Научно- исследовательская работа учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка методики изучения популяций растений в условиях летнего лагеря для повышения эффективности обучения учащихся.
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по проблемам организации и методики проведения научно-исследовательской работы учащихся по биологии.
2. Анализ содержания и структуры понятия «популяция растений».
3. Разработка методики проведения научно- исследовательской работы учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно- исследовательская работа школьников 5
1.1.Характеристика научно- исследовательской работы учащихся в школе 5
1.2. Научно- исследовательский лагерь «Юный исследователь» 14
1.3. Популяция растений как объект изучения учащихся 16
Глава 2. Методика научно- исследовательских работ учащихся в условиях летнего лагеря 19
2.1.Формы и методы научно- исследовательской работы в условиях лагеря 19
2.2. Методика научно- исследовательских работ по изучению популяций растений 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения

Работа состоит из  1 файл

попул исправ.docx

— 3.30 Мб (Скачать документ)

     «Научно- исследовательская работа учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря»

     (Курсовая  работа) 
 
 
 
 

Содержание 

     Введение 3

     Глава 1. Научно- исследовательская работа школьников 5

     1.1.Характеристика научно- исследовательской работы учащихся в школе 5

     1.2. Научно- исследовательский лагерь «Юный исследователь» 14

     1.3. Популяция растений как объект изучения учащихся 16

     Глава 2. Методика научно- исследовательских работ учащихся в условиях летнего лагеря 19

     2.1.Формы и методы научно- исследовательской работы в условиях лагеря 19

     2.2. Методика научно- исследовательских работ по изучению популяций растений 28

     Заключение 34

     Список использованной литературы 36

Приложения 

Введение

 

      Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской  работы школьников - одна из основных форм творческой работы с молодежью. Она  требует применения современных  информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

      Как показывает опыт, метод проектов и  деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной. Исследовательская работа обучающихся как самостоятельный вид учебной деятельности осуществляется на всех уровнях образовательной системы в разном объёме.

      Сейчас  в Республике Саха сложилась и  успешно действует практика научно-практических конференций, на которых юные исследователи  выступают с сообщениями об исследованиях, выполненных самостоятельно или  под руководством школьных учителей, преподавателей вузов, научных сотрудников  институтов. Подобные мероприятия не замыкаются в рамках страны, а выходят  международный уровень. Многолетний  опыт работы ведущих учителей-методистов показывает, что любовь к предмету, интерес к той или иной области  естествознания не редко рождаются  именно на умело проведенной экскурсии. Этим обоснована актуальность выбранной  темы работы: «Научно- исследовательская работа учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря».

      Цель  работы – разработка методики изучения популяций растений  в условиях летнего лагеря для повышения  эффективности обучения учащихся.

      Задачи  исследования:

      1. Анализ литературных источников  по проблемам организации и  методики проведения научно-исследовательской  работы учащихся по биологии.

      2. Анализ содержания и структуры  понятия «популяция растений».

      3. Разработка методики проведения  научно- исследовательской работы  учащихся по изучению популяций  растений  в условиях летнего  лагеря.

 

Глава 1. Научно- исследовательская  работа школьников

     1.1.Характеристика  научно- исследовательской работы  учащихся в школе

 

    Обучение  школьников специальными знаниями, а  также развитие у них общих  умений и навыков, необходимых в  исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

    Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и  умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи [3, c.17].

    Логика  каждого исследования специфична. Исследователь  исходит из характера проблемы, целей  и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащённости исследования и своих возможностей. Обратимся к основным категориям исследовательской работы и разберём примерный алгоритм разработки программ исследования.

      Проблема исследования как категория  предлагает исследование неизвестного  в науке, что предстоит открыть,  доказать, изучить с новых позиций.  Проблема – это затруднение,  неопределенность. Чтобы устранить  проблему, требуются действия, в  первую очередь – это действия, направленные на исследование  всего, что связано с данной  проблемной ситуацией. Поиск проблем  – дело непростое. Найти проблему  часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту  часть исследовательской работы  с ребенком, следует проявить  гибкость и не стоит непременно  требовать ясного осознания и  формулирования проблемы, четкого  обозначения цели. Вполне достаточно  ее общей, приблизительной характеристики [13, c.52].

    Умение  видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.

    Одно  из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность  изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с  разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек  зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного  взгляда и часто не замечается другими.

    Тема  отражает проблему в её характерных  чертах. Удачная, точная в смысловом  отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

    Правила выбора темы

    •Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

    •Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

    •Тема должна быть оригинальной, в ней  необходим элемент неожиданности, необычности.

    •Тема должна быть такой, чтобы работа могла  быть выполнена относительно быстро.

    •Помогая  учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той  сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.

    •Педагог  тоже должен чувствовать себя исследователем.

    Приступая к работе над темой, очень важно  иметь её план, хотя бы в самой  общей форме. Он поможет ученику  отыскать, собирать, накопить первоисточники по теме. По мере изучения и первичного ознакомления с литературой принятый план, безусловно, будет видоизменяться. Однако ориентировочный план даст возможность  связать в единое целое разнообразную  информацию. Поэтому такой план надо составить как можно раньше, и  в его составлении незаменима помощь руководителя работы.

    Актуальность  выбранной темы обосновывает необходимость  проведения исследования.

    Объект  исследования – это область, в  рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и  свойств как источника необходимой  для исследователя информации.

    Предмет исследования более конкретен и  включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному  изучению в данной работе, он устанавливает  границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается  в рамках какого-то объекта.

    Чтобы не уклониться от избранной темы, необходимо ясно и точно представить себе цель и задачи исследования. Их определение  позволит ученику более экономно и с большей целеустремлённостью  собирать материал и обрабатывать его.

    Цель  формулируется кратко и предельно  точно, в смысловом отношении  выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и т.д.

    Цель  конкретизируется и развивается  в задачах исследования. В задачах  обозначают комплекс проблем, которые  необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы.

    Гипотеза  исследования – это развёрнутое  предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько  – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если…, то…» или «Чем…, тем…»). Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное. В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.

    Гипотеза  – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые  разные гипотезы по поводу того, что  видят, слышат, чувствуют. Множество  интересных гипотез рождается в  результате попыток поиска ответов  на собственные вопросы. Гипотеза –  это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна  – она просто не определена. Стоит  ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она  также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

    Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы  проверки гипотез обычно делятся  на две большие группы: теоретические  и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез  предполагают наблюдения и эксперименты.

    Построение  гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют  открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность  увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

    Выбор конкретных методик и методов  исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика – это совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов. Иными  словами методы научного исследования – это способ изучения объектов исследования.

    Методы  научного исследования:

    1. Методы, направленные на теоретическое  изучение проблемы, например на  изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;

    2. Методы, обеспечивающие получение  практических результатов исследования  проблемы: наблюдение, беседа, анкетирование.

    Методы  исследования обеспечивают большую  точность и глубину изучения избранной  проблемы, обеспечивают решение поставленных в работе задач.

    Необходимым компонентом программы является установление сроков исследования. Сроки  должны быть достаточны для проверки воспроизводимость, надёжности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации [25, c.92].

    Основные  этапы исследования:

      •Первый этап – подготовительный  – включает в себя выбор  проблемы и темы, определение  и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы  исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку  методики исследования.

    •Второй этап – конструирующий (постановочный, создающий) – содержит непосредственно  исследование (возможна и его разбивка на этапы).

    •Третий этап – корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование  и уточнение.

Информация о работе Научно- исследовательская работа учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря