Депрессивный регион

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание

Депрессивный регион - регион, территория, экономическое состояние которых в силу объективных, исторических условий существенно ниже среднего в стране.
Актуальность и значимость темы является то, что в нашей стране большинство регионов являются проблемными или депрессивными. А главным направлением региональной политики является поддержка и нахождения путей выхода депрессивных регионов.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении депрессивного района, какая помощь оказывается такому району и кто оказывает эту помощь.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

Источник: составлено по Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. М.: УРСС. 1997. 372 е.; Леонов С.Н. Региональная экономическая политика в переходной экономике. Владивосток: Дальнаука. 1998. 203 с. 

     Подробнее рассмотрим набор мер, к использованию  которого прибегают страны с развитыми  рыночными отношениями, пытаясь снять остроту социально-экономических напряжений в проблемных районах.

     Федеральная помощь, ее виды и принципы предоставления. Данный вид помощи депрессивным и отсталым регионам является основным и может оказываться как в виде финансовой, экономической, так и внеэкономической поддержки.

     Совокупность  инструментов (рычагов), включаемых в  каждый из трех видов федеральной  помощи, может оказывать прямое или  косвенное, стимулирующее или ограничительное воздействие на решение стоящих перед депрессивным районом проблем.

     Финансовая  федеральная поддержка проблемным регионам оказывается в виде финансово-бюджетной и кредитно-денежной помощи. Ее основными инструментами выступают государственные субсидии, регионально ориентированные государственные инвестиции, налоговая политика и предоставление льготных займов. Считается, что такая помощь наиболее «понятна» частному бизнесу5.

     Государственные субсидии местным органам власти, в том числе целевые, как правило, обусловлены определенными требованиями. Например, долевое участие региональных органов в финансировании национальных программ, узкая направленность расходования, ограничение функциональной сферы, в рамках которой эти средства могут расходоваться, жесткий контроль федеральных ведомств за расходованием субсидий. Однако может быть предусмотрено и свободное расходование средств по усмотрению местных властей.

     Широко  применяется и государственное субсидирование частных компаний. Обычно субсидии выдаются компаниям в виде части суммы, необходимой для реализации проекта, или фиксированной суммы за одно вновь созданное (сохраненное) рабочее место. Ставки субсидий и формы, в которых они выплачиваются, определяются на весь период действия закона. Срок обычно не оговаривается, но подразумевается, что ставки субсидий и формы их выплат остаются неизменными до принятия нового закона.

     Решение о предоставлении субсидий принимается  обычно центральными органами для крупных проектов и региональными — для меньших. В одних странах решения реализуются «отраслевыми» министерствами и их региональными отделениями, в других — специально созданными центральными органами6.

     Для депрессивных районов максимальная реальная доля субсидий колеблется от 10 до 25% стоимости проекта, особенно это практикуется в Великобритании. Реально же помощь редко предоставляется по максимуму. На это могут лишь рассчитывать отдельные депрессивные ареалы, инициаторы особо значимых проектов.

     Другой  вид федеральной финансовой помощи регионально ориентированные государственные инвестиции в производственную, социальную и экологическую инфраструктуру. Развитая и современная производственная (и, естественно, социальная) инфраструктура имеет в проблемных районах в долгосрочном плане особое значение.

     Формально затраты государства на инфраструктуру часто не относят к региональной политике. Однако через отраслевые органы управления, региональные и местные власти государство передает проблемным районам значительные суммы.

     Предоставление  налоговых льгот традиционно используемый вид государственного воздействия на деятельность предпринимателей. В современных условиях этот экономический регулятор имеет достаточно широкое распростратение. Система налоговых льгот является гибкой, мобильной, получила широкое распространение во всех промышленно развитых странах.

     В сфере региональной политики налоговые  льготы (в зависимости от форм применения) могут поощрять предпринимателя обосноваться в отсталом (или развивающемся) районе или, наоборот, избежать размещения в перенаселенном мегаполисе или столичной зоне, расширить производственные мощности или модернизировать предприятие7. Такие льготы могут включать полное освобождение от налогов, от налога на прибыль или от земельного налога, что дает основание рассматривать их как косвенное субсидирование нового производства.

     В основном льготы предоставляются при  уплате местных налогов.

     Они выражаются в снижении ставок этих налогов или их полной отмене на срок от 5 до 10 лет с начала деятельности компании в проблемном районе. Льготы поощряют реинвестировать прибыли на месте.Ставки местных налогов часто исчисляются десятками процентов от объема прибыли, поэтому льготы представляют особый интерес для фирм, действующих в депрессивных районах.

     Экономическая федеральная помощь охватывает перемещение существующих фирм, а также размещение новых государственных (или подконтрольных государству) предприятий в депрессивных районах; приватизацию государственных предприятий; приобретение акций частных фирм; другие формы изменения соотношения доли государственного и частного сектора в экономическом вкладе в развитие депрессивных районов.

     Среди инструментов федеральной экономической  помощи депрессивным районам несколько особняком стоит система государственных закупок (или госзаказа).

     Активность  государства в формировании госзакупок различается от страны к стране, но экспериментально установлено, что на каждую единицу прироста государственных закупок приходится приблизительно 2,5-3 единицы прироста совокупного конечного продукта, причем 1 единица придется на рост поставок государству, по 0,5 на рост инвестиций в основной капитал и товарные запасы, до 1,5 на рост личного потребления. Увеличение промежуточной продукции (сырья, топлива и т. п.) составит еще около 2,5-3 единиц. Таким образом, полный мультипликатор влияния госзакупок на валовую продукцию может составить 5-6 единиц8.

     Существующий  опыт показывает, что в странах  с высоко приватизированной экономикой (например, США и Канаде) удельный вес государственного потребления, осуществляемого через систему государственных закупок, достаточно велик9.

     При организации госзакупок прямую государственную  поддержку получают те приоритеты, которые отражают государственную структурную политику и распространяются на сферы с ограниченными возможностями коммерческого освоения инноваций. К таким сферам относятся вновь создаваемые наукоемкие виды деятельности как в новых, так и в депрессивных районах.

     Контракты являются широко применяемой формой управления госзакупками. Наибольшее распространение они получили в  США, где функционирует Федеральная контрактная система. Действие последней подкрепляется сводом законодательных актов государственного регулирования. В формировании и приведении в действие Федеральной контрактной системы участвуют все уровни федерального правительства, начиная от конгресса и президента США и кончая полутора десятками федеральных министерств, их региональными и штатными управлениями, а также представителями государства на фирмах-исполнителях заказов10.

     Применяя  контрактную систему организации  госзакупок, государство способно оценить масштабы и целесообразность проведения работ, отбирая на основе конкурса наиболее перспективные и наименее дорогостоящие проекты, способные снять социально-экономическую напряженность в депрессивном районе.

     Внеэкономическая федеральная помощь проблемным районам многогранна. Среди ее проявлений выделяется ряд направлений:

  1. Законодательное регулирование сроков амортизации основных средств, в частности, предоставление прав ускоренной амортизации. В контексте задач активной региональной политики, нацеленной на развитие новейших предприятий и технологий в депрессивных районах, предоставление права ускоренной амортизации приобретает существенную ценность.
  2. Разрешения, запреты, лицензии, сертификаты и другие средства прямого контроля государства над строительством производственных объектов11. В число мер внеэкономической федеральной помощи депрессивным районам может быть включено и нормирование, рационирование потребления отдельных видов ресурсов (тепло- и электроэнергии, строительных материалов), правовые нормы в области землепользования, охраны окружающей среды и других сферах.

     3. Крупные и локальные целевые программы федерального и регионального уровней. Например, программы занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, жилищного строительства, охраны окружающей среды.

     При явном лидерстве государства в регулировании процессов вывода района из депрессивного состояния, на органы власти административно-территориальных образований ложится основная инициирующая и реализующая роль. Именно местные органы власти должны не только организовать отбор и оценку депрессивности своих территорий, но и направлять и контролировать целевое использование финансовых средств.

     Для российских проблемных территорий долевое  участие в финансировании федеральных программ помощи имеет принципиальное значение, так как настраивает на поиск внутренних резервов, дополнительных источников финансовых ресурсов и способов их привлечения, повышает ответственность за целевое и эффективное использование средств. Эти моменты помогают преодолеть социальную апатию у одних районов и ликвидировать иждивенческие настроения у других.

     Сами  условия долевого участия районов  в финансировании мероприятий программ федеральной помощи на своей территории не только могут, но и должны быть различны и определяться применительно к специфике каждого района.

     Международную помощь в преодолении проблемности регионального развития следует скорее рассматривать как один из видов федеральной помощи депрессивным и отсталым территориям. Речь идет о государственном содействии в получении международной технической и инвестиционной помощи.

     В настоящее время осуществляется довольно интенсивная техническая и инвестиционная поддержка Российской Федерации со стороны межправительственных, международных правительственных, неправительственных, частных организаций и фондов других стран или их сообществ.

     Среди наиболее крупных программ можно  выделить «Техническое содействие странам СНГ» (TACIS), разработанную и официально утвержденную руководящими органами Европейского Сообщества, проекты Европейского Банка Реконструкции и Развития, проекты и программы Всемирного Банка и ряд других.

     Инициировать  интерес российских и зарубежных инвесторов возможно только путем создания благоприятного для отечественных и зарубежных инвесторов инвестиционного климата на депрессивных территориях, в частности, за счет предоставления федеральных гарантий и льгот.

     Как отмечалось выше, большинство видов  федеральной помощи предоставляется в начале реализации проекта, а все «минусы» проблемных районов явление постоянное. Предприятия и учреждения в подобных районах испытывают наибольшие трудности во время реализации проектов, когда помощь государства минимальна.

     Очевидно, что в условиях общего кризиса сильно затруднена полная социально-экономическая реабилитация проблемных районов. Речь можно вести лишь о снятии первичной аномальной остроты проблемы. Требуются системные по существу мероприятия и механизмы санации, способные одновременно воздействовать на ситуацию в экономике, политике, социальных отношениях, природопользовании и других сферах жизнедеятельности, и предполагающие применение многофункциональных и многоступенчатых экономико-правовых, социально-экономических и других регуляторов, воздействующих на территориальную ситуацию.

     Особую  ценность приобретают все усилия государственных органов, направленные на комплексное решение проблем отсталых и депрессивных районов. Последнего возможно достичь в ходе разработки комплексных программ санации экономики проблемных районов. В долгосрочном плане именно «программная» деятельность государства по санации проблемных районов представляется наиболее эффективной. При этом появляется возможность учитывать как ресурсные возможности регионов по самостоятельному разрешению сложившихся ситуаций, так и институциональные и инвестиционные возможности государства по содействию выводу территорий в режим саморазвития или хотя бы снятия аномальной остроты проблемы на кризисной территории.

Информация о работе Депрессивный регион