Научно- исследовательская работа учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка методики изучения популяций растений в условиях летнего лагеря для повышения эффективности обучения учащихся.
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по проблемам организации и методики проведения научно-исследовательской работы учащихся по биологии.
2. Анализ содержания и структуры понятия «популяция растений».
3. Разработка методики проведения научно- исследовательской работы учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно- исследовательская работа школьников 5
1.1.Характеристика научно- исследовательской работы учащихся в школе 5
1.2. Научно- исследовательский лагерь «Юный исследователь» 14
1.3. Популяция растений как объект изучения учащихся 16
Глава 2. Методика научно- исследовательских работ учащихся в условиях летнего лагеря 19
2.1.Формы и методы научно- исследовательской работы в условиях лагеря 19
2.2. Методика научно- исследовательских работ по изучению популяций растений 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения

Работа состоит из  1 файл

попул исправ.docx

— 3.30 Мб (Скачать документ)

     Постоянный  анализ результатов при помощи ноутбука позволит сделать работу оперативной  и результативной, поможет избежать повторного возвращения на место наблюдения. Семиклассники не выполнят работу одновременно, поэтому анализ несложно организовать индивидуально. Тогда, в случае неудачных фотографий, допустимо делать повторные, до тех пор, пока результат не будет соответствовать требованиям.

     Данные  о времени и месте сбора  вносятся в картотеку.

     Окончание работы. Через означенное регламентом  время группа собирается и проводится групповой анализ фотографий и гербариев. Фотографии копируются в ноутбук, гербарии дети забирают домой для оформления.

     Рефлексия. Учащиеся отмечают, насколько им было сложно осуществить работу, какие  трудности они преодолевали, как  их избежать в следующий раз, как  они оценивают свою деятельность.

 

Заключение

 

    Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг обогащает нас, если благодаря  новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали и не понимали. Но вопросы к миру – прежде всего  вопросы к себе. Важно, чтобы в  процессе организации исследовательской  деятельности учащихся сохранялась  ситуация предзаданной неизвестности, благодаря чему совершенно по-особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса.

     Этапы работы фенологических наблюдений следующие:

  1. Работа учащихся в дневниках наблюдений;
  2. Подведение итогов об изменениях, которые происходят;
  3. Итоговое обобщение сезонных явлений за год.

    Таким образом, на экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.

    Например, проводя на местности измерения  и вычисления площадей, расстояний к отдаленным предметам и высоты деревьев способами «полевой геометрии», учащиеся учатся применять законы геометрии  на практике, пользоваться простейшими  приспособлениями и приборами, делать зарисовки, записи наблюдений, фотографировать, собирать тематические коллекции, работать с картой местности.

    Экскурсия дает широкие возможности для  более полного, комплексного использования  методов обучения (и в первую очередь  проблемных). Любая экскурсия предоставляет  учителю возможность изучить  своих воспитанников.

    При научно- исследовательской работе учащиеся учатся:

    в умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

    Таким образом, обогащаются знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; любовь к природе; развиваются творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развиваются наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизируются познавательную и практическую деятельность; воспитывается положительное отношение к учению. 

 

  Список использованной литературы

 
     
      1. Анашкина  Е.Е. Веселая ботаника. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 192 с.
      2. Барна М.М., Похила Л.С., Яцук Г.Ф. Биология для любопытных. І часть. Растения, грибы Науч. пособ. – Тернополь: Науч. книга – Богдан, 2000. – 88 с.
      3. Беспамятных Т.А. Методика учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии: дисс. к.п.н. СПб., 2002. -174 с.
      4. Биологический эксперимент в школе / Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
      5. Биология. Пособие для тематического учета научных достижений. 6-7 класс / Утверждено: М.М.Сидорович, О.А.Гудзовата, Л.М.Гнатюк, Г.М.Моисеенко, Н.І.Пугачова / Под редакцией М.М.Сидорович. – Тернополь: Путешественник, 2001. – 112с.
      6. Биология. 6 класс. Поурочне планирование. Конспекты уроов. Методическое пособие для учителей биологии. – Тернополь: Научная книга-Богдан, 2007.-192с.
      7. Верзилин М.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1980. – 352с.
      8. Журкова Е.А, Ильина Е.Я. Комнатные растения. – М.: Просвещение, 1968.
      9. Зверев И.Д., Мягкова А.Н., Бруновт Е.П. Воспитание учащихся в процессе обучения биологи. – М.: Просвещение. 1984.
      10. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. – М.: Мол. гвардия, 1972. – 224 с.
      11. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
      12. Никишов А.И., Мокаева З.А., Орловская Е.В. Внеклассная работа по биологии. – М.: Просвещение, 1980.
      13. Папорков М.А., Клинковская Н.И., Миланова Е.С. Учебно-опытные работа на пришкольном участке. – М.: Просвещение, 1980.
      14. Петерман И., Чирнер В. Интересна ли ботаника? – М.: Мир, 1979
      15. Пугал Н.А., Розенштейн А.М. Кабинет биологии. – М.: Просвещение, 1983.
      16. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по ботанике. – М.: Просвещение, 1977.
      17. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 432 с..
      18. Семененко О.П., Упатова И.П., Чурилова А.И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 классах. – Харьков: Скорпион, 2009. – 152 с.
      19. Тарасов А.И. Эколого-ботанические экскурсии в природу. – Сургут: Северный дом, 2005. – 88 с.
      20. Тимофеев Ресовский, Н. В., Яблоков, А. В., Глотов, Н. В. Очерк учения о популяциях. - М., 1973
      21. Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. – М.: Просвещение, 1980. – 102 с.
      22. Трайтак Д.И., Трайтак И.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобр. учрежд. – М.: Мнемозина, 1998. –160 с.
      23. Федорова В.Н., Беляева В.Н., Корчагина В.А., Китов С.А. Методика ботаники. – М.: Просвещение, 1964.- 431 с.
      24. Шапошников Н.Н. Методика преподавания ботаники. – М.: Просвещение, 1965. – 207 с.
      25. Щукин С.В. Опытническая работа учащихся на учебно-опытном участке. – М.: Просвещение, 2001.- 78 с.

     Приложение

Профильная  площадка «Юный  исследователь»: программа деятельности

 
Информационная  карта проекта
 

Научно  – исследовательский лагерь учащихся Сюлинской школы

был образован  в 2003 году. Лагерь функционировал на базе научно

производственного стационара Института северного  луговодства.

Цель:

  выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;

развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка  научно-исследовательской работы в  школе;

развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях

  Задачи:

1.    вовлечение  в учебную научно-исследовательскую  работу талантливых школьников, выявление и отбор школьников, способных к научно-исследовательской  деятельности и дополнительная  работа с ними;

2.     сбор, изучение и обработка материалов  и экспериментальных данных для  проведения собственных научных  исследований,

3.     развитие поисковой активности  у учащихся;

4.     гармоничное сочетание учебно-научной  и воспитательной работы с  активным отдыхом и оздоровлением; 

5.     экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта  взаимодействия ребенка с окружающим  миром;

6.    ознакомление  учащихся с биологическими особенностями  многолетних трав, овощных культур  и  кустарниковых растений. 
Опыт деятельности  
Летний период - это не только подготовка к новому учебному году, но и прежде всего продолжение учебного и воспитательного процесса, который ведётся по многим направлениям образовательной деятельности школ и учреждений дополнительного образования. Педагоги постоянно ищут наиболее эффективные формы организации деятельности учащихся в каникулы. 
Одна из таких форм - профильная исследовательская площадка. Подростки овладевают разнообразными научными методами исследований,  укрепляют здоровье, осваивают различные трудовые навыки. 
С педагогической точки зрения важно, что работы проводятся учащимися 12–14 лет. Они посильны и интересны детям, да ещё и полезны для здоровья. Совместный труд и развлечения оказывают хорошее воспитательное действие: ребята начинают лучше относиться друг к другу, становятся более трудолюбивыми, ловкими и находчивыми. Новые знания об исследованиях, полученные во время экскурсий и походов, усиливают интерес к природе нашей Родины. Из походов ребята возвращаются людьми дела и слова, осознавшими себя в одном историческом ряду. 
Основа деятельности лагеря - непосредственное знакомство учащихся с природой. Структура программы - цели и задачи, модель организации лагерной смены, механизм реализации, кадровое и материальное обеспечение, предполагаемые результаты и методические материалы. Содержание программы включает в себя четыре блока: трудовой, исследовательский, досуговый, оздоровительный.  
Миссия лагеря: создать условия для формирования у подростков системного мировоззрения, компетентности, образованности, готовности к осознанным поступкам и ответственности за них. 

Образовательный блок 
- овладение разнообразными научными методами исследований; 
- приобретение практических навыков; 
- формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения; 
- интеллектуальное развитие  
- получение конкретного научного результата 
 
Воспитательный блок 
- воспитание национального самосознания, любви к малой родине; 
- воспитание потребности заниматься общественной деятельностью, приносить пользу обществу; 
- всестороннее эмоциональное, физическое развитие; 
- воспитание культуры поведения; 
- адаптация подростков к новой среде, новому коллективу; 
- формирование навыков санитарно-гигиенической культуры, оздоровления организма 
 
В успехе проведения трудового лагеря особую роль играет отбор детей - её участников. В отряд принимаются подростки из школы, желающие проводить исследования (медицинская справка и заявление родителей обязательны). 
 
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам лагерь с дневным пребыванием организуется на базе общеобразовательного учреждения с пребыванием детей 6 часов и организацией двухразового  питания. Для участников лагеря выделяют комнаты отдыха с материалами для проведения содержательного досуга, складское помещение для хранения оборудования. 
 
Психолого-педагогическое сопровождение на площадке  
 
На начальном этапе создаётся атмосфера ожидания начала исследований, их предвкушение. Ребята осознают, что предстоящая работа - главное в работе площадки.. 
 
Для того чтобы создать в коллективе благоприятный психологический климат и условия для развития творческой индивидуальности, проводится анкетирование: 
• в организационный период - узнать ожидания и привлекательные виды деятельности, умения и интересы; 
• в основной период - для организации и корректировки работы; 
• в заключительный период - понять, насколько реализованы ожидания детей, проанализировать результаты педагогического труда . 
 
Основное содержание деятельности  
 
Трудовой блок  
 
Для многих воспитанников - переход от полного трудового безделья к сравнительно тяжёлой работе. А для педагогов - от академической тишины урока к бурному разнообразию лагеря. 
 
В трудовом лагере порой происходит серьёзная переоценка ценностей. Тут уважают того, кто надёжен, вынослив, изобретателен и весел, «рукастые» всегда впереди. 
 
 
Правило для педагогов, работающих в трудовом лагере: «Запрещается наказывать детей трудом!» Какие требования предъявляются организации труда? Работа должна быть посильной, цель - понятной для ребят, инструктаж о методике и технике безопасности - подробный. К работе можно приступать только после специальных вводных занятий, пройдя инструктаж по технике безопасности  
 
Исследовательский блок  
 
Во время экскурсий и похода ребята овладевают основами профильной научно-исследовательской деятельности. Юные исследователи учатся распознавать различные виды растений и животных; собирать, фиксировать и описывать природный  материал 
Знания по природе  родного края усваиваются лучше всего на практике, наглядно подтверждаются во время исследований. Через несколько дней смены ребята начинают самостоятельные исследования, научный руководитель занимается только контрольными работами и теоретическими обобщениями. 
 
 
Досуговый блок  
 
Педагоги в течение всей смены решают задачи адаптации подростков к новой среде, новому коллективу; всестороннего развития их творческой индивидуальности; воспитания культуры поведения. 
 
Несмотря на большой объём работ, день насыщен досуговыми делами: 
 
• организуются творческие мастерские: оформительская и игровая; 
• проводятся традиционные дела смены: день знакомств «Здравствуй, наша площадка!», открытие площадки и посвящение в исследователи, день закрытия площадки. «Ветер перемен» - это эмоционально насыщенное событие, когда подводятся итоги исследований, награждаются все участники по различным номинациям. Закрытие - это ритуал, вызывающий стремление вернуться в эти места; 
• проводятся конкурсы: студия «Синема» - создание рисованного фильма, конкурс «Мастер на все руки», «Клуб фантазёров», интеллектуальные игры. 
 
Оздоровительный блок  
 
Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы создают прекрасный физиологический и психологический фон. 
 
Режим дня соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к режиму дня данной возрастной группы детей: сочетание труда и содержательного отдыха, максимальное пребывание на воздухе, проведение оздоровительных мероприятий. 
 
Спортивные мероприятия включают различные виды спортивных игр
• игра на местности «Следопыт»; 
• малые олимпийские игры; 
• «Йог-ого» - состязание йогов; 
• велопробег «Если с другом вышел в путь»; 
• курьёзный туристский маршрут; 
• эстафета служб 01, 02, 03; 
• велородео. 
 
Заботясь о профилактике травматизма, руководство площадки тщательно подбирает оборудование, проводит инструктаж педагогов и воспитанников. 
 
Кадровое обеспечение  
 
Руководит проектом рабочая группа, её функции - информационно-методическое, кадровое, медицинское, материально-техническое и психолого-педагогическое обеспечение лагеря. 
 
С отрядом постоянно работают трое руководителей: 
- научный руководитель - следит за выполнением научной программы ; 
- педагог - организует воспитательную работу на площадке, отвечают за жизнь, здоровье и безопасность её участников; 
- медицинский работник - проводит предварительное и постоянное освидетельствование участников раскопок, оказывает необходимую медицинскую помощь. 
 
Правила жизни на площадке  
1. Спеши делать добро. Будь щедрым на доброту. 
2. Полагайся на дружбу. 
3. Уважай чужое мнение. Учись слушать и слышать. 
4. Уважай старших. Будь благодарным. 
5. Работай над своими привычками. Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер. 
6. Верь в свои силы и в то, что ты делаешь. 
7. Найди своё дело. Начинай с того, что тебе по силам. Дело боится смелых. 
8. Воспитывай волю. Без воли нет успеха, без успеха нет счастья. 
9. Будь любознательным. 
10. Воспитывай самостоятельность. 
11. Цени время. Время - это жизнь. Делай всё вовремя. 
 
Девиз отряда «Юный исследователь»  
 
«Людям, верящим в добро и дружбу, не страшны горы трудностей и моря сомнений. Вместе мы всё преодолеем». 

     
Дата Мероприятие Примечание
1   Открытие площадки. Цели, работы задачи  
2   Суть исследовательской  деятельности  
3   Работа на приусадебном участке  
4   Ознакомление  с растениями на стационарных площадках.  
5   Изучение видового состава трав  
6   Интеллектуальный  марафон. «Следопыт»  
7   Отработка методик  исследования  
8   Разработка  маршрутов для исследования видового состава растений. Работа с литературой.  
9   Работа на приусадебном участке.  
10   Камеральные исследования растений. Подсчет собранного материала (колосков, листьев)  
11   Работа на стационарных площадках.  
12   Мероприятие «Здоровье в твоих руках»  
13   Работа на приусадебном участке.

Работа с гербариями

 
14   Водные ресурсы  с. Сюля.  
15   Однодневный поход   
16   Обработка данных растений в компьютере  
17   Эстафета служб 01,02,03  
18   Работа на приусадебном участке  
19   Отчет об исследовании  
20   Подведение  итогов.  

Информация о работе Научно- исследовательская работа учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря