Кадастры как одна из информационных основ управления природопользованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 04:23, курсовая работа

Описание

Кадастр - итог длинного исторического развития. Анализ кадастровой деятельности в прошлом позволяет лучше организовать ее в настоящее время, и позволит с большей уверенностью .
Государственные кадастры природных ресурсов (ГКПР) - совокупность (свод) сведений, экономических, экологических, организационных и технических показателей о составе и категориях пользователей, количественном и качественном состоянии этих ресурсов, их экологической и экономической оценке.

Содержание

1. Понятие о кадастре природных ресурсов. Назначение кадастров.

2. Виды кадастров природных ресурсов.

3. Земельный кадастр РФ.

4. Водный кадастр РФ.

5. Главные проблемы существующей системы отраслевых ресурсных кадастров России.

6. Комплексный территориальный кадастр природных ресурсов – новый элемент кадастрового учета.

Работа состоит из  1 файл

природопользование2.docx

— 38.26 Кб (Скачать документ)

 

31. Кадастры как  одна из информационных основ 

управления природопользованием 

План 

 

1. Понятие  о кадастре природных ресурсов. Назначение кадастров. 

 

2. Виды кадастров  природных ресурсов.

 

3. Земельный  кадастр РФ.

 

4. Водный  кадастр РФ.

 

5. Главные  проблемы существующей системы  отраслевых ресурсных кадастров  России.

 

6. Комплексный  территориальный кадастр природных  ресурсов – новый элемент кадастрового  учета. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие о кадастре природных  ресурсов. Назначение кадастров. 

Кадастр - итог длинного исторического развития. Анализ кадастровой деятельности в прошлом позволяет лучше организовать ее в настоящее время, и позволит с большей уверенностью .

Государственные кадастры природных ресурсов (ГКПР) - совокупность (свод) сведений, экономических, экологических, организационных и  технических показателей о составе  и категориях пользователей, количественном и качественном состоянии этих ресурсов, их экологической и экономической  оценке.

В соответствии со статьями 6, 69 Закона «Об  охране окружающей среды» ГКПР ведутся  на всех уровнях (федеральном, республиканском, краевом, областном), и их ведение  возлагается на соответствующие  государственные органы с целью  организации учета качества и  количественных характеристик природных  ресурсов, а также их социально-экономической  оценки.

Сведения  для формирования и ведения КПР  предоставляются:

  по ресурсам  недр,

  по поверхностным  водным ресурсам,

  по лесным  ресурсам,

  по почвенным  ресурсам,

  по водно-болотным  угодьям (в том числе международного  значения),

  по гидробиологическим  ресурсам,

  по ресурсам  промысловых видов животных,

  по ресурсам  используемых видов дикорастущих  растений, грибов,

  по редким  и исчезающим видам биоты, 

  по климатическим  ресурсам,

  по интегральной  оценке экологического состояния  территории,

  по особо  охраняемым территориям, 

  по природным  объектам рекреационного и культурно  исторического значения.

Работу  по формированию территориальных кадастров  природных ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов  РФ. Для этого они могут создавать  территориальные кадастровые центры. По решению государственных органов  управления субъектов Федерации  функциями ведения таких кадастров  могут наделяться управления (департаменты) по природопользованию в составе  правительств и администраций, комитеты по экологии и природопользованию Минприроды России, другие государственные учреждения и организации, к компетенции  которых относятся указанные  вопросы.

Сведения  для формирования и ведения территориальных  кадастров природных ресурсов и  объектов предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том  числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных, по ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам биоты (биота – комплекс живых организмов, обитающих на данной территории), по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно-исторического  значения.

Информация  территориальных кадастров природных  ресурсов и объектов хранится на машинных носителях и адаптирована для  пользования лицами, принимающими решения  в области:

• обеспечения  управленческих решений в эколого-ресурсной  сфере на уровне субъектов Российской Федерации и ниже;

• проведения функционального зонирования территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентации по ее использованию;

• организации  и реорганизации размещения производительных сил;

• реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;

• изменения  структуры и базы налогообложения  в регионе;

• ресурсосбережения, рационального использования природных  ресурсов и охраны окружающей среды;

• обеспечения  санитарной и экологической безопасности;

• разграничения  компетенции по распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

• приватизации природных объектов.

2. Виды кадастров  природных ресурсов.

Государственными  кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных  и технических показателей, характеризующих  качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению  рационального использования природных  ресурсов и охране окружающей среды  от вредных воздействий. На основе кадастров  проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система  мер по восстановлению нарушенного  состояния природы. Важно, чтобы  данные о качественных характеристиках  природных ресурсов, содержащиеся в  соответствующих кадастрах, служили  основой при принятии решения  о предоставлении природного ресурса  в пользование.

Кадастры  ведутся по отдельным видам природных  ресурсов и по территориям.

Государственный земельный кадастр. Состав данных, которые  должны быть получены при ведении  земельного кадастра, определяется ст. 110 Земельного кодекса РСФСР. Эти  данные включают: количество земель, распределение  их по категориям, качественный состав земель, их распределение по использованию, собственников земли, владельцев, пользователей, арендаторов.

Данные  кадастровой оценки земель применяют  при планировании использования  земель, распределении по целевому назначению, их предоставлении и изъятии, при определении платежей на землю, для оценки степени рационального  использования земель.

Ведение государственного земельного кадастра возложено на органы Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Ведется в целях  обеспечения разработки федеральных  и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования  месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий  по их добыче, а также в других целях.

Его ведение возложено на Министерство природных ресурсов РФ. Состав данных, которые должны содержаться в  кадастре, определяется Законом РФ «О недрах» (ст. 30 и 32). Государственный  кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в  них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические  и другие условия разработки месторождений, содержать геолого-экономическую  оценку каждого месторождения, а  также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Данный  вид кадастра ведется на основе геологической  информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое  изучение недр, в федеральный и  территориальный фонд геологической  информации, а также на основе государственной  отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные  фонды.

Наряду  с ведением кадастра с целью учета  состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности  запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени  промышленного освоения, добыче потерях  и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации их запасов, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 31 Закона «О недрах».

В Законе «О недрах» имеется также  ст. 27, посвященная геологической  информации о недрах, в соответствии с которой информация о геологическом  строении недр, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических  отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной  собственности или в собственности  пользователя недр.

Государственный лесной кадастр ведет Федеральная  служба лесного хозяйства России. В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса  РФ государственный лесной кадастр  содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и  категории защитности, экономическую  оценку лесов.

Данные  кадастра используются для определения  экономического и экологического значения лесов, выбора лесосырьевых баз для  заготовки древесины, проведения лесовосстановительных  работ, замены малопродуктивных лесов  высокопродуктивными лесными угодьями.

Государственный водный кадастр ведется в соответствии со ст. 79 Водного кодекса РФ. Государственный  водный кадастр представляет собой  свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Он ведется  в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод. Водный кодекс обязывает водопользователей  представлять в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного  фонда данных, подлежащих включению  в водный кадастр.

Данные  государственного водного кадастра являются основой для принятия решений  при осуществлении государственного управления в области использования  и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном  законодательством РФ.

Ведение государственного водного кадастра осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного  фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии  и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

Специально  уполномоченный государственный орган  управления использованием и охраной  водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в водном кадастре, в порядке, установленном  водным законодательством Российской Федерации.

Наряду  с ведением государственного водного  кадастра ВК РФ (ст. 75) предусматривает  ведение водохозяйственных балансов, которые представляют собой расчетные  материалы по сопоставлению потребности  в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Водохозяйственные  балансы предназначены для оценки наличия и степени использования  водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям  субъектов РФ и используются для  планирования и принятия решений  по вопросам использования и охраны водных объектов. Составление водохозяйственных  балансов осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного  фонда.

Государственный кадастр объектов животного мира предусмотрен ст. 14 Федерального закона «О животном мире». Этот вид кадастра содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного  мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном  использовании и другие необходимые  сведения.

Ведется в целях обеспечения охраны и  использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Количественный и качественный учет животных охотничьего фонда ведет  Управление охоты и охотничьего  хозяйства Минсельхозпрода России. Учет рыбных запасов в количественном и качественном показателях во внутренних водоемах ведет Комитет по рыболовству  РФ.

  Государственный кадастр особо  охраняемых природных территорий  ведется в соответствии со  ст. 4 Закона «Об особо охраняемых  природных территориях», а также  постановлением Правительства РФ  от 19 октября 1996 г. «О порядке  ведения государственного кадастра  особо охраняемых природных территорий».  Он включает в себя сведения  о статусе этих территорий, об  их географическом положении  и границах, режиме их особой  охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической  и культурной ценности.

Этот  вид кадастра имеет целью оценку состояния природно-заповедного  фонда, определение перспектив развития сети данных территорий, повышение  эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Ведется органами Госкомэкологии России.

Как особую разновидность кадастра редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную  книгу РФ.

3.  Земельный  кадастр РФ.

Земельный кадастр - это совокупность достоверных  и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении  земель. Государственный земельный  кадастр РФ включает данные регистрации  землепользователей, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.

Земельный кадастр в предпритиях, организциях  и учреждениях является основной составной частью земельного кадастра РФ. Данные земельного кадастра необходимы землепользователям для их производственной деятельности, районным организациям - для руководства и контроля за правильным исполльзованием земель и ведения государственного земельного кадастра.

Информация о работе Кадастры как одна из информационных основ управления природопользованием