Депрессивный регион

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание

Депрессивный регион - регион, территория, экономическое состояние которых в силу объективных, исторических условий существенно ниже среднего в стране.
Актуальность и значимость темы является то, что в нашей стране большинство регионов являются проблемными или депрессивными. А главным направлением региональной политики является поддержка и нахождения путей выхода депрессивных регионов.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении депрессивного района, какая помощь оказывается такому району и кто оказывает эту помощь.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

     Глава2 Формирование стратегии развития на примере Еврейской автономной области 
 

     2.1 Методика разработки стратегии регионального развития

     Потребность в разработке стратегии экономического и социального развития субъектов РФ определяет необходимость научного обоснования методологических и методических аспектов этой деятельности. В настоящее время имеется обширное количество трудов по этой проблематике, выполненных как коллективами научных учреждений, так и отдельными авторами. Отметим их наиболее существенные черты.

     Во-первых, констатируется коренное отличие разрабатываемых  в современных условиях стратегических документов от схем и программ размещения производства и формирования территориальных  хозяйственных комплексов, выполнявшихся в советский период. Подчеркивается, что в современной обстановке стратегический документ должен являться инструментом перехода к долгосрочной политике обустройства территорий и развития инфраструктуры, способствующей такой пространственной организации, внутри которой в максимальной степени реализуется агломерационный эффект взаимодействия предприятий, отраслей, городов и районов, субъектов РФ, обеспечивается высокоэффективное функционирование территориальной социально-экономической системы в целом, то есть приоритет должны получить именно территориальные аспекты развития.

     Во-вторых, утверждается, что документы о  перспективах социально-экономического развития регионов должны выражать систему представлений о стратегических целях и приоритетах, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. При этом подчеркивается, что цель такого сложного объекта, каковым является регион, не может быть выражена с помощью одного показателя (характеристики), а должна конкретизироваться в общем случае совокупностью качественных и количественных характеристик — целевых установок (ориентиров), целевых показателей, целевых нормативов.

     В-третьих, обосновывается, что главными отличиями  региональной стратегии в условиях формирующейся рыночной экономики России должны стать:

  1. комплексность (нацеленность на все стороны общественного развития, а не только экономическую);
  2. долговременность (расчет на многолетнее действие и на получаемый не в скором времени глубинный эффект);
  3. сопряженность с глобальной государственной стратегией общественного развития и другими ее составляющими (территориальной, экономической, политической, национальной, оборонной и т. п.)12;
  4. централизованность (направленность на уровень государства в целом, а не просто разработка обособленной региональной политики в отдельной территории)13

     Эти подходы находят применение во многих стратегических разработках социально-экономического развития федеральных округов, в стратегических концепциях и программах, выполненных в последние годы во многих субъектах РФ (Свердловская и Мурманская области, гг. Москва и Санкт-Петербург, Республика Карелия и др.).

     Пока  весьма дискуссионным остается вопрос о методологии и методах прогнозирования динамики показателей перспективного социально-экономического развития региона.

     Дело  заключается в том, что выполнение работ на уровне, обеспечивающем приемлемую силу прогноза, в настоящее время сопряжено с большими сложностями.

     В разделе 4.1 работы мы анализировали  одну из основных причин такого положения  — фактическое отсутствие системы  количественных и качественных показателей, которые охватывали бы всю совокупность экономической и социальной жизни региона, за которые несут ответственность органы государственной региональной власти. Система прогнозных показателей, предлагаемая Минэкономразвития и торговли РФ, охватывает главным образом те стороны жизнедеятельности субъекта РФ, которые имеют значение для федерального уровня управления территориальным развитием. За ее рамками остаются жизненно важные для регионов и их органов государственной власти вопросы экономической и социальной дифференциации между муниципальными образованиями, развитие потенциала предпринимательства в регионе и ряд других вопросов.

     Нет устоявшейся применительно к  регионам методики расчетов показателей  валового регионального продукта, экономически активного населения, безработицы, уровня платежеспособного спроса населения. Не разработана методика оценки валового муниципального продукта, состояния земельных, лесных, водных ресурсов территории.

     Трудности создает также фактическое отсутствие устойчивых информационных потоков между субъектами Российской Федерации, что не позволяет взвешенно учесть взаимное влияние регионов на развитие их народнохозяйственных комплексов. Отсутствие данной информации особенно остро проявляется в условиях обоснования слияния субъектов Федерации в рамках совершенствования территориальной структуры России.

     В этой связи интересными представляются предложения, содержащиеся в работе, выполненной коллективом исследователей под руководством академика РАН Гранберга А.Г. Авторы предлагают положить в основу прогнозов следующие группы факторов, влияющих на развитие регионов.

  1. Оценка объективных долговременных факторов, к которым относятся:
    1. транспортно-географическое и геополитическое положение территории, его влияние на величину затрат в производстве и обращении товаров, на тяготение к различным региональным рынкам, на условия внешнеэкономических связей;
    2. природно-климатические условия, их влияние на стоимость жизни, на величину производственных затрат, на стоимость строительства;
    3. социально-исторические особенности и характер расселения, их влияние на состав социальной сферы и бюджетных расходов, на занятость населения;
    4. уровень экономического развития, специализация в территориальном разделении труда, степень диверсификации хозяйства.
  2. Текущее социально-экономическое положение, которое оценивается на основе анализа следующих факторов:
    1. результаты и тенденции экономического развития;
    2. результаты и тенденции социального развития;
    3. состояние экологии;
    4. уровень внешнеэкономических и межрегиональных связей;
    5. результаты и ход экономических реформ;
    6. выполнение федеральных и региональных целевых программ;
    7. финансово-бюджетное положение региона.
  3. Оценка регионального социально-экономического потенциала, определяющего предпосылки и возможности развития региона и охватывающего:
    1. природно-ресурсный потенциал (минерально-сырьевые, земельные, лесные и водные ресурсы);
    2. производственныи потенциал (наличие, состояние, характер воспроизводства основных производственных фондов);
    3. финансовый потенциал, включая финансовые ресурсы, остающиеся в регионе и направляемые в федеральный бюджет и внебюджетные фонды;
    4. демографический и трудовой потенциалы;
    5. научно-технический потенциал;
    6. экспортный потенциал, конкурентоспособность основных отраслей и крупнейших предприятий.

     В работах по стратегии регионального  развития все более широкое распространение  получает сценарный подход, в котором  находят концентрированное выражение как методология, так и методика перспективных разработок. При этом в современных региональных прогнозах сложились два основных типа сценарных подходов.

     При первом типе генеральная линия стратегического  развития в сущности не меняется. Однако различаются темпы ее реализации в зависимости от условий, в которых  она будет осуществляться. Рассчитывается «оптимистический» вариант сценария при благоприятном ходе событий, «пессимистический»  при неблагоприятных условиях. Рассматривается также промежуточный вариант, который называется «реалистическим». Такие варианты расчетов приведены, например, в стратегии развития Сибири или Дальнего Востока до 2010 г.

     При втором типе сценарные варианты представляют собой по существу различные генеральные линии развития, следовательно, имеют весьма разную ожидаемую результативность. Подобный тип сценарных подходов представляется достаточно перспективным.

     Названный подход был использован при разработке стратегии регионального развития Вологодской области. Рассматривались четыре варианта развития производительных сил Вологодской области:

  1. умеренно-консервативныи;
  2. инновационный;
  3. инвестиционный;
  4. проектно-консервативный.

     Умеренно-консервативный вариант исходил из того, что основные типы и виды рыночного бизнеса  в регионе уже структурировались  и закрепились, позиционируются  как результативно функционирующие в рамках существующей ныне в России системы экономических отношений и их не следует подвергать резким переменам. Вариант имел низкие экономические и социальные риски. Однако он характеризуется низкими темпами роста валового регионального продукта, а следовательно, и уровня жизни населения, весьма зависим от принимаемых на федеральном уровне решений.

     Инновационный вариант основывается на максимальной, проводимой в сжатые сроки концентрации ресурсов в инновационном секторе экономики. Это может обеспечить прорыв в технологическом и техническом совершенствовании производства, высокую конкурентоспособность инновационных продуктов на внутреннем и внешнем рынках, дать резкое ускорение темпов роста валового регионального продукта, существенный прирост доходности производства и заметное повышение жизненного уровня населения. Но в этом варианте риски возрастают, особенно в части точности определения «точек роста» (объектов концентрации ресурсов).

     Инвестиционный  вариант ориентируется на развертывание  активной деятельности по привлечению в область инвестиций, причем с направлением всех сил и ресурсов на эти цели. Важная роль в этом варианте отводится привлечению иностранных вложений, чему способствует позитивный имидж области, сложившийся у зарубежных инвесторов. Этот вариант обеспечивает достаточный экономический рост и социальную эффективность, создает гарантии для поступательного развития в последующие годы. Однако многое в его реализации зависит от совершенствования федерального и регионального законодательства, наличия эффективных собственников и менеджеров, решения других организационно-экономических проблем, требующих значительного времени. Вариант отягощается необходимостью возврата инвестиционных кредитов. Отсутствуют и четкие критерии оценки эффективности инвестиционных затрат.

     Следует заметить, что осуществление в  чистом виде инновационного и инвестиционного вариантов затруднительно еще и потому, что они более подходят к содержанию стратегии федерального, а не регионального уровня. Ведь именно в руках федерального центра сосредоточены основные нормативно-правовые, финансово-экономические, административные инструменты региональной политики (федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, федеральный бюджет, дотации, субсидии, трансферты. Сюда же можно включить налоговое регулирование, таможенные инструменты, кредитно-денежную политику, государственные заказы и заказы для государственных нужд и т. д.) Набор же рычагов, которым располагает субъект РФ для проведения политики своего экономического и социального развития, гораздо скромнее.

     Проектно-консервативный вариант направлен на устранение слабостей и угроз, имеющихся в вышеуказанных вариантах.

     Этот  вариант предлагает сосредоточить усилия на расширении проводимой в области деятельности по созданию более комфортного бизнес-климата, стимулировании внутреннего спроса, поддержании малого и среднего предпринимательства. Для этого не требуется масштабная бюджетная поддержка, а нужны четкие «правила игры», политическая воля и профессионализм региональной и муниципальной власти.

     Другим  важным акцентом рассматриваемых для  Вологодской области вариантов  развития является формирование и реализация крупных мегапроектов институционального и коммерческого типов, направленных на диверсификацию экономики региона, привлечение незадействованных финансовых ресурсов (в том числе — населения).

     Представляется, что для проблемного региона, каким является ЕАО, следует учитывать  некоторые из перспективных моментов регионального развития, реализуемых в других регионах при разработке стратегии регионального развития.

     При этом следует учитывать, что подход к формированию и реализации стратегии социально-экономического развития региона в новых экономических условиях в качестве ключевых звеньев должен содержать определение критериев, показателей и механизмов выявления предпосылок формирования экономической политики региона, определения направлений разработки и реализации региональной инвестиционной программы, финансового обеспечения ее реализации, оценки эффективности региональной инвестиционной политики, организационную модель принятия инвестиционных решений в органах исполнительной власти региона.

Информация о работе Депрессивный регион