Научно- исследовательская работа учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка методики изучения популяций растений в условиях летнего лагеря для повышения эффективности обучения учащихся.
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по проблемам организации и методики проведения научно-исследовательской работы учащихся по биологии.
2. Анализ содержания и структуры понятия «популяция растений».
3. Разработка методики проведения научно- исследовательской работы учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно- исследовательская работа школьников 5
1.1.Характеристика научно- исследовательской работы учащихся в школе 5
1.2. Научно- исследовательский лагерь «Юный исследователь» 14
1.3. Популяция растений как объект изучения учащихся 16
Глава 2. Методика научно- исследовательских работ учащихся в условиях летнего лагеря 19
2.1.Формы и методы научно- исследовательской работы в условиях лагеря 19
2.2. Методика научно- исследовательских работ по изучению популяций растений 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения

Работа состоит из  1 файл

попул исправ.docx

— 3.30 Мб (Скачать документ)

    На  таких конференциях ребята на практике ощущают связь разных наук; осознают, что для исследования объектов, будь то лишайники или особенности современного семейного бытования, они пользуются одними научными методами.

    При этом решаются и многие другие образовательные задачи: развивается монологическая речь, умение доступно излагать узкоспециализированные дисциплины (биогеохимики должны доходчиво, без нагромождения специальных терминов объяснить фольклористам суть происходящих в бухте процессов).

    Необходимо  помнить, что, в отличие от «взрослых» конференций, где о достоинствах работы обычно не говорят, а отмечают недостатки и спорные моменты, на детской конференции каждую работу обязательно нужно похвалить (независимо от ее качества). Это необходимо для того, чтобы у ребенка возникло чувство удовлетворения от выполненной работы и желание продолжать избранную деятельность. Неточности методики и анализа, допущенные руководителем - не предмет для обсуждения на детской конференции, их полезно обозначить, а разбор устроить на педсовете.

    Конференция - напряженная и длительная часть программы, после нее детям необходима разрядка: праздник с конкурсами, спортивными состязаниями, театральными представлениями, песнями. Вся программа итогового дня обычно занимает 10-12 часов и заканчивается под утро.

    Далее следует день отдыха, сборы и отъезд. Важно воспитывать в учащихся аккуратное, бережное отношение к пробам и прочим экспедиционным материалам, которые после итоговой конференции подчас подвергаются забвению.

     Наблюдения  проводится самые разные:

     • агробиологические;

     • агрофизические;

     • агрохимические и др.

     В опытнической работе с растениями успешно  применяются регуляторы роста растений (фитогормоны), которые обладают ярко выраженным действием на растительный организм. С этой целью проводим опыты с использованием таких  регуляторов роста как гетероауксин, нафтилуксусную кислоту (НУК), индолил - масляную кислоту (ИМК) и др. Опыты с физиологически активными веществами наглядно показывают с одной стороны возможность управления жизнедеятельностью растений, а с другой - развивают познавательную активность школьников, повышают их интерес к биологии.

     Опытническая  работа укрепляет связь обучения учащихся с практикой, воспитывает  интерес к сельскому хозяйству, пробуждает и развивает у ребят  познавательные интересы, показывает применение достижений науки в практике сельскохозяйственного производства, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обогащению знаний, средством совершенствования  их практических трудовых и организационных  умений и навыков.

     Экскурсии.

     Как бы хорошо ни изучали мы биологию за партой, познание законов природы  невозможно без общения с самой  природой. Ребята ждут этого общения, поэтому парк – любимое место  проведения экскурсий по биологии. Экскурсии в природу – удивительная форма работы.

      Экскурсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

      Учебная экскурсия - это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности.

      Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с  практикой, с жизненными явлениями  и процессами; любовь к природе; развивать  творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма  и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению.

      В зависимости от типа, содержания и  метода проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной  группы может входить от десяти до сорока учеников.

      Длительность  учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости от учебных  задач, конкретных условий проведения, возраста учащихся [25, с.89].

     2.2. Методика научно- исследовательских работ по изучению  популяций растений

 

     При работе по созданию цифрового образовательного ресурса (ЦОРа) «Электронная коллекция растений с. Сюля Нюрбинского улуса» полевые работы проводятся в черте села в различных его участках, где много зеленых насаждений; участвуют школьники и руководители полевых работ; следование осуществляется либо пешком (например, в парк) или на автобусе (отдаленные районы города)

     Составные части: вступительная беседа, исследовательская  деятельность, анализ результатов, рефлексия.

     Разделы:

     а) подготовка

     б) проведение

     Подготовка  базируется на предварительном изучении возможностей села.

     К проведению полевых работ привлекаются педагоги дополнительного образования  МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов».

    Цель:

      выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской  деятельностью;

    развитие  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской  работы в школе;

    развитие  личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях

      Задачи:

    1.    вовлечение в учебную научно-исследовательскую  работу талантливых школьников, выявление и отбор школьников, способных к научно-исследовательской  деятельности и дополнительная  работа с ними;

    2.     сбор, изучение и обработка материалов  и экспериментальных данных для  проведения собственных научных  исследований,

    3.     развитие поисковой активности  у учащихся;

    4.     гармоничное сочетание учебно-научной  и воспитательной работы с  активным отдыхом и оздоровлением; 

     5.     экологическое воспитание  учащихся, формирование позитивного  опыта взаимодействия ребенка  с окружающим миром;

    6.    ознакомление учащихся с биологическими  особенностями многолетних трав, овощных культур и  кустарниковых  растений.

     Календарный график работ

     
Мероприятие Примечание
1 Открытие площадки. Цели, работы задачи  
2 Суть исследовательской  деятельности  
3 Работа на приусадебном участке  
4 Ознакомление  с растениями на стационарных площадках.  
5 Изучение видового состава трав  
6 Интеллектуальный  марафон. «Следопыт»  
7 Отработка методик  исследования  
8 Разработка  маршрутов для исследования видового состава растений. Работа с литературой.  
9 Работа на приусадебном участке.  
10 Камеральные исследования растений. Подсчет собранного материала (колосков, листьев)  
11 Работа на стационарных площадках.  
12 Мероприятие «Здоровье в твоих руках»  
13 Работа на приусадебном участке.

Работа с гербариями

 
14 Водные ресурсы  с. Сюля.  
15 Однодневный поход   
16 Обработка данных растений в компьютере  
17 Эстафета служб 01,02,03  
18 Работа на приусадебном участке  
19 Отчет об исследовании  
20 Подведение  итогов.  

 

     ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ПОДГОТОВКИ:

     1. определение целей и темы 

     Тема: «Древесные формы растений села Сюля Нюрбинского улуса»

     Цель: сбор информации о древесных формах растений села

     Задачи: 1. Определить, в каких частях села произрастают различные виды деревьев

     2. Дополнить список растений и  определить незнакомые

     3. Собрать наглядный материал о  растениях (фотографии деревьев, гербарный материал) 1

     2. выявление объектов изучения

     Экскурсия в лесхоз по определению списка растений. Растения являются объектами изучения.

     1. По содержанию - одноплановые (растения)

     2. По функциональному значению - основные

     3. По степени сохранности – не  охраняемые

     3. изучение и накопление материалов  по теме

     Составление описания видовых характеристик  изучаемых растений, сбор информации по плану.

     4. составление карточек изучаемых  объектов

     Составляется  картотека изучаемых растений

     Видовое название (русское и латинское), семейство

     Ответственный за сбор информации об объекте

     Источники информации

     Место и время фотографирования

     Место и время сбора гербария

     5. организация консультаций

     В процессе составления описания объектов оказание консультативной помощи.

     Консультация  специалистов по определению растений. Полезно составить словарик с  определениями наиболее употребительных  терминов

     6. составление маршрута 

     Полевые работы будут осуществляться в наиболее озелененных частях села.

     7. объезд или обход маршрута

     Предварительно  совершается объезд города, помечаются места, где будут проводиться  работы, также проводится обход этих мест с целью определения удобства для полевых работ, удаленности  от проезжей части и безопасности.

     8. сбор оборудования

     Необходимо: цифровые фотоаппараты, ноутбук, оборудование для сбора гербария, планшеты (писать), картотека для внесения недостающих  данных

     9. составление методической разработки

     Схема методической разработки:

     Элементы  маршрута

     Объекты исследования

     Продолжительность

     Перечень  основных вопросов

     Организационные указания

     Методические  указания

     В графе "Методические указания" приводятся рекомендации о том, каковы должны быть последовательность и характер анализа  объектов, какие методические приемы, способы следует применять, излагаются различные варианты исследовательской  деятельности в зависимости от характера  группы, а также даются советы по сбору наглядного материала.

     10. проведение пробной работы и  её анализ 

     Так как полевые работы осуществляются с целью исследования и сбора  информации, то пробная работа служит для того, чтобы увидеть возможные  трудности и в процессе анализа  найти способы их избежать.

     В данном случае выход в природу  проводится с целью установить специфику  фотографирования объектов, сформулировать основные требования к фотографиям, выяснить КАК сделать фотографию, чтобы она соответствовала этим требованиям. 

     ПРОВЕДЕНИЕ  ПОЛЕВЫХ РАБОТ

     Место проведения: парк, сквер, другие озелененные  части города. Место должно быть достаточно удалено от проезжей части  дорог, надежно защищено от движения транспорта и потока пешеходов, находиться в стороне от опасных зон строительных и реставрационных работ.

     Организационный момент.

     Основные  пункты: вступительная беседа о месте  проведения экскурсии, красотах родной природы, сообщение цели, сообщение  плана работы (объекты распределены заранее), какие трудности нас  ожидают и как их избежать, сообщение  правил техники безопасности, регламент  деятельности

     Организация исследовательской работы.

     За  каждым учащимся закреплен растительный объект, о котором он собирает информацию. Следовательно, каждый учащийся в начале полевой работы выделяет объект из окружающей среды (находит «свое» растение), фотографирует его части (кору, листья, цветы, плоды, если есть, внешний вид) и собирает гербарий. Для нахождения объекта учащийся пользуется описанием, которое сам составлял. При определении незнакомых растений привлекается руководитель или специалист со станции юных натуралистов, также используется определитель высших растений.

Информация о работе Научно- исследовательская работа учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря