Депрессивный регион

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание

Депрессивный регион - регион, территория, экономическое состояние которых в силу объективных, исторических условий существенно ниже среднего в стране.
Актуальность и значимость темы является то, что в нашей стране большинство регионов являются проблемными или депрессивными. А главным направлением региональной политики является поддержка и нахождения путей выхода депрессивных регионов.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении депрессивного района, какая помощь оказывается такому району и кто оказывает эту помощь.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

     С точки зрения динамики изменения  экономических показателей предложенный подход позволяет выделять проблемные регионы трех типов:

    1. тип — отсталые (слаборазвитые относительно других) регионы;
    2. тип — депрессивные регионы;
    3. тип — регионы, находящиеся в переходном состоянии между I- II типами (транзитные).

     Регионы I типа (отсталые) являются таковыми традиционно в силу причин структурного и/или географического характера.

     Регионами II типа (депрессивными) считаются районы, охваченные структурным кризисом, которые некогда развивались и укрепляли национальную экономику, а затем стали кризисными, уступив свое лидерство другим районам. Именно утрата ведущих позиций, структурный кризис экономики и связанные с этим трудности обозначают депрессивное состояние территории.

     Отсталость  является долговременной характеристикой, подразумевает структурное и, в большинстве случаев, традиционное отставание в развитии по сравнению с более развитыми регионами. Депрессия — более динамичное явление, указывающее на недостатки в экономической деятельности недавнего прошлого46. Правда, при длительном пребывании в депрессивном качестве и в результате накопления структурных диспропорций, регион из числа депрессивных, может переместиться в группу «отсталых территорий» (возможно и обратное перемещение).

     В число регионов III типа (транзитные) включаются субъекты Федерации, для которых характерно «переходное» положение их экономик между I и II типом.

     Для регионов II и III типа характерен более  высокий уровень развития промышленности, чем для отсталых территорий, формирующих 1 тип проблемных регионов. Поэтому пороговые значения минимума промышленного производства на душу населения устанавливались таким образом, чтобы не позволить одному и тому же региону войти в списки проблемных регионов I-I1-III типов одновременно, даже если по своим показателям он мог бы претендовать на то, чтобы быть включенным в это число.

     Реализации  описанного подхода предполагает первоначально отбор регионов I типа (отсталых) из общей совокупности рассматриваемых субъектов Федерации. Затем для отобранных регионов определяется максимальный объем промышленного производства на душу населения. Это значение и принимается в качестве порогового значения при выделен и и регионов II и III типов.

     Учитывая  наличие репрезентативной официальной  статистической информации, типологизация российских регионов для целей региональной политики была выполнена по 79 из 89 субъектов Федерации (из анализа были исключены Агинский Бурятский АО, Коми- Пермяцкий АО, Ханты-Мансийский АО, Корякский АО, Ненецкий АО, Таймырский АО, Эвенкийский АО, Усть-Ордынский Бурятский АО, Ямало-Ненецкий АО и Чеченская Республика).

     Вопрос  «глубины» ретроспективного анализа детерминировался тем фактом, что сколько-нибудь пригодная для анализа типов регионов статистика появилась только с середины 1990-х годов. Впрочем, именно к 1995—1996 гг. и сложилась структура дифференциации регионов. Поэтому представлялось, что оценка изменения ситуации за 1996-1998 гг., 1999-2000 гг. и 2001-2004 гг. даст достаточно полное представление о динамике ситуации в «проблемных» регионах России непосредственно до финансового кризиса 1998, сразу после кризиса и в среднесрочной перспективе.

     В Приложении 2 к работе приведены  детальные характеристики сравнительного положения субъектов Российской Федерации за 1996-2004 гг.

     Результаты  расчетов показывают, что из 79 рассмотренных  субъектов Федерации, в 1996-2000 гг. 21 субъект Федерации, а в 2001- 2004 гг. 29 входили в число проблемных (отсталых, депрессивных и транзитных) тереторий России (см. табл. 1.1). 
 

     Таблица 1.1 Типологизация 79-ти российских регионов за 1996-2004 гг. (без учета автономных округов и Чеченской республики)

Период Отсталые регионы  Транзитные (переходные) регионы  Депрессивные  регионы 
1999- 2000 Дагестан, Ингушетия, Кабардино- Балкария, Калмыкия, Карачаево- Черкессия, Северная Осетия — Алания, Республика Алтай, Тыва Адыгея, Краснодарский, Бурятия  Ивановская, Калининградская, Псковская, Республика Марий-Эл, Пензенская, Саратовская, Читинская, Амурская, Сахалинская, Еврейская автономная область
2001- 2004 Брянская, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево- Черкессия, Республика Алтай, Тыва, Еврейская автономная область Ивановская, Псковская, Северная Осетия, Бурятия, Читинская  Калининградская, Ставропольский, Новосибирская, Омская, Амурская, Камчатская
2004-2008 Дагестан, Адыгея, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Республика Алтай, Тыва, Еврейская  автономная область Калмыкия, Бурятия, Брянская, Ивановская, Псковская, Ставропольский,Республика Марий-Эл, Калининградская, Воронежская, Рязанская, Волгоградская, Мордовия, Новосибирская, Омская, Читинская, Амурская, Камчатская
 

     Если  число отсталых территорий на протяжении рассматриваемого периода оставалось достаточно стабильным (8-10 субъектов РФ), то число, а главное, состав депрессивных и переходных регионов за рассматриваемое время претерпели сильное изменение. Несмотря на улучшение макроэкономической ситуации в РФ в 2001-2004 гг., в это время региональная дифференциация не снижалась и, как следствие, в этот период возрастает число регионов переходного (транзитного) и депрессивного типов.

     Что касается состава отсталых регионов, то за рассматриваемое время можно  говорить скорее не об изменении состава, а о росте числа отсталых территорий в России. На всем анализируемом периоде выделяются два «полюса отсталости»: республики Северного Кавказа (включая прилегающую Калмыкию) и регионы юга Сибири и Дальнего Востока.

     Все отсталые регионы могут считаться  периферийными и в географическом, и в политическом смысле слова и нуждаются в федеральной поддержке. В настоящее время все названные регионы чрезвычайно зависят от трансфертов.

     В послекризисном 1999 г. в число отсталых регионов «просели» Брянская и Еврейская  автономная области (ЕАО). При этом если Брянской области в последующем  удалось несколько улучшить показатели регионального развития и переместиться в число регионов переходного типа, то правительству ЕАО не удалось значительно улучшить ситуацию в регионе.

     Состав депрессивных регионов за рассматриваемый период оказался очень подвижным. Из регионов, которые в 1996—1998 гг. проявляли признаки депрессивности, к 2005 г. в числе депрессивных остались лишь Калининградская, Читинская и Амурская области. Остальные субъекты Федерации либо улучшили свое положение (Саратовская и Сахалинская области), либо ухудшили его, как это произошло с Ивановской, Псковской, Пензенской областями и Республикой Марий-Эл, переместившихся в переходные (транзитные) регионы, а Еврейская автономная область, как уже отмечалось, в послекризисный период 1999—2000 год «провалилась» по основным социально-экономическим показателям в число отсталых регионов и, к сожалению, «закрепилась» в их числе.

     Следует отметить географическое разнообразие российских депрессивных регионов (от Калининградской до Сахалинской и Камчатской областей). В значительной мере подобный территориальный разброс может быть объяснен пространственной структурой кризиса 1990-х годов, который серьезно повлиял на многие отрасли российской экономика.

     Нестабильность  состава депрессивных регионов указывает  на их относительную «молодость». Однако следует отметить, что если в 1996—1998 гг. численное большинство среди депрессивных регионов принадлежало европейским субъектам Федерации, то к 2005 году сомнительное лидерство в этой группе «захватали» азиатские регионы России.

     При этом в расчетах «по периодам» (табл. 1.3), не учитывались, как уже отмечалось, данные по автономным округам и Чеченской республике. А ведь эти регионы в большинстве (за исключением нефтегазодобывающих Ханты-Мансийского и, Ямало-Ненецкого АО, а также центра цветной металлургии — Таймырского АО) относятся к проблемным территориям.

     Расчеты, выполненные по 88 российским субъектам  Федерации (за исключением Чеченской  Республики) по состоянию на начало 2004 г. (см. карту I), подтвердили факт увеличения общего числа проблемных регионов и периферийного их распределения по территории страны.

     Резюмируя следует отметить, что в современных  условиях анализ ситуации и поиск перспектив развития важен для любого региона, но для проблемного периферийного района в условиях современной слабовыра- женной государственной региональной политики, — особенно.

     Особо отметим, что выполнение типологизации  субъектов Федерации и организация мониторинга за состоянием проблемных регионов предполагает гораздо более полную и достоверную информацию о социально-экономическом положении и динамике регионов, чем это позволяет сделать существующая российская статистическая система.

     Хотя  формируемый Госкомстатом РФ объем  региональных социально-экономических показателей довольно значителен, но все-таки статистический охват важных областей экономической деятельности недостаточен.

     1.2 Методы регулирования социально-экономического развития проблемного региона

     Реализация  государственной региональной политики в отношении проблемных районов часть хозяйственного механизма страны, и во многом ее содержание зависит от специфики развития конкретной страны. Государство определяет конкретные формы и методы осуществления региональной политики, находясь в рамках возможностей, диктуемых конкретной стадией экономического развития страны.

     Для современной России демонтаж прямого административного давления на экономику со стороны государства сопровождается выработкой концепции государственного регулирования с позиций умеренного воздействия государства на экономику. Вопрос при этом заключается в том, что собой представляет это умеренное вмешательство, другими словами, — каковы его конкретные методы.

     Вся история формирования региональной политики в странах с рыночной экономикой с 1930-х годов до наших  дней показывает, что в проблемных районах борьба разворачивается именно за снижение уровня безработицы. При таком подходе, казалось бы, ясна и основная цель региональной политики сохранение в проблемном районе существующих рабочих мест и создание новых. Для этого, как кажется, необходимо концентрировать усилия на развитии трудоемких отраслей промышленности и хозяйства, особенно — сферы услуг.

     В реальности реализуемая региональная политика направлена зачастую на привлечение  капиталоемких отраслей промышленности и деловых услуг. Особое внимание к промышленности при реализации региональной политики вызвано тем, что развитие сферы услуг в проблемных районах зачастую ограничено узостью их местного рынка. В кризисных районах требуются, прежде всего, рабочие места для мужчин, теряющих их в традиционных отраслях (тяжелое машиностроение, добыча полезных ископаемых, черная металлургия и т. п.). По сравнению со сферой обслуживания новейшие отрасли промышленности предоставляют больше «мужских» рабочих мест.

     Несмотря  на индивидуальность мер по выводу региона из проблемного состояния, можно вычленить ряд относительно однотипных элементов, используемых государством в отношении каждого из подобных районов. Речь идет о видах помощи и основных направлениях предоставления помощи проблемным территориям, классификация которых представлена в таблице 1.2. 

     Таблица 1.2 Виды помощи проблемным регионам 

Федеральная помощь Финансовая Государственные субсидии, регионально ориентированные  государственные инвестиции, налоговая политика, льготные займы
Экономическая Государственные закупки, приватизация госпредприятий, приобретение акций частных предприятий, размещение госпредприятий
Внеэкономическая Разрешения, запреты, лицензии, сертификаты
Участие территории в федеральной поддержке Поиск локальных  «точек санации» Закрытие нерентабельных предприятий
Сохранение  и санация жизнеспособных производств
Инициализация «точек роста», обладающих внутренним потенциалом развития
Международная помощь Техническая
Инвестиционная

Информация о работе Депрессивный регион