Кадастры как одна из информационных основ управления природопользованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 04:23, курсовая работа

Описание

Кадастр - итог длинного исторического развития. Анализ кадастровой деятельности в прошлом позволяет лучше организовать ее в настоящее время, и позволит с большей уверенностью .
Государственные кадастры природных ресурсов (ГКПР) - совокупность (свод) сведений, экономических, экологических, организационных и технических показателей о составе и категориях пользователей, количественном и качественном состоянии этих ресурсов, их экологической и экономической оценке.

Содержание

1. Понятие о кадастре природных ресурсов. Назначение кадастров.

2. Виды кадастров природных ресурсов.

3. Земельный кадастр РФ.

4. Водный кадастр РФ.

5. Главные проблемы существующей системы отраслевых ресурсных кадастров России.

6. Комплексный территориальный кадастр природных ресурсов – новый элемент кадастрового учета.

Работа состоит из  1 файл

природопользование2.docx

— 38.26 Кб (Скачать документ)
style="text-align:justify">Безвозвратные потери пашни только вследствие деградации почв достигли 1.5 млн гектар (га) в  год. Денежное выражение этих потерь составляет не менее 2 млрд долларов.

Необходимо  отметить, что большая часть потерь почв, их плодородия носит антропогенный  характер, то есть обуславливается  неразумной нерациональной деятельностью  человека.

Таким образом постановка вопроса о  решении проблемы рационального  использования земельных ресурсов и охране их вполне правомерна и  требует скорейшего разрешения.

Темпы и масштабы деградации почв достигли таких размеров, что это создает  угрозу нашей национальной безопасности на перспективу.

Актуальна эта проблема и в правовом аспекте, так как в России до сих пор  не принят закон “О почвах”. В правовом отношении почвы в России безнадзорны. Законодательно не установлено, что  сохранение почв и их плодородия является одной из приоритетных задач государства  и граждан России.

6. Комплексный  территориальный кадастр природных  ресурсов- новый элемент кадастрового  учета.

Несколько лет назад разговоры о комплексном  территориальном кадастре природных  ресурсов принимались с недоумением  и раздражением почти всеми федеральными ведомствами. Признавалась только компетенция  федеральных служб на их создание и ведение.

1998 год уже прошел под разговоры  почти всех ведомств о необходимости  комплексного территориального  кадастра и о роли муниципалитетов  в этом процессе. Времена меняются. Муниципальные власти в городах  стали реально управлять своими  территориями. Управление территорией  предполагает полное владение  ситуацией, что означает наличие  у органа управления точных  комплексных сведений о состоянии  управляемого объекта. 

Система комплексных территориальных кадастров  природных ресурсов и объектов (далее  КТКПР) формируется для обеспечения  органов исполнительной власти и  органов местного самоуправления достоверной  информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в Российской Федерации.

КТКПР является частью территориальной информационной системы и представляет собой  государственный свод системно-организованных данных о природных ресурсах и  природных объектах в границах административной территории (субъект Российской Федерации, округ, район), предназначенных для  обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных  ресурсов и обеспечения экологической  безопасности.

Комплексность информации в КТКПР достигается  путем использования расчетных  интегральных показателей, итеративных  экспертных оценок на основе анализа  кадастровых и других данных по учету  отдельных природных ресурсов, а  также данных экологического мониторинга  и государственной статистики. Информация КТКПР используется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями в  целях:

разработки  стратегии устойчивого социально-экономического развития территорий и обеспечения  экологических приоритетов этого  развития;

гармонизации  природно-ресурсных отношений между  городскими и окружающими их сельскими  территориями;

выравнивания  уровня социально-экономического развития районов в пределах территории субъекта Российской Федерации;

определение стратегических направлений для  государственных и частных инвестиций на территорию субъекта Российской Федерации, гарантирующих не истощаемое использование  его природно-ресурсного потенциала;

в других целях, направленных на сохранение окружающей среды и природных  ресурсов.

КТКПР создается на основе современных  геоинформационных и телекоммуникационных технологий, что означает включение  в него систем создания и поддержания  цифровых кадастровых карт и планов, баз данных по учету природных  ресурсов и загрязнения природных  сред, а также технических и  программных средств для работы в различных режимах удаленного доступа. Таким образом, КТКПР представляет собой распределенную информационную систему, в которой, с ориентацией  на конечного пользователя, можно  выделить три подсистемы:

информационно-справочная подсистема;

сопровождающая  подсистема;

подсистема  расширения.

Назначение  информационно-справочной подсистемы - обеспечение структурных подразделений  органов государственной власти необходимой информацией по объектам охраны природы и рационального  использования природных ресурсов в интересующем их масштабе и с  заданной детализацией, представляемой в виде документов установленной  формы и средств наглядного представления  информации (карт, схем, графиков, и  т.д.).

Назначение  сопровождающей подсистемы - поддержание  в актуальном состоянии баз графической  и семантической информации, а  также математического обеспечения  для работы информационно справочной подсистемы.

Система должна функционировать в рамках региональной вычислительной сети на уровне двух первых подсистем.

Назначение  подсистемы расширения - организация  пополнения баз графической и  семантической информации принципиально  новыми слоями и реквизитами, подключение  новых математических моделей и  организация интерфейса для автоматизированного  обеспечения новых моделей данными  из ранее созданных баз, исключая дублирование информации. Следует подчеркнуть, что подсистема расширения работает на первые две и является главнейшим элементом обеспечения жизнеспособности столь крупной информационной системы  как КТКПР при изменяющихся внешних  условиях, начиная с нормативно-законодательной  базы и кончая уровнем программных  и технических средств 

В состав КТКПР на первом этапе входят автоматизированные базы кадастров, ряд  из которых уже разработаны и  проходят опытную эксплуатацию:

земельных ресурсов;

водных  ресурсов;

лесных  ресурсов;

геоботанических ресурсов;

животного мира;

месторождений полезных ископаемых;

атмосферных загрязнений и охраны атмосферного воздуха;

промышленных  и бытовых отходов.

Информация  КТКПР хранится на машинных носителях  и адаптирована для пользования  лицами, принимающими решения, в области:

  • -обеспечения управленческих решений в эколого-ресурсной сфере на уровне субъектов Российской Федерации и ниже;
  • -проведения функционального зонирования территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентации по ее использованию;
  • -организации и реорганизации размещения производительных сил;
  • -реализация инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;
  • -изменения структуры и базы налогообложения в регионе;
  • -ресурсосбережения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • -обеспечения санитарной и экологической безопасности;
  • -разграничения компетенции по распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • -приватизации природных объектов.

 

  При формировании и ведении  КТКПР используются компьютерные  системы сбора, обработки, хранения  и предоставления кадастровой  информации. Вопросы выбора масштабов,  программного обеспечения и видов  технических средств для применения  в целях ведения КТКПР решаются  органами государственного управления  субъектов Федерации при участии  заинтересованных ресурсных ведомств  и Федеральной службы геодезии  и картографии, исходя из необходимости  обеспечения сопоставимости, сопряженности  систем управления базами данных  и геоинформационных систем, используемых  в различных отраслевых и территориальных  кадастрах и реестрах.

Данные  КТКПР подлежат обязательному применению при установлении и изменении  режимов использования территорий, при лицензировании природопользования и проведении экологической экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности, а также при формировании налоговой  политики в области использования  природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Содержание  КТКПР.

КТКПР содержит предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в  области охраны окружающей природной  среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных  ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической  оценке во взаимоувязке с экологической  ситуацией на территории субъекта Федерации  и составляющих его районов.

Сведения  о правовом статусе природных  объектов (распределение по субъектам  владения и пользования) составляют отдельный адресно-правовой раздел информации КТКПР, который формируется  в полном соответствии с данными  государственного земельного кадастра, других кадастров природных ресурсов, реестров собственности на недвижимое имущество, регистрирующих эту информацию.

  Сведения для формирования и  ведения КТКПР предоставляются  по ресурсам недр, по поверхностным  водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным  угодьям (в том числе международного  значения), по гидробиологическим  ресурсам, по ресурсам промысловых  видов животных, по ресурсам используемых  видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим  видам биоты, по климатическим  ресурсам, по интегральной оценке  экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям,  по природным объектам рекреационного  и культурно-исторического значения.

  Учет природных ресурсов ведется  по объектам и классификационным  единицам, принятым для каждого  вида природных ресурсов. По мере  повышения уровня учета классификационные  единицы учета укрупняются в  соответствии с задачами по  территориальному управлению природопользованием  и охраной окружающей среды.

 

  Информация КТКПР должна быть  представлена в виде географических  карт, таблиц и описаний на  электронных и бумажных носителях  и унифицирована по масштабам  карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям  режимов использования и методикам  социально-экономической оценки. Унификация  и согласование форм предоставляемых  данных осуществляется ведущими  отраслевые кадастры природных  ресурсов федеральными органами  исполнительной власти на основании  возложенных на них в соответствии  с законодательством Российской  Федерации функций.

  Перечень обязательных кадастровых  показателей по характеристикам  каждого вида природного ресурса  разрабатывается Минприроды России  совместно с другими федеральными  органами исполнительной власти  в области охраны окружающей  природной среды и утверждается  Минприроды России.

  Перечень дополнительных кадастровых  показателей, необходимых для  территориального управления, устанавливают  органы государственного управления  субъектов Федерации в зависимости  от природно-ресурсной и хозяйственной  специфики конкретной территории.

Порядок формирования КТКПР.

Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют работу по формированию КТКПР на подведомственной территории. Для этих целей они могут создавать  территориальные кадастровые центры (государственные предприятия или  учреждения - далее ТКЦ).

  По решению государственных органов  управления субъектов Федерации  функциями ТКЦ могут наделяться  управления (департаменты) по природопользованию  в составе правительств и администраций,  комитеты по экологии и природопользованию  Минприроды России, другие государственные  учреждения и организации, к  компетенции которых относятся  указанные вопросы.

  Финансирование материально-технической  части работ по созданию и  функционированию ТКЦ в рамках  эксперимента осуществляется из  бюджетных и внебюджетных средств,  выделяемых субъектами Российской  Федерации и входящих в их  состав административно-территориальных  единиц.

Информация о работе Кадастры как одна из информационных основ управления природопользованием