Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса и оценка их эффективности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной тематике;
2. Разработать программу обследования слоговой структуры слова детей с ОНР;
3. Разработать методический инструментарий для проведения коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР;
4. Изучить влияние коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……..3
Глава I. Научно-методологические основы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………7
Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….9
Слоговая структура слова в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….18
Обследование состояния слоговой структуры и предпосылок её становления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Процесс формирования предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………….………………………………...50
Методика проведения педагогического эксперимента и анализ результатов исследования ………………………………………………….78
Заключение ………………………………………………………………….……96
Библиографический список используемой литературы …………………..…

Работа состоит из  1 файл

ГОУ Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.docx

— 176.23 Кб (Скачать документ)

Комплекс  «А»: задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов

Комплекс  «Б»: задания на отраженное  и сопряженное проговаривание сложных по структуре и малочастотных слов. Цель: установление характера искажений в данном варианте употребления слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми.                                                                                      Комплекс «В»: задания на выявление  особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Цель: выяснение возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания)

Комплекс  «Г»: задания на выявление возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений .

Комплекс  «Д»: задания на выявление особенностей многократного   воспроизведения   словосочетаний и предложений: многократное воспроизведение конструкции с предъявлением образца; многократное воспроизведение синтаксической конструкции без постоянного предъявления эталона. Цель: выяснение  возможностей   удерживать   программу   действия в процессе проговаривания)

     Анализ  результатов первой серии целесообразно осуществлять с учетом следующих критериев:

♦   уровень сложности слоговой структуры  слова, доступный для произнесения;

♦   количество и характер искажений;

♦   состояние ритмического рисунка  слов при воспроизведении;

♦ темпинговые характеристики воспроизведения слов;

♦   наличие / отсутствие преобладания определенного  типа искажений;

♦   стратегия анализа структуры  лексической единицы;

♦   возможности контроля правильности при произнесении слова.

 Обследование восприятия лексических единиц

Задачи  второй серии заданий.1. Выявление возможностей восприятия и оценки длины слова, наличия или отсутствия акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду, определения дисритмии и искажений в лексической единице.                      2.Исследование способности к вероятностному прогнозированию и посегментному анализу слова и определение специфики прогностических операций на различном материале.3. Выявление наличия зависимости, определяющей уровень сформированности механизмов упреждающего синтеза, вероятностного прогнозирования, посегментного анализа от степени овладения слоговой структурой слова в процессе проговаривания.4. Исследование способности к динамике овладения процессами восприятия слова в рамках экспериментального времени.

     Данная  серия заданий разработана нами на основе теоретических данных П.К. Анохина, в частности, сформулированного им закона опережающего отражения действительности как всеобщей прогнозирующей способности живой материи; исследований по физиологии Н.А. Бернштейна о возможностях мозга осуществлять предвосхищение реального речевого воздействия; психологической теории восприятия как процесса посегментного анализа через синтез, детерминированного вероятностным прогнозированием (Д. Фрай, П. Ладефогд, Л.Р. Зиндер, И.А. Зимняя и др.).

  Комплекс «А»: задания на выявление просодической  и ритмической чувствительности к слову.

Комплекс    «Б»:    задания    на    выявление    особенностей восприятия

дисритмии и структурных искажений в  слове.

Комплекс  «В»: задания  на   выявление   возможностей вероятностного прогнозировани .

     Анализ  результатов второй серии обследования предлагается осуществлять с учетом следующих критериев:

♦   количество и характер ошибок;

♦   соотнесенность количества и характера  ошибок восприятия с

выраженностью искажений воспроизведения слов различной слоговой структуры;

♦   возможности контроля правильности воспринимаемой структуры.

       Обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий

Задачи  третьей серии заданий. 1. Выявление состояния сложных параметров двигательных актов: ритмического и динамического. 2. Изучение возможностей построения серийно организованных движений, характера и количества возможных трудностей. 3. Определение динамики обучения ритмизации, построению и удержанию серийно организованных движений з процессе обследования.

     Изучение  сложных параметров движений и действий у детей осуществляется при помощи нескольких комплексов заданий («А», «Б», «В», «Г», «Д»), разработанных нами на основе тестов Н.И. Озерецкого, М.Б. Эйдиновой, методики А.Р. Лурия.

Комплекс  «А»: задания, направленные на выявление динамических параметров движений органов артикуляции.

Комплекс   «Б»:  задания,   направленные   на   выявление динамических    параметров    мелких    движений.

Комплекс  «В»: задания, направленные на изучение динамических параметров движений рук и ног при выполнении серийных движений.

Комплекс  «Г»: задания, направленные на исследование особенностей воспроизведения детьми ритмически организованных серий движений

руками.

Комплекс  «Д»: задания, направленные на исследование особенностей воспроизведения ритмически организованных серий движений ногой.

     При анализе полученных материалов по третьей серии предлагается учитывать следующие критерии:

♦   количество удержанных двигательных серий;

♦   количество правильно воспроизведенных ритмических моделей;

♦   количество попыток, их результативность;

♦   характер допущенных ошибок, их стойкость;

♦   точность воспроизведения предложенной последовательности движений ;

♦   темп, плавность, амплитуда, целенаправленность движений;

♦   самостоятельность выполнения заданий.

Обследование  состояния оптико-пространственной ориентации

Задачи  четвертой серии заданий: 1. соматопространственной ориентации и пространственной организации движений рук и ног. 2. состояния пространственных представлений и ориентации в трехмерном и двухмерном пространствах; 3.возможностей удержания предложенной стратегии пространственно организованной деятельности;  4. возможностей выполнения пространственно-ориентированных действий в процессе изобразительной и конструктивной деятельности;  5. особенностей манипулирования предметами в трехмерном пространстве, геометрическими фигурами на плоскости; 6.  возможностей развития оптико-пространственных ориентировок в рамках экспериментального времени.

Изучение  особенностей оптико-пространственной ориентации у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется при помощи трех комплексов специальных заданий («А», «Б», «В»), составленных  на основе разработок, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская и др.).

Комплекс  «А»: задания, направленные на выявление особенностей соматопространственной ориентации и возможностей пространственной организации движений.                                                                                              Комплекс «Б»: задания, направленные на выяснение особенностей пространственных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.

Комплекс  «В»: задания, направленные на исследование особенностей пространственных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.

     Анализ  результатов выполнения заданий  четвертой серии рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:

♦   количество правильно выполненных  заданий;

♦ автоматизированность, точность, скорость, самостоятельность выполнения действия;

♦ возможность удержания программы последовательных пространственно организованных действий, точность ее выполнения;

♦ характер стратегии и тактики всей оптико-пространственной деятельности в целом;

♦   возможность оценивать собственные  действия.

 

 

Глава II. Опытно-экспериментальная эффективность коррекционной логопедической работы по формированию структуры слова у детей с ОНР.

     2.1. Процесс формирования предпосылок становления слоговой структуры слова у детей с ОНР.

     Содержание  коррекционного обучения в каждом из предлагаемых направлений определяется рядом исходных положений.

1. Анализ  литературы в области лингвистики  и психолингвистики указывает на тесную взаимосвязь процессов восприятия и проговаривания структуры лексических единиц. Адекватность восприятия определяется возможностью ориентироваться в сложном внутреннем пространстве языковой единицы, в системе взаимоотношений ее компонентов. Проговаривание слова является процессом последовательного разворачивания линейной структуры во времени и пространстве. При восприятии и проговаривании вербальная конструкция облекается в ритмические формы, стремится к произносительному удобству и подчинена в своем существовании законам эвфонии. Данные литературы, материалы нашего исследования свидетельствуют о том, что процессы восприятия и произнесения слов различного структурного наполнения выступают как полярные проявления одной лингвистической способности. Рассматриваемое положение является определяющим для включения в коррекционную работу направлений по развитию и совершенствованию не только способности к проговариванию, но и к восприятию лексических единиц различной структурной сложности.

2. Анализ литературы  различных областей научного  знания (психолингвистики, психофизиологии, психологии), экспериментальные материалы показывают, что закон опережающего отражения действительности, выдвинутый П. К. Анохиным в качестве общего принципа существования материального мира, является частной характеристикой для процессов восприятия и порождения речи. Проявлением данной общепсихологической закономерности в восприятии выступает механизм вероятностного прогнозирования, а в проговаривании — механизм упреждающего синтеза, суть которых заключается в опознании целой структуры и предвидении последующего ее элемента. При этом, функционирование указанных механизмов определяет возможность посегментного анализа (и последующего синтеза) воспринимаемой и произносимой структуры.

       При разработке содержания коррекционных направлений особая роль отводится учету значимости функционирования указанных механизмов для восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры.

3. Теоретические  и экспериментальные данные в  области исследования онтогенеза  речевого развития свидетельствуют о том, что для нормативного восприятия и произношения структуры лексических единиц необходимо наличие определенного уровня сформированности ряда неречевых процессов, а именно, оптико-пространственной ориентации, сложных параметров движений и действий (динамического и ритмического), а также возможностей построения двигательных серий. Дефицитарность указанных процессов патологическим образом проецируется на функционирование механизмов вероятностного прогнозирования, упреждающего синтеза, посегментного анализа языковых единиц, что сказывается на восприятии и произнесении слов различной структуры. Результаты констатирующего эксперимента явились определяющим фактором для включения в содержание коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи направления, посвященного развитию и совершенствованию оптико-пространственной ориентации возможностей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации.

4. Нейропсихологические, психологические, физиологические характеристики оптико-пространственной ориентации,  возможностей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации, данные обследования детей позволяют оценить значимость указанных процессов для развития слоговой структуры слова и определить их как базовые предпосылки ее становления. Определяющим принципом построения этапов коррекционного воздействия явился учет обязательного опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим параллельным совершенствованием в процессе работы над восприятием и воспроизведением слов различной слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.

Формирование  предпосылок становления  слоговой структуры  слова. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации

А) Направления  коррекционной работы по развитию ориентации в собственном теле:

♦   практическое осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта, асимметрии конечностей;

Информация о работе Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР