность реализовывать структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к эвфоническим канонам заложены в ребенке изначально, с рождения [5, 35].

     Анализ  данных литературы, результаты наших  исследований свидетельствуют о том, что показатели, характеризующие состояние восприятия и проговаривания лексических единиц различной структурной сложности у детей с нормальным речевым развитием, отражают сформированность у них психологических механизмов, опосредующих становление слоговой структуры слова .

     Иначе протекает процесс становления  слоговой структуры слова у детей с ОНР. Как свидетельствуют специальные исследования, проявление трудностей реализации структурных характеристик лексических единиц у дошкольников с. Искажения слоговой структуры слова являются одним из диагностических показателей системного речевого нарушения и в отечественной литературе рассматриваются в структуре общего недоразвития речи [19, 21, 30, 31,32, 35].

  А.К. Маркова (1961, 1963) одной из первых подробно исследовала и выявила следующие искажения слоговой структуры слова, встречающиеся у детей с ОНР: сокращения и добавления числа слогов, перестановки и уподобления слогов, сокращения стечений согласных и добавления гласных между стечениями согласных звуков. Кроме того, автор установила, что различные искажения слогового состава слова допускаются детьми с неодинаковой частотой. Наибольшее количество произносимых слов искажается сокращением числа слогов и стечений согласных звуков, добавлением слогов, а меньшее — их уподоблением. Совокупность ошибок, упрощающих структуру слова, уменьшается по мере речевого продвижения, тогда как, добавления и перестановки слогов учащаются параллельно с развитием речи. Особенностью сокращений слогов такими детьми является то, что в двусложных словах не всегда сохраняется ударный слог, в трехсложных — предударный и ударный.

     Автор отмечает, что, нарушая слоговой состав слова или строение отдельного слога, эти искажения распространяются и на его звуковую структуру: «Изолированное произнесение звука и включение его в слоговой состав слова — задачи разной трудности для ребенка с алалией» [29 С. 14]. А.К. Маркова делает вывод о том, что пропуски, замены, искажения сохранных звуков при включении их в слово вызваны «неусвоением его контура». Усложнение слоговой структуры слова приводит к дезорганизации его звукового состава. Кроме того, автор указывает на наличие определенных трудностей усвоения и воспроизведения ритмического рисунка слова детьми с указанным речевым нарушением.

     Все авторы, занимавшиеся изучением слоговой структуры слова у детей с системными речевыми расстройствами, отмечали стойкость данного дефекта, низкую динамику его преодоления.

     Обобщение данных в области логопедии, отражающих вопросы 

слогового оформления слов детьми с нарушениями  речи, позволяет - говорить о преимущественном внимании исследователей к проблемам структурной организации лексических единиц в процессе речепроизводства. При этом наблюдается дефицит сведений, касающихся вопросов восприятия слоговых и ритмических характеристик слова детьми рассматриваемой категории.

     У детей с ОНР выявлены выраженные ограничения возможностей восприятия и идентификации длины слова, количества элементов и наличия акцентов в последовательностях. Обнаружены трудности прогнозирования окончания слова. Выявлена недоступность операций преобразования квази-слова в нормативное. Констатируются трудности разграничения слов, имеющих общий структурный компонент.

Информация о работе Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР